АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА III:
ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА
§ 11
БЛАГОДАТЬ ПРОРУЧЕСТВУЕТ
«Проручествует». Свт. Симеон Солунский (в той же гл.) объясняет: «„Проручествует“, т. е. руковозводит, поставляет и делает совершенным. Вместе с сим словом даруется и благодать: потому что нет времени благопотребнее сего для всемогущей и самосовершающей силы благодати Божией». Т. е. когда перед лицом Церкви возглашается: «Божественная благодать проручествует», тогда эта благодать посредством рук архиерея, как ее служителя, всесовершенно возводит проручествуемого на степень священства: тогда Сам Бог, как первоначальный Податель всех благ, истощает на него все Таинство Священства и всю власть, принадлежащую сему Таинству.
§ 12
ВОЗГЛАШАЕТСЯ
ИМЯ ПОСВЯЩАЕМОГО
«Имя рек». В то же время иерарх возглашает имя проручествуемого, дабы не было никакого сомнения в посвящении его. Свт. Симеон Солунский (в той же 169 гл.) пишет: «Рукополагающий архиерей произносит и самое имя посвящаемого, да напишется оно горе, да будет знаемо как ангелам, так и человекам, т. к. поставляется Божий служитель».
Когда святой Дионисий исчисляет все действия, потребные при посвящении, он присоединяет к числу их и возглашение имени как действие, потребное при посвящении; и потому (на стр. 97) говорит: «На каждом из них посвящающий священноначальник полагает знамение крестообразной печати, над каждым бывает священное возглашение имени, а потом – и совершительное лобзание». Сии же слова объясняет Пахимер: «Три степени священства, т. е. диакон, пресвитер и епископ, имеют при посвящении своем нечто общее – именно: посвящение перед престолом Божиим, крестообразную печать, возглашение имени и совершительное лобзание».
§ 13
ПОСВЯЩАЕМЫЙ ДИАКОН
ВОЗГЛАШАЕТСЯ ИПОДИАКОНОМ
«Благоговейнейшаго иподиакона». Сими словами чествуется не одно имя, но и прежний чин проручествуемого. Свт. Симеон Солунский (в той же 169 гл.) говорит: «Архиерей чествует и первый дар, как дар бывшего служителя Божия, как человека, имевшего уже дар Божий и действовавшего во Христе». Сверх сего слова «благоговейнейшаго иподиакона» обязывают нас наблюдать и последовательность чинов, т. е. наблюдать то, чтобы на степень диакона возводим был тот, кто, быв предварительно удостоен чина иподиаконского, доказал в нем свою непорочность и явил заслуги, достойные высших степеней священнослужения.
§ 14
ПРИЕМЛЕТ
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
«Во диакона». При сем слове – «во диакона» – посвящаемый совершенно и окончательно становится диаконом. Свт. Симеон Солунский (в той же гл. 169) говорит: «Когда хиротонисующий произнес слово „во диакона“, тогда он сообщил благодать диаконства хиротонисуемому; в слове иерарха рукополагаемый принял диаконское достоинство. Слово иерарха в сем случае есть действительное выражение глагола Всесвятого и Божественного Духа: потому что он как человек произносит и вместе с тем как иерарх глаголет со благодатию; он благодать призвал – благодать здесь и действует».
§ 15
МОЛЕНИЕ О ДИАКОНЕ
«Помолимся убо о нем». По окончании последнего слова посвящения архиерей призывает и церковь к молению не для того, чтобы совершилась на нем печать диаконской степени, которая совершена на нем прежде сего; но чтобы получить силу Таинства, т. е. чтобы снабженный небесным даром он мог приобресть дар божественного величия и подать другим пример доброго своего жития. Свт. Симеон Солунский (в той же гл. 169) говорит: «Присоединяя „помолимся убо о нем“, иерарх призывает благодать Божию и вместе свидетельствует, что он, действуя тою же благодатию, призывает всю Церковь в участие производимого им действия и в молитвенную помощь как себе самому, так и хиротонисуемому. Ибо если апостол Петр имел Церковь спомощницею в своих молитвах (см.: Деян. 1, 24), то тем паче иерарх имеет потребность в молитвенной помощи Церкви. Затем, не слагая руки с посвящаемого, он произносит следующую молитву, в которой умоляет прийти на посвящаемого благодати священного служения, да укрепит его в предстоящих подвигах по примеру первомученика Стефана, да будет усердным домостроителем спасения в своем служении», и проч.
§ 16
ЕКТЕНИЯ ПРИ ПОСВЯЩЕНИИ
«Протодиакон же читает мирныя тихим гласом», т. е. сколько возможно слышать стоящим около престола. Эту ектению должны читать диаконы – как потому, что они предстоят архиерею, так и потому, что они имеют принять посвящаемого диакона в свое сообщество. В ектении сей бывает моление не только об архиерее и о проручествуемом диаконе, но и о многих других лицах. Свт. Симеон Солунский (в той же главе) изъясняет: «Тогда в минуты наития Святаго Духа бывает моление о всех верных. Во время наития благодати должно молиться о всех и поминать их: потому что дар Святаго Духа нисходит тогда на всех в обильной мере. В это время и самому хиротонисуемому потребно молиться о всех как можно усерднее и теплее: ибо от Отцов познаем, что все, о чем просит в это время хиротонисуемый, приемлет от Бога, как молитвенник освящаемый и приемлющий благодать. Почему и я неоднократно просил хиротонисуемых, когда они посвящались, молиться обо мне и помянуть меня, чтобы Господь меня помиловал».
§ 17
ЗНАМЕНУЕТСЯ ТРИ РАЗА
КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
«Таже благословляет его архиерей по главе трищи». Хиротонисуемый диакон или священник знаменуется от архиерея три раза и по трижды: в первый раз перед возгласом «Божественная благодать», во второй раз – после сего возглашения, и в третий – по окончании молитв. Все сии три благословения описывает свт. Симеон Солунский (в гл. 175): «Смотри, – везде Святая Троица и проповедуется нами, и действует в нас, и совершает Божественные Дары. Ибо в первый раз архиерей трижды осеняет знамением креста посвящаемого тотчас, как приведут его, – и это есть начало посвящения и хиротонии. Потом во второй раз опять знаменует его трижды, – после призвания на него Божественной благодати, действуя крестообразно на главе его: это средина совершения Таинства и знамение дара Святаго Троицы, почему все и поют в это время троекратное „Господи, помилуй“. – И в третий раз уже после молитв опять осеняет его знамением креста трижды – в знак того, что совершил над ним Таинство и всесовершенно посвятил его Божественною силою».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
МУДРОСТЬ | || | Святые Отцы о счастье |
Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади.
Святитель Григорий Богослов
+ + +
Причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств, сколько в разуме людей <...>. Многие, изобилуя богатством, считают жизнь невыносимой; а другие, живя в крайней бедности, всегда остаются радостнее всех.
Святитель Иоанн Златоуст
+ + +
Нет ничего столько непрочного, безсильного, жалкого, как счастье человеческое.
Преподобный Нил Синайский
+ + +
Все видимое на земле, приятное и желательное: богатство, слава, жена, дети – одним словом, все красивое, сладкое и приятное мира сего – не свойственно душе, но только телу, и, будучи временным, оно скоро пройдет, как тень. Душе же, как вечной по природе, можно вечно успокоиться только в одном Вечном Боге – как в высшем благе своем, более прекрасном, чем все красоты, сладости и удовольствия, сладчайшем и любимейшем. <…> На то она и создана Богом, чтобы в Боге пребывать вовеки. Поэтому в этой временной жизни нужно прилежно искать соединения с Богом, чтобы сподобиться быть с Ним и в Нем и в Будущей Жизни вечно.
Святитель Димитрий Ростовский