ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДЕРЖАВНАЯ БЕСЕДА ГОД ЦАРСКОЙ ГОЛГОФЫ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

БОГОРОДИЦА У КРЕСТА РОССИИ

 


Подлинник иконы в Казанском храме в Коломенском

 

 

В предыдущие годы в номерах «ПК» от 15 марта мы обычно публиковали материалы на тему произошедшего в этот день в 1917 году драматического отрешения от престола Императора Николая II и последовавших затем в нашей стране безбожных безпорядков и беззаконий. Сегодня мы решили осветить эту дату в ином ключе – в контексте явления «Державной» иконы Пресвятой Богородицы, взявшей под Свой Покров и в Свое подданство всех, кто в тот момент остался верен Ее Божественному Сыну и святой Православной вере.

Об этом мы побеседовали с настоятелем храма «Державной» иконы Божией Матери в подмосковном поселке Кратово, членом Союза писателей России, протоиереем Николаем Булгаковым.

 

– Батюшка, Вы родились и большую часть жизни прожили в советском государстве, властители которого при помощи сильнейшей антимонархической пропаганды формировали в обществе республиканское правосознание. Однако сегодня Вы настоятель храма в честь «Державной» иконы Божией Матери – Царской иконы, и убежденный монархист, почитатель святых Царственных Мучеников. Как это стало возможным и как произошло?

– В человеческой истории, в каждой человеческой жизни действует Промысл Божий. Действительно, у людей моего поколения, рожденных после войны, и в мыслях не было воцерковляться, почитать Царя Николая II святым, быть монархистами. В юности эти идеи нам были совершенно чужды. Но чужды, пожалуй, прежде всего, для головы, для того понимания жизни, которое нам было доступно. Но что касается сердца, то оно больше откликалось не на временное, идеологическое, а на вечное.

История совершается прежде всего на Небесах. Господь смотрит на наше сердце, на наше стремление к добру, видит наши немощи – и выбирает лучший вариант для нашей пользы. Там, на Небесах, все решается – а на земле происходят видимые события. 

Известен, например, такой случай в ХХ веке. Святитель Филарет Московский явился своему родственнику, Владимиру Петровичу Седову, и повелел привести в порядок могилу его, митрополита, матери. А времена стояли советские, богоборческие, и делать это было опасно. Но святитель явился вторично и сказал: «Ничего не бойся: у нас (на Небесах) решено – здесь все так и будет…»

Для почитания святого Царя Николая и Его Семьи нужно только одно – правда о них.

Если посмотреть на Их фотографии, кажется, уже все станет ясно.

То, что мы, люди советского времени, воспитанные на клевете на Царя, на Монархию, на нашу дореволюционную историю, стали чтить Царственных Мучеников как великих святых – это чудо Божие. Как чудо нашей веры, которую дал нам Господь по Своей милости – в том числе и молитвами святых Царственных Мучеников. Как чудо всей Русской истории, ведомой Господом, предстательством Неусыпающей в молитвах за Святую Русь Царицы Небесной.

Недавно отошедший ко Господу великий старец земли Русской архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о Царе Николае II еще в 1993 году, что это был «Великомученик. Он отдал себя в жертву за Россию. Первый удар принял на себя».

Большую роль во всенародном почитании, в очищении от клеветы имен святого Царя и Его Семьи, а также Их Друга Григория Ефимовича Распутина сыграл высокий духовный авторитет еще одного нашего великого старца – протоиерея Николая Гурьянова. Помнится, как его суждения о святом Царе, о Монархии многих освобождали от застаревших стереотипов наших современников, в том числе священников…

 

– Один из наиболее распространенных упреков в адрес Царя Николая II – его т. н. «отречение» от престола. А Вы как оцениваете случившееся 2/15 марта 1917 года и последующие события?

– Царь видел своим ясным духовным зрением свой народ в момент его глубокого духовного помрачения, на краю гибели. И что он мог сделать? Наивно думать, что он мог «остановить отступление своей немощной рукой», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), – даже Царской Самодержавной рукой. Господь попустил... Он мог только страдать, видя, как весь мир, можно сказать, ринулся к «светлому будущему» без Бога. Но Царь оставался с Богом, с Евангелием, непоколебимо.

К несчастью, народ поддался на клевету – духовная борьба идет всегда, диавол работает. И когда народ обманули вестью о «добровольном отречении» Государя, то, по рассказам моего отца, которому было семь лет в тот год, в Орловской губернии, где он жил, народ ликовал  как впоследствии в день Победы 1945 года, – другого такого всплеска мой отец в ХХ веке не видел. Люди же не знали тогда подоплеки этого происшествия, тех «измены, трусости и обмана», за которые по законам военного времени полагается смертная казнь.

Началось опьянение «свободой», вседозволенностью, шел развал государственной, общественной жизни, развал армии, развал нравственности. В результате мы потеряли все, что имели. Это все были страшные плоды человеческого своеволия, претензии на власть, которая принадлежит Богу, Царице Небесной и тем, кому Они ее дают…

После свержения Государя Временное правительство вроде бы лояльно относилось к вере, но оно, как мы знаем, было масонским, т. е. по существу враждебным Православию, хотя, конечно, не таким открыто агрессивным, как большевистское…

 

– Как известно, в этот день, 2/15 марта, когда произошла государственная измена и Императора лишили власти, в подмосковном Коломенском была обретена «Державная» икона Божией Матери. В чем, по-Вашему, значение ее явления?

– Для верующих людей, которых в России большинство, это стало знаком свыше, совершенно ясным знаком того, что Матерь Божия, Царица Небесная, приняла на Себя правление страной, вырванное врагами из рук земного Царя, и что монархическая история России продолжилась.

 

 

Чувство ложной свободы быстро обернулось полной несвободой. И, когда большевики развернули гонения против веры в нашем православном государстве, ответом им стали Крестные ходы в защиту Церкви, за что православные стали расплачиваться кровью. Именно явление «Державной» иконы особенно духовно поддержало тогда наш верующий народ – Пресвятая Богородица показала, что остается Заступницей нашей и в это смутное время. Она так и возвестила: «Кто будет обращаться ко Мне в этих испытаниях, будет спасаем».

Весть о чудесном явлении «Державного» образа, передаваемая из уст в уста, быстро распространилась. Люди, желая почтить эту святыню, стекались в Коломенское. Историческим свидетельством отношения православного народа к этому небесному событию стало бархатное покрывало, созданное народом в том же 1917 году, на котором были вытканы слова: «Державная Победительница, вразуми и научи нас покаянию!» Покрывало это можно было видеть в прошлом году в Коломенском на выставке, посвященной 100-летию явления «Державной» иконы.

В советские годы об этом, конечно, не говорилось, но теперь, оглядываясь на прошедшее столетие, мы видим, что в народе нашем хранилась вера, верность Богу. И это, наверное, сильнейший пример во всей мировой истории: вопреки небывалым гонениям на Церковь, на все религиозное, на самую душу народа, у нас сохранились духовные ценности Святой Руси.

 

– «Державную» икону глубоко чтил святой Патриарх-исповедник Тихон, и даже служба и акафист ей составлены по его благословению и с его участием. Батюшка, как Вы считаете, восстановление на Руси Патриаршества в 1917 году можно назвать еще одним свидетельством чуда Промысла Божия в нашей истории? И чем вообще, как Вы думаете, обусловлена ее драматичность?

– Да, конечно. Еще осенью 1917 года на Поместном Соборе нашей Церкви, который открылся в Москве в день Успения Пресвятой Богородицы, некоторые его участники говорили, что нам не нужно упраздненное Петром I Патриаршество, не нужен Патриарх, а то это будет нечто похожее на Царскую власть, от которой, мол, только что «освободились». Говорили так не богоборцы, а участники православного церковного Собора!

Но потом, когда в Петрограде 25 октября произошел переворот, когда большевики стали обстреливать соборы Московского Кремля, отношение к этому вопросу на Соборе поменялось, его участники согласились, что Церкви нужен Патриарх. И монархическое начало у нас в Церкви было восстановлено. После двухвекового перерыва в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери был избран Патриарх, и в день Введения во храм Пресвятой Богородицы святитель Тихон взошел на первосвятительский престол Русской Церкви.

Все события в истории нашего Отечества, происходившие и тогда, и в последующие годы, и в наши дни, есть проявление главной духовной брани в этом земном мире: между духом церковно-монархическим, духом смирения, послушания, – и духом безбожно-революционным, духом гордыни и своеволия.

 

– Как в этом контексте понимать духовный смысл постигшей Россию революционной катастрофы – это наказание за отступление или, наоборот, страдания за Христа?

– В Писании сказано: многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное (см.: Деян. 14, 22). Так и эти скорби были попущены для спасения душ тех людей, которые могли их воспринять должным образом, покаяться, обратиться к Богу.

Конечно, в своей полноте Промысл Божий непостижим для нас. Но то, что нам открыл Господь, в том числе дарованием «Державной» иконы, – это мы должны осознавать, чтобы скорби не оказались безполезными, как у неблагоразумного разбойника. А второй разбойник, благоразумный, как мы знаем, претерпел свои страдания с покаянием, с верой, был прощен и спасен Господом, даже первым вошел в рай.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник