ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Мудрая дева

 

 

Святая девственница Феодора подвизалась в Александрии. По наставлениям ее более чем вероятно, что она была настоятельницею общины дев. По ее же словам видно, что она жила в то время, как Александрийскою Церковью управлял архиепископ Феофил.

Между письмами святого Исидора Пелусиотского, жившего во время Феофила и Кирилла Александрийских, есть послание к александрийским инокиням-сандальницам. Это название значит, что инокини блаженной Феодоры носили на ногах сандалии, тогда как фиваидские пустынницы ходили босыми. «Женский пол, – писал преподобный, – не имеет права на снисхождение, – он может мужественно противостоять обольщению и отражать нападения пожеланий... Глава женских побед и трофеев, всехвальная Фекла, стоявшая неизменным столпом девства, как огонь, возгоревшись среди волн страстей, приплыла в безопасную пристань. Если желаете быть таковыми, сохраняйте неугасимыми лампады, – скоро придет Жених. Да не усыпит вас какой-либо сон сладострастия, который сонливых и нерадивых оставляет за дверями брачного чертога».

Блаженная Феодора бодро ожидала Небесного Жениха, зорко смотрела за состояниями души своей, не допуская власти греха над собою. По памятникам остается за нею название святой Феодоры щедролюбивой. Это значит, что она отличалась в жизни своей особенною любовью к подвигам милосердия. Подвигами многих лет достигла она высокой духовной опытности, так что наставления ее записывались и перешли в книгу духовных советов.

«Старайтесь, – говорила она, – входить тесными вратами. Если бы деревья не подвергались в холодное время напору ветров, дождю и стуже, то летом не приносили бы плодов. Жизнь земная с ее невзгодами – наша зима. Если не станете переносить скорби и испытания, – не ожидайте себе покоя за гробом».

«Неоценимы выгоды уединенной жизни, особенно для дев и отшельников молодого возраста. Но надобно строго наблюдать за собою, чтобы не утонуть в лени или унынии. Под предлогом желаемого душевного мира предаются покою телесному и доходят до бед душевных; появляется чувство усталости, расслабление колен, – появляется то та, то другая болезнь. „Болен я, – говорят, – не могу прочитывать положенных молитв“. Но дело в том, что не возбуждают себя к твердости. Один монах при наступлении часа молитвы ощущал лихорадку и боль в голове. Раз он говорит себе: „Да, я чувствую себя дурно; пожалуй, и умру, – пусть же встану и помолюсь Богу прилежнее обыкновенного“. Так он вынудил себя стать на молитву и читал положенные молитвы. Оказалось, что еще не окончил он молитв, как чувствовал легкость, и когда прочел, то пропала вся болезнь. После того он стал бороться с лукавою ленью точно так же и каждый раз чувствовал себя после молитвы свежим и здоровым».

«Христианин, разговаривая с манихеем, настаивавшим, что тело – источник зла и дело демона, отвечал ему умно: подчините тело ваше христианскому умерщвлению, – и убедитесь, что тело создано Богом».

«Ни бдения, ни телесные труды не доведут нас до спасения, если нет в душе смирения. Был святой пустынник и изгонял духов из бесноватых. Раз спросил он демона, что прогоняет его – „не пост ли?“ – „Нет, – отвечал тот, – и мы постимся“. „Не бдение ли?“ – „Нет; ты знаешь, что и мы не спим и бываем очень деятельны“. – „Не пустынная ли жизнь?“ – „Нет; и мы ходим по пустыням“. – „Какая же добродетель изгоняет вас?“ – „Смирение побеждает нас, смирения не терпим мы“, – отвечал тот. Видите, – продолжала Феодора, – смирение есть та добродетель, которая дарует нам победу над злыми духами».

Она не дозволяла никому оставлять своей кельи по причине искушений. «Искушения, – говорила она, – пойдут за нами везде. Пустынник, мучимый искушением, собирался совсем в дорогу, чтобы оставить свою келью. Но неожиданно видит, что кто-то в человеческом образе надевает сандалии и говорит ему: „Ты, может быть, ради меня удаляешься отсюда; но уверяю тебя, что я хожу скорее тебя, и куда бы ты ни пошел, везде найдешь меня“. Видите, он еще насмеялся над неопытным пустынником».

Вот прекрасный урок, данный святою для начальствующих! «Кто не умеет, – говорила она, – вести другие души ко спасению, пусть откажется от мысли о начальствовании. Начальник не должен питать в себе ни гордости, ни желания власти. Он не должен быть игрушкою лести и не должен ослепляться подарками. Начальник должен быть кроток, исполнен смирения, терпелив; он должен быть строго честен и прямодушен; должен быть кстати снисходительным и в свое время строгим. Любовь его должна заботиться о других, как о самом себе».

Святая Феодора почила около 415 года.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

Печатается с сокращениями

 

 

 

 

2/15 января. Вторник.

Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преп. Серафима Саровского, чудотворца. Преп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320). Мч. Василия Петрова (1942).

 

3/16 января. Среда.

Прор. Малахии (400 г. до Р. Х.). Мч. Гордия (IV). Сщмч. Василия Холмогорова пресвитера (1938).

 

4/17 января. Четверг.

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня. Марка и Луки евангелистов. Клеопы, Симеона. Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта. Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Первомч. архидиакона Стефана. Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Преп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Преп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

 

5/18 января. Пятница. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Преп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Преп. Симеона Псково-Печерского (1960). Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Преп. Аполлинарии (ок. 470). Преп. Фостирия. Преп. Мины (VI). Преп. Григория Акритского (ок. 820). Мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938). День постный.

 

6/19 января. Суббота.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Преставление свт. Феофана, затворника Вышенского (1894).

 

7/20 января. Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.

Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

8/21 января. Понедельник.

Препп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Преп. Домники (ок. 474). Преп. Григория, чудотворца, Печерского, в Ближних пещерах (1093). Преп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Преп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Преп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.). Сщмч. Виктора Усова пресвитера (1937); сщмчч. Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Василия Архангельского пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); св. Михаила Розова исп., пресвитера (1941).

 

9/22 января. Вторник.

Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Преп. Ионы Киевского (1902). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Преп. Евстратия чудотворца (IX). Сщмч. Павла Никольского пресвитера (1943).

 

10/23 января. Среда.

Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Преп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Преп. Маркиана пресвитера (V). Преп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Преп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Преп. Макария Писемского (XIV). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Сщмч. Зиновия Сутормина пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

 

11/24 января. Четверг.

Преп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Преп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Преп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).

 

12/25 января. Пятница.

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235). Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Преп. Мартиниана Белоезерского (1483). Мч. Мертия (284–305). Мч. Петра Авессаломита (309–310). Преп. Евпраксии Тавенской (393). Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».

 

13/26 января. Суббота по Богоявлении.

Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Преп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Преп. Елеазара Анзерского (1656). Мч. Петра Анийского (309–310). Преп. Иакова, еп. Низибийского (350). Преп. Пахомия Кенского (переходящее празднование в субботу по Богоявлении).

 

14/27 января. Неделя 35-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV–V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Преп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Преп. Феодула (V). Преп. Стефана (VIII). Преп. Иоанна Кевролетина исп. (1961).

 

15/28 января. Понедельник.

Препп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249–251). Препп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Свт. Герасима, патриарха Александрийского (1714). Сщмч. Михаила Самсонова пресвитера (1942).

 

16/29 января. Вторник.

Поклонение честным веригам ап. Петра. Прав. Максима, иерея Тотемского (1650). Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161–180). Мч. Данакта чтеца (II). Сщмч. Иоанна Петтайя пресвитера (1919).

 

17/30 января. Среда.

Преп. Антония Великого (356). Преп. Антония Дымского (1224). Преп. Антония Черноезерского (XVI). Сщмч. Виктора Европейцева пресвитера (1931); сщмч. Павла Успенского пресвитера (1938).

 

18/31 января. Четверг.

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преп. Сергия Радонежского. Преп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII). Преп. Маркиана Кирского (ок. 388). Сщмч. Михаила Каргополова пресвитера (1919); сщмч. Евгения Исадского пресвитера (1930); сщмчч. Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова пресвитеров (1938).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник