ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Ходатай за веру
и самодержавие

 

Памятник Царю Иоанну в Орле

 

 

Выезд из Москвы и дальнейший путь в Александровскую слободу были тщательно продуманы Царем Иоанном Грозным. Помимо всякого рода драгоценностей, дорогого платья и казны, он увез с собой «святость» – иконы и кресты, «златом и камением драгим украшенные, т. е. наиболее почитаемые в Москве святыни, хранившие православных христиан от бед. Одно это обстоятельство могло произвести на людей самое гнетущее впечатление, посеять среди них печаль, уныние и страх. К тому же неизвестно куда и зачем скрылся из Москвы Царь – посредник между Богом и людьми, защитник от всех несчастий и напастей.

Летописец рисует картину полной потерянности и подавленности населения столичного города, и, думается, он не преувеличивал. Характерны слова, вложенные им в уста стенавших москвичей: «Увы! Горе! Како согрешихом перед Богом и прогневахом Государя своего многими пред ним согрешении, и милость его велию превратихом на гнев и на ярость! Ныне к кому прибегнем, и кто нас помилует, и кто нас избавит от нахождения иноплеменных? Како могут быть овцы без пастыря? Егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них? Такоже и нам как быти без Государя?»

Из процитированного текста ясно, что, согласно представлениям поверженных горем жителей Москвы, прогневить Государя – значит согрешить перед Богом. Понимание сакральной природы власти Царя здесь очевидно. Акцент на религиозной сути правления Самодержца проглядывает в лексике москвичей, уподобляющих себя овцам, а Государя – пастуху или пастырю. Если вспомнить, что Сам Иисус Христос именовал Себя Пастырем добрым, полагающим жизнь Свою за овец (см.: Ин. 10, 11, 15), то еще ярче выступает восприятие народом божественного характера царской власти. Понятна потерянность людей, оставшихся без защиты и покровительства благословленного Богом правителя. Они не ведали, что с ними будет; не знали, что им делать.

Зато Царь Иоанн знал, что делает, и усердно молился. Государь просил Небесные Силы о помощи в начатом деле, в котором был известный риск (ибо он не мог с полной уверенностью предугадать, как поведет себя оппозиция во время его отсутствия в Москве). Накануне отъезда Монарх велел митрополиту Афанасию совершить службу в Успенском соборе, построенном заботами митрополита Петра – святого покровителя рода московских Князей. В главном храме России Царь Иоанн молил о помощи Пресвятую Богородицу и святителя Петра. И только после усердных молений он отправился в дорогу. Свой путь Государь рассчитал так, чтобы в селе Коломенском отпраздновать Николин день и помолиться святому Чудотворцу Николаю – одному из наиболее почитаемых у христиан святых, «скорому помощнику и изрядному ходатаю пред Богом». Иоанн IV нуждался именно в скорой помощи и поэтому приурочил время своего пути в Александрову слободу к празднику Николы Чудотворца. Почтив память святителя Николая, Царь поехал в село Тайнинское, где находился несколько дней.

Отправляясь в Троице-Сергиеев монастырь, Самодержец, безусловно, хотел заручиться и молитвенной помощью преподобного Сергия Радонежского, и высоким покровительством Того, Кому обитель была посвящена, – Триипостасного Господа Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа. К тому же эта первая по значению монашеская твердыня имела заслуги перед московским Княжеским домом. Надо сказать, что «в той или иной мере Троицкий монастырь принимал участие во всех крупнейших политических событиях своего времени и был тесно связан с царским двором, являясь по преимуществу „царским богомольем“» (Тихомиров М.Н. Россия в 16-м столетии. М., 1962. С. 135). Добрые и довольно тесные отношения с преподобным Сергием связывали прародителя Иоанна Грозного святого благоверного Великого Князя Московского Димитрия Иоанновича Донского.

Царь Иоанн, покинувший Москву, нуждался в утверждении порядка владения великокняжеским и царским престолом, пошатнувшимся вследствие боярской крамолы, и, конечно же, просил об этом преподобного Сергия, совершая моление в основанной им обители. Наконец, молитвами в Троице-Сергиевом монастыре Иоанн Грозный свидетельствовал перед миром о своей непоколебимой вере в Троицу, являя решимость «христианскую Православную веру держать крепко» и «за нее страдать крепко и до смерти». Это было особенно важно и крайне необходимо, поскольку на Руси в то время имело место неверие в Троицу, проповедуемое еретиками. Государь, таким образом, выступал ходатаем перед Богом и святыми за Православную веру и русское самодержавие.

 

По книге И.Я. ФРОЯНОВА
«Драма русской истории» (М., 2007)

 

 

 

Сила веры и смирения

 

Рано поутру зазвонили колокола поочередно и звонили весь день. Мы пошли в собор и, отстояв обедню с Патриархом Никоном, вышли торжественным Крестным ходом для встречи Царя с хоругвями и свечами, вместе со всеми священниками и диаконами столицы.

Службу начали в [соборной] церкви: сказали ектению, возглас, совершили каждение и вышли из собора при звоне всех колоколов. Подойдя к царским воротам Кремля, увидели, что каменные помосты у стены и лестница с обеих сторон ворот покрыты зеленым сукном. Выйдя на площадь к каменному месту для молебствий, совершили моление (литию) и каждение, и Патриарх благословил крестом на все четыре стороны. Войско и народ стояли рядами с двух сторон. Затем направились к реке по дороге, ведущей в Калугу. Каменные помосты по обе стороны ворот второй городской стены были покрыты красным сукном. <…>

Близ земляного вала показался Царь, и мы сошлись с ним. Он сидел в санях, и его осеняла хоругвь соборной церкви с превосходным изображением Успения Богородицы. Увидев нас издали, он вышел из саней и пошел к нам навстречу пешком, в сопровождении вельмож, с открытой головой, и, подойдя, остановился напротив Патриарха поодаль. <…>

Архидиакон, взяв кадильницу, при всеобщем молчании возгласил: «Благослови, Владыко», а Патриарх: «Благословен...» Он прочел Евангелие от Луки по обыкновению с непокрытой головой. Когда он кончил, архидиакон поднес Евангелие Царю приложиться и начал ектению. <…>

Затем Патриарх, сойдя, приблизился к Царю и начал восхвалять и благодарить его, превознося его намерения примерами и хвалами – то была речь обдуманная, с мудрыми изречениями, последовательная и длинная. Под конец он выразил много молитвенных благожеланий Царю, Царице, их сыну, сестрам и дочерям Царя. Затем благословил Царя крестом и окропил святой водой.

Тогда Царь с боярами приложился ко всем иконам и возвратился на свое место, а вельможи подошли к Патриарху под благословение. Он стал восхвалять и славить их и благословил, говоря: «Благодарю Бога за счастье, которое выпало вам на долю, и за ваши победы над врагами» и проч. Тут подошел к нему Царь и сказал: «Довольно тебе, отец наш и владыка, утруждать себя. Поистине Бог даровал нам эту победу над врагами не нашей булавой и мечом, не нашим оружием и решимостью, а вашими великими, святыми молитвами за нас, совершившими то, что произошло, свыше наших ожиданий». Услыхав это, мы изумились силе такой веры и смирения. <…>

Затем Крестный ход пошел назад, и, когда мы немного отошли, Царь сел в сани, и хоругвь соборной церкви была поднята над его головой. По прибытии нашем на площадь архимандриты и диаконы пошли вперед и стали на упомянутых помостах, имея при себе святую воду; они окропили ею всех проходивших мимо на обе стороны, ибо помосты и были устроены для этого случая. То же делали другие на помостах у городских ворот и у ворот [Кремля]. <…>

Мы дивились на Царя, который прошел такое большое расстояние пешком с непокрытой головой и при всем том стоял, дожидаясь, пока принесли ключи от ковчега с ризой Господней, и прикладывался к ней и ко всем иконам с полной радостью. <...>. Да утвердит Бог его Царство во веки веков!

 

Архидиакон Павел Алеппский

 

Путешествие Антиохийского
Патриарха Макария в Poccию

в половине XVII века. М., 2012.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник