СЛОВО ПАСТЫРЯ | ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ | СТРАНИЦА 13 |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Во псалтири десятоструннем пою Тебе (Пс. 143, 9), – так сказано в псалме Царя и пророка Давида. Что это значит? Всякое изречение Священного Писания имеет, кроме исторического смысла, другой, внутренний смысл. Так и эти слова, кроме исторического значения, имеют таинственный, духовный смысл.
Царь-пророк Давид воспевал свои псалмы, играя на псалтири. Это такой музыкальный инструмент, который имел десять струн. Вот это исторический смысл. Духовное же, таинственное значение сих слов таково: десятиструнная псалтирь – это человек с его пятью внешними телесными и пятью внутренними душевными чувствами. На них, как бы на десяти струнах, и должен человек петь Господу, т. е. проводить жительство свое согласно с заповедями Божиими, чтобы все поведение, вся жизнь была как бы постоянным пением божественным. Пою Богу моему, дондеже есмь (Там же. 103, 33).
Так и сказал старец Оптинский Лев, когда его спросили, что он делает, а он в то время принимал народ: Пою Богу моему, дондеже есмь. И он мог так сказать, ибо он мог действительно жить согласно святым заповедям Божиим, его жизнь была действительно истинное богоугодное пение, и это пение есть духовная жизнь.
Когда струны псалтири не настроены как должно, когда они звучат не в тон, несогласно, невозможно на ней играть, – нрав правильной песни не складывается. Так и у человека, когда его чувства не приведены в согласие и не имеют общего, согласного стремления к Богу, когда человек еще любит грех, или когда грех против воли человека насилует его, тогда не может он издать стройных звуков духовной жизни, не может всею жизнью, всем поведением, всеми чувствами своими воспеть песнь святую, песнь божественную. Нужно понудить себя, чтобы привести себя в порядок. Нужно потрудиться в подвиге ради Господа, потерпеть всякую тяготу и неудобства в борьбе с собой, со своими страстями, ибо сказано: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Там же. 39, 2–4). Нужно терпеть и ждать милости Божией.
Когда учатся играть на скрипке, сначала у играющего получаются очень неприятные, неправильные, резкие звуки. Настолько они неприятны, что, кажется, убежал бы куда глаза глядят от этих звуков. Но постепенно человек привыкает, научается играть, звуки получаются все правильнее и правильнее, и, наконец, польются нежные, прекрасные звуки чудной музыки. Одному это удается скорее, другому длительнее. Иногда и при всем старании никак не наладится играющий, все получается не так, как ему хотелось бы. Нужно терпение.
Так и в духовной жизни: человек хочет одного, а сам делает совсем другое, не то, что хочет; ум его хочет одного, а чувства требуют другого. И видит человек и чувствует болезненно, что это все не то, понимает он, что нехорошо у него получается, не так, как надо, даже приходит в уныние, видя, что не преуспевает он в борьбе со страстями, что не налаживается его духовная жизнь. Но нет, не нужно унывать! Надо терпеть, пусть до времени будет неправильно, пусть получается не то, что надо, не так, как хочешь – надо стараться, надо учиться, надо терпеть. Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами. Надо призывать на помощь Господа Бога. Надо прийти в смирение и осознать, что своими силами, без Божественной помощи человек ничего не успеет. И когда, наконец, уготовится сосуд души и тела человека, когда настроятся струны его псалтири во всяком смирении, терпении и благочестии, тогда придет время – и раздастся чудное пение. И польются прекрасные, дивные звуки духовной жизни, и узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа (Там же, 4), ибо от соединения с Господом и получается это пение неизреченное.
Стоит, например, рояль, готовый для игры. Струны в нем натянуты, он открыт, но молчит. Почему же он молчит? Потому, что нет игрока. Кто же этот игрок? Игрок сей – Дух Святый, как сказано: Придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Придет Дух Святый и соединит рассеченные грехом чувства души и тела, и начнет тогда человек жить в Боге и для Бога.
Таинственный смысл этого псалма объяснил мне батюшка Варсонофий. Помню, мы с ним обедали, и после обеда батюшка подошел к рукомойнику, умыл усы, взял полотенце и, утирая усы, говорит мне: «Брат Николай, посмотри у Зигабена толкование на слова псалма: „Во псалтири десятоструннем пою Тебе“».
Я прочитал, там было написано, хотя кратко, историческое и таинственное толкование. Батюшка выслушал и сказал: «Это мне сейчас открылось». И подумалось мне тогда: «Вот человек! Вытирает усы после обеда, а ему тайны духовные открываются».
Такое озарение духовное бывает у духовно настроенных людей, которые всею жизнью своею «поют Богови», независимо ни от времени, ни от положения, совершенно неожиданно иногда и не на молитве, а вот как батюшка отец Варсонофий – обедал, и ему тайны открывались. Он, видимо, проразумевал глубокий таинственный смысл и молитв церковных, и Священного Писания: «Услышах, Господи, смотрение Твоего таинства, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество» (Ирмос, гл. 8, песнь 4). Аминь.
Преподобноисповедник
Никон Оптинский
На Господа возвергаю надежду. М., 2004.
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Мирской ярем нося и скорбный совершая Незыблемо стоит она средь волн, |
Наследие веков, сосновый темный бор Блажен, кто крест здесь понесет в терпеньи:
Преподобный Духовное наследие. Свято- |