АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА V:
ЧИН ПОСТАВЛЕНИЯ
ПРОТОДИАКОНА, ПРОТОПРЕСВИТЕРА,
ИГУМЕНА И АРХИМАНДРИТА
§ 2
В ХИРОТОНИИ ВОЗГЛАШАЕТСЯ
БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ,
А В ХИРОТЕСИИ – БЛАГОДАТЬ
ВСЕСВЯТАГО ДУХА
«Благодать Всесвятаго Духа». В хиротесии, бываемой вне алтаря над принимающими некоторые посторонние звания – народнослужительные, с обязанностями, не принадлежащими прямо к действиям священства, – возглашаются только слова «благодать Всесвятаго Духа», а не «божественная благодать», как бывает в хиротониях, совершаемых внутри алтаря при посвящении диакона, пресвитера и епископа.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 216) говорит: «Посему-то и бывают эти рукоположения здесь, т. е. вне алтаря, а не внутри его: ибо внутри алтаря бывают, как мы сказали, только три рукоположения: диакона, пресвитера и епископа, в которых, по причине совершенства благодати, архиерей говорит: „Божественная благодать“; потому что это рукоположение есть совершеннейшее, повсеместное, а не частное: ибо все диаконы имеют одну благодать в отношении к диаконству; все пресвитеры имеют одну силу и мощь в отношении к совершению Таинства; все епископы также одну имеют архиерейскую власть и силу, хотя и есть иерархическая постепенность в их престолах и начальственной власти. Посему в этих повсеместных и всеобщих рукоположениях призывается на всех и всеобщая благодать Святой Троицы и совершается общее над всеми Таинство Священства на священной и божественной трапезе (т. е. на престоле). В тех же посвящениях, которые совершаются вне алтаря и касаются только разных служений вне Церкви, не говорится так, как в Таинстве Священства; но когда посвящаемый подклоняет непокровенную главу пред иерархом, иерарх восстает с кафедры и произносит: „Благодать Всесвятаго Духа производит тя“ или иконома, или ино что и проч.».
И (в гл. 247): «Когда иерарх произносит: „Божественная благодать Всесвятаго Духа“, тогда не сообщает производству какого-либо повсеместного и совершенного дара, производящего из иподиакона во диакона, диакона во пресвитера; но сообщает тому же диакону или пресвитеру одно какое-либо священнослужение, дает ему право действовать в обязанностях церковного благочиния. Итак, кто приемлет от благодати Духа Святаго нечто, т. е. некоторые из различных Его дарований, сообразных с преуспеянием каждого в обязанностях своего сана, тот принимает дар частный и для одного только себя».
ГЛАВА VI:
ЧИН ИЗБРАНИЯ
И
РУКОПОЛОЖЕНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО
§ 1
АРХИЕРЕЙ НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ
БЕЗ ИЗБРАНИЯ
При избрании архиерея особенно принимается во внимание то, чтобы на сию священноначальническую степень никто не восходил сам собою без соборного или синодального избрания; тогда как прочих низших степеней, начиная от чтеца до священника, может искать всякий, кто пожелает.
Святитель Симеон (в гл. 187) пишет: «Всем достигшим чистого жития в Православной вере дозволяется искать прочих степеней священства, т. е. посвящение чтеца, хиротесию иподиакона, хиротонию диакона и пресвитера со всеми производствами в некоторые другие почетные должности, относящиеся к степеням сим. Но епископства никто не должен искать и не может просить сего сана без особенного усмотрения и избрания на суде соборном. Если кто и достоин взойти на эту степень по суду человеческому, все же он должен подчиниться суду соборному и не может получить сана без священного избрания. Посему особенно нужно наблюдать, чтобы никто не искал, не предупреждал избрания Синода, не назывался сам, не допускал никаких происков к тому, чтобы обратить на себя внимание Синода. Ибо хотя апостольский приговор начался от апостолов, когда произведен Матфий в чин двенадцатого апостола на место отпадшего Иуды, но избрание ведет свое начало от Самого Спасителя, Который есть Началовождь и Совершитель нашего спасения. Когда Он избрал Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа, Нафанаила, Матфея и прочий лик учеников, то сказал им: „Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас, <…> да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет“ (Ин. 15, 16). Итак, от Него и через священнослужителей Его должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые во епископов. Особенно же если избрание будет произведено так, как Он хочет, то и хиротония будет совершена истинно – Им, хотя и посредством людей, удостоенных Его Церковию; и божественные действия будут совершаемы достойным образом».
Если избрание епископа должно быть произведено, таким образом, через других епископов, то для приведения в исполнение сего долга установлены особенные правила, в которых изображено (в 1-м Апостольском правиле): «Епископа да поставляют два или три епископа», и в 4-м правиле Первого Вселенского Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископом. Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».
Вальсамон на последнее сие правило пишет: «„Поставлятися“ – значить быть избираему и по голосам назначаему епископом. Ибо избрание происходило некогда при собрании всего народа; но это не угодно было божественным Отцам, и они, вместо прежде бывшего обыкновения, установили избирать епископов всем областным епископам, находящимся в той области».
По сему объяснению и в 50-м правиле Собора Карфагенского явственнее изображен самый закон того же избрания: «Епископ от триех епископов избираем бывает».
Каким образом издревле избираем был епископ от прочих епископов и от своего митрополита или Патриарха, это описывает святитель Симеон Солунский (в гл. 189) так: «Когда все архиереи, или по нужде – три, соберутся для собрания, тогда первенствующий архиерей повелевает им сесть на священном месте и приступить к избранию, но сам с ними не присутствует в это время, образуя тем Богочеловека Иисуса: ибо хотя он телесно и не присутствует, однако, преподав свою власть, он действует через своих избранных; и не в сем только действии он занимает место Христово, но и в том, что он заключает и как бы запечатлевает божественное избрание. А чтобы не подумали, что избрание производится без его содействия, т. к. он не присутствует и не избирает вместе с другими архиереями, для сего он посылает к ним своего местоблюстителя, избранного из высших лиц клира, приличествующего собранию архиереев, который бывает особенно назначен для сего и есть хартофилакс. Посему он и занимает среднее место между архиереями, не как хартофилакс, и не потому, чтобы он имел кафедру среди епископов, но как местоблюститель великого архиерея. Присутствуя с архиереями, он предлагает вопросы епископам по чину, но сам не избирает вместе с ними».
И (в гл. 191): «Хартофилакс присутствует среди архиереев, как бы им подобный; впрочем он занимает высшее место архиепископа. Он отбирает мнения и голоса от каждого из архиереев по чину, начиная с первого. Когда мнения всех сойдутся в мнениях об одном лице, достойном иерархии, тогда хартофилакс, или один из его служителей, записывает имя избранного в особливой, учиненной для сего книге. Но там присутствуют не многие, а только архиереи и хартофилакс со служителем, записывающим решение собора, по причине происходящих иногда там тайных прений».
Ныне в России все таковое избрание совершается в Святейшем Правительствующем Синоде и избранного представляют Государю Императору на всемилостивейшее соизволение и утверждение (так было до революции; в настоящее время, согласно Уставу РПЦ, архиереев избирает Священный Синод, – примеч. ред.).
Из каких собственно лиц Собор должен избирать во епископы, об этом святитель Симеон Солунский (в гл. 192) дает знать следующее: «Не должно здесь обращать внимание на различие состояний, на степени и чины, но должно смотреть на добродетели и достоинства избираемого. Между самыми способными к сему званию должно быть употребляемо надлежащее рассмотрение. Ибо часто иереи бывают честнее епископов, и простые монахи или мирские люди благоговейнее епископов и иереев».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.
"Православный Крест" – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.
Наши реквизиты ИНН: 7717694098, к/c 30101810145250000479, наименование банка: КБ "РИАЛ-КРЕДИТ" (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.