ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Вы теряете полную свободу»

Важнейшее заявление Патриарха Кирилла
об опасности цифровых технологий

 

 

В канун праздника обретения мощей преподобного Серафима, 31 июля 2019 года, на встрече с учеными-ядерщиками в Сарове Святейший Патриарх Кирилл сказал в своем заключительном слове:

«Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступил. Замечательные выступления, многое я для себя записал. Позвольте мне резюмировать все то, о чем мы говорили, исключительно с религиозной точки зрения.

Что меня реально безпокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена», – подчеркнул Предстоятель, отметив, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома, сообщает Патриархия.ru.

Таким образом Предстоятель Русской Православной Церкви впервые обозначил скрытый для большинства людей духовный аспект внедрения цифровых технологий, который несет опасность порабощения человека злонамеренными силами помимо его воли.

Далее на сайте Патриархия.ru отмечается:

«По словам Его Святейшества, опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации значительно повышается, а методы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными платежными средствами. “Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована – не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам”, – добавил Святейший Владыка.

“Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов, которые сейчас употребляются при сборе статистических данных и т.д.”, – пояснил Предстоятель Русской Православной Церкви.

“Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни – человеческой свободой, – заявил Патриарх. – Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна”», – завершает сообщение Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Но что означает «оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна»?

Безусловно, такая ситуация ставит под угрозу спасение души.

В творениях известного богослова-молитвенника начала XX века, священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского) читаем:

«Если мы за Христа, то должны сторониться всего, что с антихристом. Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, – нет; мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (ср.: 1 Кор. 5, 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут способствовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать на смерть... С этой именно стороны и надлежит смотреть христианину как на все в жизни, так и на гражданский строй. И эта точка зрения есть единственно безусловная и безспорная».

«Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, – наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13–14)», – подчеркивается в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24, 4), – предупреждает нас Господь Иисус Христос, говоря о последних временах. В толковании на Евангелие от Матфея, составленном под духовным руководством святителя Феофана, Затворника Вышенского, иноками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в XIX веке, читаем об антихристе и его предтечах:

«И самые праведники, истинные христиане, если не будут осторожны, могут обмануться, впасть в прелесть и признать этих лжемессий и лжепророков. Таковы будут антихрист и слуги его».

Опираясь на творения преподобных Макария Великого, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, святителя Иоанна Златоуста и других великих Отцов Церкви, святитель Игнатий (Брянчанинов) дает духовную оценку этому времени:

«Пред Вторым пришествием Христовым <…> Христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками... Не странно, что чудеса антихриста будут приняты безпрекословно и с восторгом отступниками от Христианства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе.

<…> Непонимающие Христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему». <…>

Коварные демоны окончательно запутают человеков, не стяжавших навыка в различении добра и зла. Такие люди поклонятся антихристу… Они признают антихриста своим владыкою не сознательно, но вполне добровольно.

По глубочайшей мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), сочетание с духом мира сего – духом антихриста – означает отвержение Христа и поклонение «сыну погибели», независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет. При этом сознательного отречения от Христа никто не потребует. Все зависит от того, какой дух преобладает в человеке. В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова нигде не сказано, что кто-то будет требовать сознательного отречения от Христа, а вот о поклонении антихристу сказано конкретно (см.: Откр. 13, 8, 13).

Преподобный и богоносный отец наш Паисий Святогорец не раз подчеркивал, что явного, да еще и сознательного отречения от Христа никто не потребует, иначе все было бы ясно, и не существовало бы опасности, что удастся прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24; Мк. 13, 22).

Как ни печально, но этот важнейший духовный аспект, связанный с построением глобального  цифрового общества, не могут или не хотят вместить многие, именующие себя христианами.

 

Валерий Павлович Филимонов,
Русский писатель-агиограф и публицист,  академик
Православного богословского отделения
Петровской академии наук и искусств,
специалист
в области кибернетики
и систем управления

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник