ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«БЛЮДИТЕ УБО...» «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«КАК И ВСЯКАЯ ЕРЕСЬ, ЭКУМЕНИЗМ

ЛЖЕТ…»

 

 

   
Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ)   Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

 

На страницах нашей газеты уже анализировались проекты документов по темам повестки т. н. «Всеправославного собора». В прошлых номерах были рассмотрены составленные в 1968 году Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора проекты, касающиеся вопросов процедуры признания статуса церковной автономии и взаимоотношений Православной Церкви с «христианскими конфессиями». Сегодня будет затронута тема экуменического движения. В 1968 году она также разрабатывалась указанной Комиссией в составе проекта «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром», но позже нашла отражение в отдельном документе. Напомним читателям: поскольку последние, составленные недавно версии проектов до сих пор так и не опубликованы, мы разбираем тексты полувековой давности, тем более что Священный Синод нашей Церкви эти документы не отменял.

 

Рассматриваемый нами документ идет подпунктом «Е» и называется «Православие и межцерковное движение». В свою очередь этот подпункт разделяется еще на несколько частей. Часть «а» называется «Присутствие и участие Православной Церкви в межцерковном движении в духе патриаршей энциклики 1920 года». Каждый ее абзац пронумерован. Проанализируем их по порядку.

«1. Господь Иисус Христос основал единую и единственную Церковь (см.: 1 Тим. 3, 15). Он – ее Божественная Глава (см.: Еф. 1, 22; 5, 23). Наличие в мире различных христианских конфессиональных Церквей и обществ есть явление ненормальное, и в связи с этим снова и снова возникает вопрос: „Разве разделился Христос?“ (1 Кор. 1, 13)».

Действительно, Господь основал одну Церковь, и Он является ее Главой. Но вывод никак не связан с посылкой, поскольку уже в следующей части цитаты содержится не просто противоречие, но (намеренное?) искажение церковного учения. Основанная Христом Церковь сохранилась до наших дней; это Церковь Православная. Те же конфессии, которые названы в документе «христианскими Церквами и обществами», к христианству отношения не имеют. Это еретические секты, переиначившие на свой лад учение Христа и отпавшие от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Само же представленное рассуждение логически неверно, ибо объединение с еретиками ради лишь одного объединения безсмысленно, никаких проблем не решает и его ничем, кроме как предательством Православия, назвать нельзя.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Вы говорите: „Еретики – те же христиане“. Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли [принять] лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству».

Из слов святителя можно заключить, что авторы проекта либо были крайне невежественны (что вряд ли), либо сознательно подменяли понятия. Резкая оценка святителя Игнатия может кого-то смутить, но это речь человека, который освятился душой и телом, достиг Царствия Небесного. Всю свою жизнь он изучал писания Святых Отцов и изложил их учение применительно к нашему времени. У него нет лицеприятия, он говорит истину, руководствуясь только Христом и Его заповедями. Вот чем ценны его слова!

Поэтому вопрос «Разве разделился Христос?» в проекте крайне неуместен. «Лукавство подобных рассуждений заключается в том, – писал подвижник благочестия наших дней приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), – что на деле никакого разделения церквей никогда не происходило. История христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Церковь же эта неповрежденно существует и поныне, приняв наименование Православной, т. е. правильно славящей Бога. Любое непредвзятое историческое исследование покажет, что Православие вовсе не есть „одно из“ многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское, апостольское исповедание, от которого впоследствии – идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума – отпали все остальные „христианские конфессии“».

Итак, ни Христос не разделился, ни Его Церковь никогда не разделялась. Это еретики отпали, а Православная Церковь продолжает исповедовать истину, как и прежде, с момента своего основания Господом.

«2. Межцерковное движение, оформившееся в начале текущего столетия, поставило своей целью достичь единства Церкви, единства всех верующих во Христа Спасителя. Задача эта является сложной, и разделение остается печальным фактом настоящего дня».

Словно отвечая авторам данного проекта, митрополит Иоанн замечал: «Прикрываясь „благородной“ целью „устранения межрелигиозной розни“ и „воссоединения верующих в единой братской семье“, теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком „воссоединении“ будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования. Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая „братски соединить“ истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены».

К этому исчерпывающему слову трудно что-либо добавить.

«3. Православная Церковь с самого возникновения межцерковного движения внимательно смотрит на его внутреннее и внешнее развитие и принимает в нем активное участие. В настоящее время почти все Православные Автокефальные Церкви представлены во „Всемирном совете церквей“. Это вызывает необходимость в их координированном делании на этом сложном и ответственном поприще».

Заявление, содержащееся в этом подпункте, не аргументировано и авторитетно лишь для самих экуменистов. В настоящее время три Поместных Церкви – Иерусалимская, Грузинская и Болгарская – не состоят в указанной еретической организации. Есть надежда, что рано или поздно из этого совета нечестивых выйдут и другие Поместные Православные Церкви. Если это произойдет одновременно, то, безусловно, «вызовет необходимость в координированном делании».

Следующий подпункт проекта – «б» – «Изучение богословских и других тем, имеющих отношение к предпосылкам участия Православной Церкви в межцерковном движении». (Нумерация абзацев здесь продолжает нумерацию предыдущего подпункта).

«4. „Бог есть любовь“ (1 Ин. 4, 7). Свойство любви – единство пребывающих в ней (см.: Ин. 17, 21). Нарушающий единство свидетельствует об отсутствии или недостатке в нем любви».

Снова обратимся к уже цитированной выше беседе митрополита Иоанна «Смотрите не ужасайтесь», в которой он мудро обличает диавольскую сущность экуменического лжеучения. «Третья ложь экуменизма, – пишет Владыка, – ложь о том, что его нравственным основанием является любовь, повинуясь зову которой, экуменисты стараются уничтожить в религиозной области все разногласия и разделения, утвердить повсюду мир и единение. Любовь – первая и главная добродетель христианина. Без нее невозможно само существование мира, без нее теряет смысл человеческая жизнь. Но эта любовь есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным истинам и благодатным откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских. „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь“ (Мф. 22, 37–38), – поучал Христос Спаситель Своих учеников. Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений. И эта любовь не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей».

Т. е., как видим, авторы проекта совершают еще одну смысловую подмену – к понятию истинному и безусловному (любовь) – пытаются подверстать собственные измышления.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник