ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Манипуляция сознанием:
пути противодействия

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 5

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДСОЗНАНИЕ

 

Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается, казалось бы, с достоверными, объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а затем уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: «безстрастный» репортаж создает инерцию доверия, которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «безстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении – вопрос большой политики.

Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных новостей. Конечно, уже одним этим оно искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а, значит, и рекламодателя, – обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания спрятаны слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: рынок заставляет меня искать и показывать мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, – это банально; а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, «то это вызовет интерес, и я ищу такие сенсации по всему свету». А свет велик, и такого материала для ТВ хватает.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой.

Что же мы знаем об уничтожении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно показывает нам то, что люди видеть не должны, что глубинными, неосознанными запретами наблюдать непозволительно. Когда человеку это демонстрируют (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, и все низменное, что есть в его душе, поднимается.

Как мы уже отмечали, душа современного человека находится в крайне поврежденном состоянии. И князь мира сего управляет нами именно через низменные страсти, через стремление к услаждению грехом. Если подобные страстные вещи зритель видит в СМИ как нечто хорошее и полезное, то и у него развиваются аналогичные начала. В его душе за счет раскачки и резонирования от увиденного и услышанного возбуждаются и усиливаются природные греховные страсти. Сильное желание услаждения греховным образом или действием властно охватывают душу, целиком подчиняя человека себе. И это происходит даже у подвизающихся христиан!

 

Итак, какой же вывод можно сделать из сказанного? Автор книги отец Алексий Мороз справедливо считает, что задача современных СМИ и рекламы – не только и не столько продать свой товар (в широком понимании этого слова). Сегодняшние ТВ-дельцы прямо заинтересованы в уничтожении культурного ядра человеческой личности, в формировании его суррогата и навязывании подделок, имитирующих реальность. Заповеди Христовы непримиримы с такими целями, и потому работа СМИ направлена на уничтожение образа Божиего в человеке и трансформацию его сознания на антихристианский лад.

В следующей части публикации речь пойдет о негативном влиянии телевидения на детей.

 

Подготовил Алексей ФЕДОРОВ

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

О зрелищах по творениям Святых Отцов Церкви

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

Поучительны слова святого Киприана об увлечении конскими скачками. Он дивится, каким образом такое ничтожное дело может так интересовать разумного человека и в особенности христианина: «Сколько пустоты в <…> состязаниях! Спорить из-за цветов, препираться в беге на колесницах <…>, радоваться, что конь был быстр, сокрушаться, когда он был очень ленив, изучать возрасты <…> – какое во всем этом пустое занятие!»

Не оставляет без внимания пагубность зрелищ и святитель Григорий Нисский. Он пишет: «Эта наша жизнь, любящая наслаждения тела, пользуется чувствами, как своим орудием, подчиняя им и душу. И кто сейчас так одарен, так возвышен, так благоразумен, чтобы смог избежать всякой скверны порока? Кто безгрешен оком, кто невинен слухом? Кто чужд этого скотского услаждения гортани? Кто чист от прикосновения ко греху осязанием? Кому неизвестна эта предлагаемая Священным Писанием загадка: „Взыде смерть сквозе окна“ (Иер. 9, 21)?» (под окнами подразумеваются чувства, – примеч. М.И.).

В Книге Бытия повествуется, что Господь Бог сказал Адаму, изгоняя его из рая: Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 17–19). Т. е. путь человека на земле – это путь труда и покаяния, надежды на возвращение в Отчий дом. Откуда же появилось это стремление, эта жажда зрелищ, потребность в развлечениях и наслаждениях?

С изгнанием из рая, утратой духовной радости и полноты общения с Богом в душе человека, по словам Святых Отцов, образовалась пустота. Труд и молитву, заповеданные для восстановления душевного мира и тишины, многие люди воспринимают как невыносимое, неподъемное бремя. А вот зрелища услаждают чувства и как будто заполняют пустоту внутренней жизни человека. В этих развлечениях люди забываются, отвлекаются от тягостной опустошенности своей души.

Наш век в этом отношении особенно страшен. Он обособился от христианской религии и погрузился в бездуховную, безбожную тьму. Современное искусство стало пищей для человеческих страстей. Зритель требует только приятного, эффектного, яркого, небывалого, разжигающего, опьяняющего, поразительного… Так появляются целые поколения душевно больных людей с извращенным вкусом; и гибель их неизбежна.

Ну а что Святые Отцы советуют вместо мирских зрелищ, театра, цирка? Они зовут обратить внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. По учению святого Киприана, чистое наслаждение созерцанием природы – вот театр для христианина: «Христианин, если только пожелает иметь гораздо лучшие зрелища, – он имеет истинные и вполне полезные удовольствия <…>. Он имеет пред собой ту красу мира, какую можно видеть и удивляться ей. Пусть он смотрит на восхождение и захождение солнца, которые попеременно возвращают дни и ночи; на круг луны, своим возрастанием и ущербом обозначающий течение времен; на сонмы сверкающих звезд, постоянно с высоты изливающих свет с необычайною удобоподвижностью; <…> пусть созерцают уравновешенную толщу земли с ее горами и безпрерывно текущие реки с их источниками, обширные моря с их волнами и берегами, постоянный, с величайшею соразмерностию распростертый повсюду воздух, все оживляющий своим благорастворением, <…> и во всех этих частях природы пусть созерцает обитателей, свойственных каждой части: в воздухе – птиц, в воде – рыб, и на земле человека. <…> Какой театр, построенный руками человека, может сравняться с этими делами? Пусть он будет построен из великих груд камней, но гребни гор выше его; пусть потолки сияют золотом, но блеск звезд совершенно затмевает их…» Вот ответ Святого Отца тем, кто хочет возразить, что нельзя проводить жизнь без удовольствий!

Святитель Василий Великий также пишет, что наслаждение природой не только приносит удовлетворение, но и дает назидание: «Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена <…>. Если сие подлежащее разрушению солнце так прекрасно, <…> и если им не насыщается зрение, то каково по красоте Солнце правды? <…> Если видимое так прекрасно, то каково невидимое?»

А закончим мы это обращение к современным христианам словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Тленное, временное не будем предпочитать нетленному вечному!» Аминь.

 

М.И.

По творениям Святых Отцов
Церкви и статьям А.П. Лебедева

 

Источник: Церковная жизнь.
1994. №№ 5–6. С. 28–34.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник