ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА УГОЛКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ

 

   
Памятная доска и Крест
в честь защитников Ярополча

 

 

Город Вязники находится в 300 км от Москвы по направлению к Нижнему Новгороду. Считается, что такое название было усвоено ему потому, что некогда здесь росло множество вязов. Еще одна версия – от слова «вязнуть», что напоминает о ежегодных весенних разливах реки Клязьмы. Однако вариант с «вязовым лесом» все же более правдоподобен: на городском гербе последние две сотни лет изображается именно вяз.

В пяти километрах от черты города и в километре от села Пирово Городище когда-то располагался древнерусский город Ярополч Залесский, давший имена окружавшим его сельским поселениям – Яропольским Выселкам и Ярополченскому Оселку, а также огромному лесному массиву на левом берегу Клязьмы – Ярополчьему бору. Отсюда мы и начали свое паломничество.

Древний город стоял на высоком речном берегу. Остатки его насыпного земляного вала сохранились до сих пор. В прежние времена вал был огражден мощной стеной, но сейчас вместо этого – лишь частокол из березок. Пройдя через проем в насыпи, где раньше находились городские ворота, мы прочли на памятной доске: «Здесь в XII веке был основан город Ярополч, сожженный в 1239 году при осаде ордами Батыя».

На территории древнерусского поселения словно попадаешь в иную реальность – домонгольскую Русь. В основании вала видны камни, положенные нашими далекими предками. Дотронувшись до них, касаешься собственной истории...

Умение наших предков выбирать места для строительства городов восхищает: они брали в расчет не только рациональность и экономичность, но в немалой степени учитывали и аспект эстетический. Вот как М.В. Седова, автор исторического исследования о Ярополче, описывает его местоположение (напомним, он находился в километре от нынешнего села Пирово Городище): «Поселение Пирово Городище расположено на правом коренном берегу Клязьмы, в необычайно живописном месте. С высокого берега открывается чудесный вид на окружающее пространство. Видны излучины Клязьмы, ее старицы и выступы коренного берега. Местоположение городища очень выгодно в военно-стратегическом отношении, так как отсюда просматривается местность вниз и вверх по течению Клязьмы на много километров. Вместе с тем, поскольку площадка поселения возвышается на полсотни метров над уровнем реки, вид на всю округу открывается просто завораживающий. По геометрическому устройству Пирогово Городище относится к типу полукруглых, северной своей стороной опираясь на крутой склон к Клязьме. Южная часть города расположена между двумя оврагами, сходящимися у его юго-восточной части, и дополненными там искусственно вырытым рвом. По краю внутренних склонов оврагов насыпаны валы, упирающиеся в берег Клязьмы».

В 1909 году П.И. Попов, вольнослушатель Московского археологического института, записал из уст местных жителей предания о городке. Согласно одному из них, в проезде вала стояли железные ворота, в северо-восточной части находился пруд, а в юго-западной, у спуска в овраг, был колодец с каменной плитой на дне (замечательное инженерное решение, позволяющее воде при вычерпывании всегда оставаться чистой!). А жили тут «богатыри – волоты, которые обладали такой силой, что могли перебрасываться через реку топорами».

Археологические раскопки на месте древнего города показали, что во второй половине I тысячелетия н. э. здесь возникло мерянское поселение (меряне – древнее славяно-финское племя, проживавшее в Верхнем Поволжье), а в конце X – начале XI века на берегу безымянного ручья, почти при его впадении в Клязьму, образовалось первое поселение славян. Итак, в этой местности проживали в основном кривичи с примесью мерянского субстрата.

Христианство появилось и укоренилось в Ярополче в XI веке. Это подтверждают исследования ученых: здесь были обнаружены мощи неизвестного православного подвижника с массивными железными цепями – веригами, крест-накрест опоясывающими его грудь и спину. О христианской вере жителей города свидетельствуют и иные многочисленные находки – нательные кресты и небольшие иконы. Местоположение храма, который, несомненно, тут существовал, пока определить не удалось.

Население Ярополча занималось рыболовством, охотой, земледелием, скотоводством, пчеловодством, а также ремеслами, необходимыми для удовлетворения собственных нужд. Помимо щуки, язя, леща, карася, сома, судака, окуня, которые в Клязьме водятся и сегодня, в те времена в реке обитали еще осетр и лосось.

В первой половине или в середине XII века над поселением на высоком плато возникло городище с мощными валами, о которых мы упоминали выше. Основателем Ярополча считается удельный князь Ярополк, брат Юрия Долгорукого, с 1135 по 1138 годы управлявший Ростово-Суздальской волостью.

Вся площадь городища четко делилась на несколько отдельных усадеб, разгороженных частоколом. Планировка окружной улицы, видимо, была привязана к главному валу, другая же крупная улица шла от въездных ворот по правому склону выема, ведущего к «водяным» воротам в овраге. Первоначально Ярополч застраивался полуземляночными жилищами, типичными для выходцев Южной Руси, но позже застройка приобрела обычный для северных широт наземный характер. С годами население росло, и поселения вышли за границы городища. Со стороны поля появился не огороженный крепостной стеной верхний посад. В городе процветали кузнечное, ювелирное, гончарное, косторезное, камнерезное и деревообрабатывающее ремесла, а также торговля.

Город-крепость Ярополч просуществовал около ста лет, будучи важным пограничным объектом Владимиро-Суздальского княжества. Здесь стоял богатырский гарнизон, что подтверждается многочисленными оружейными находками. Татаро-монгольские орды осадили Ярополч в 1239 году. В летописи говорится: «Того же лета взяша татарове Мордовскую землю, и Муром пожгоша, и по Клязьме воеваша, и град святыя Богородицы Гороховец пожгоша, а сами идоша в станы своя. Тогда же бе пополох зол по всей земли, и сами не ведаху, и где кто бежит. <…> И несть места, ни веси, ни сел тацех редко, идеже не воеваша на Суждальской земли». Город ожесточенно сопротивлялся захватчикам, однако, взяв его приступом, татары перебили всех жителей и сожгли все постройки. Ярополч был стерт с лица земли и, к сожалению, впоследствии так и не восстановился. В настоящее время в память его защитников на территории городища установлен деревянный крест, у которого совершаются панихиды.

 

+ + +

 

Из Ярополча мы направились уже непосредственно в Вязники, внимая рассказу гида о первом святом города – преподобном Михаиле Верижнике, Вязниковском чудотворце.

Святой Михаил был великим подвижником второй половины XIV – первой половины ХV века. В «Книге о святых» о нем сказано: «Подобием стар, без брады, возрастом велик, во свитке власяной, чином белец». Сначала местом подвигов преподобного было село Станки Кинешемского уезда. По благословению старца он всегда носил на ногах тяжелые цепи-вериги. Желая более сурового жительства, аскет испросил у своего духовного руководителя дозволение на пустынножительство и удалился в Ярополчий бор за Клязьму. Там он устроил хижину и воздвиг небольшой деревянный храм. Святой претерпел жестокую брань от нечистых духов; за смирение, терпение и великие подвиги Господь сподобил его дара чудотворения. Со временем вокруг него собралась братия; так был основан мужской монастырь, получивший название Михайловой пустыни. Последние дни земной жизни угодник Божий провел в обители Успения Пресвятой Богородицы и святого Николая, неподалеку от Вязников, там же совершилось его погребение, почему он и именуется Вязниковским. Монастырь этот, к сожалению, не сохранился, и место пребывания святых мощей подвижника пока неизвестно.

Рассказывают, что заблудившиеся в Ярополчьем бору грибники и рыбаки иногда встречают преподобного Михаила Верижника в образе седобородого старца. Он молча указывает им своим посохом верное направление дороги к дому, а тем, кто обращается к нему в молитвах, – путь ко спасению.

 

+ + +

 

Побывали мы и на Мининой горе, названной так в честь известного героя Смутного времени. Маршрут Нижегородского ополчения при движении на Москву в 1612 году пролегал через Вязники, и Косма Минин бывал в этих местах. Дорога к храму идет через живописные старинные русские улочки с деревянными избами в резных наличниках. Казанская церковь с колокольней была построена здесь в 1674 году Царем Алексием Михайловичем – на месте прежнего деревянного храма, возведенного по велению Царя Михаила Феодоровича в начале его правления, когда Вязники являлись дворцовым селом. Главной святыней храма считалась чудотворная икона Божией Матери Вязниковская-Казанская, написанная около 1622 года старцем-затворником Николо-Шартомской обители (что близ города Шуи) преподобным Иоакимом и почти сразу же прославившаяся чудесами. Уже 11 октября 1624 года, по царскому указу и благословению Патриарха, икона была освидетельствована специальной комиссией, при этом совершилось более двухсот чудес. В настоящее время образ пребывает в кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, которую мы также посетили.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник