ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЕСТЬ ЛИ ЗА ГРОБОМ ВЕЧНЫЕ МУКИ?

 


Песочный замок – образ модернистских теорий

 

 

Продолжение. Начало см. в № 2 (170)

 

Таковы важнейшие философские возражения против богооткровенной истины о вечном аде. Они не опровергают эту истину, поскольку на них находятся, как видим, убедительные контраргументы. Они не доказывают и обратное, т. е. отсутствие вечного ада. К чему же приводят нашего автора эти мнения? – Да лишь к зыбкому и соблазнительному предположению: может быть, вечных мук не будет, может быть, все спасутся? Но здесь д-р Панчовский неожиданно сталкивается с неудобным вопросом: если вечного ада нет и Бог спасет всех, независимо от желания, как же быть со свободой человеческой воли? Так перед ним возникает очередное искусственное и провокационное противоречие: с точки зрения свободы человека вечный ад необходим, а с позиции Божией любви – он немыслим!

Причина затруднения – отвержение автором Слова Божия, являющего Бога одновременно любящим Отцом и строгим Судией, – в угоду разуму современного человека, которому приятно представлять Бога только Любовью. В Слове Божием нет противоречий. Оно есть дивная гармония, потому что у Бога все гармонично. Противоречия возникают лишь на плоскости ограниченного и часто ошибочного человеческого мышления. Неведение или недопонимание какой-либо богооткровенной истины создает хаос в стройной системе религиозных понятий. «Все недоумения исходят оттого, – пишет святитель Феофан, – что какой-нибудь предмет веры затемняется, и ясное представление его не созерцается. Коль скоро этот недостаток будет восполнен, тотчас недоумение рассеется само собою» (Еп. Феофан. Указ. соч. С. 7).

Так, в нашем случае, если д-р Панчовский признает богооткровенную истину, что Бог – не только Любовь, но и Судия, – его искусственно выстроенная антиномия (противоречие между двумя равно доказуемыми логически суждениями, – примеч. ред.) рухнет. Но для такого признания необходима вера в Божественное Откровение, тогда как он в вопросе о вечном аде отдал предпочтение мнениям сатаниста Пшибышевского и богоборца Ницше (см.: С. 174), а не учению Библии и Самого Господа Иисуса Христа. Наш богослов находит некие нестыковки в Писании, смущается якобы несовместимыми качествами в Боге (Отец и Судия) и для преодоления этих в реальности не существующих противоречий создает настоящие противоречия в своем уме.

Д-р Панчовский рассуждает: Бог есть любовь и, значит, должен всех спасти. Но люди имеют свободную волю, и для не желающих спасения необходимо допустить существование ада. Как выйти из этой антиномии? Как примирить Божию любовь и ад? Мы не будем описывать здесь все долгие и безплодные его экскурсы, в которых одни утверждения опровергаются другими (см., напр.: С. 191–192), что создает все новые и новые тупики мышления (см.: С. 194–195). Мы кратко изложим и разоблачим конечный результат этих блужданий, которыми автор оканчивает главу об аде как будто бы полностью удовлетворенным.

По убеждению д-ра Панчовского, Бог есть Любовь, но ради свободы воли должен существовать и ад. Однако его нельзя представлять реальной бытийной сферой, допущенной Богом для соблюдения Своей справедливости, как учит Церковь. Ад якобы есть только «постулат свободы человеческого духа» (С. 185) – т. е. свободные духи добровольно отошли от Бога и обособились в адское царство богоотступников, – не Бог, а они сами образовали ад (см.: С. 187).

Истинно, что Бог, не создававший никакого зла, – не Творец ада. Существование этой области лишь не возбраняется Им в связи со свободной волей падших духов и людей. Но несомненно, что верховный Владыка всего сущего, а следовательно, и ада – Бог, имеющий власть и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Ключи от ада – у Господа Иисуса Христа (см.: Откр. 1, 18). Так что это – не самостоятельный мир богоотступников, пребывающий вне какой-либо зависимости от Бога (см.: С. 188), как дуалистически мыслит д-р Панчовский. Нет, это – реальная сфера, отделенная от Царствия Божия, но все же подчиненная верховному Властелину вселенной.  

Не сознавая дуализма своих рассуждений, д-р Панчовский продолжает: и поскольку возникновение ада не обусловлено действиями Бога, он принадлежит не к божественной сфере, не к объективному, реальному бытию, а к сфере субъекта. «Поэтому ад не имеет объективного существования, объективного бытия, но только субъективное – допустим лишь в субъекте» (С. 188). Как не Божие творение, он возник во времени – во времени и исчезнет, т. е. не будет вечным, считает автор.

Таким образом, признавая свободу воли разумных существ, д-р Панчовский допускает ад, но – субъективный, фиктивный. Однако здесь возникают серьезные недоумения. Существует ли, согласно мысли богослова, субъект объективно? «Разумеется!» – скажет он. Тогда, если субъект – объективная величина, то и адская сфера, в которой этот субъект живет «вне Бога и Царствия Божия» (С. 208), должна быть объективной величиной! Иначе получится, что осатаневшие свободные духи, отсутствуя в Царствии Божием, в якобы единственном объективном, реальном бытии, удалившись от Бога, превратятся в призрачные тени, в фиктивные существа, в ничто. Но мы знаем, что эти духи безсмертны и вечны, – следовательно, для них необходим и вечный ад.

Но, не разобравшись в этих новых собственных противоречиях, д-р Панчовский смело заявляет: «Всеобщее спасение может быть и должно быть, но это не отвергает совершенно и не исключает идею ада» (С. 200). Итак, он пытается «убить двух зайцев»: и любовь Божия соблюдена, и свободная воля не нарушена, – разве что пришлось пожертвовать Словом Божиим и попрать здравую логику! Но посмотрим, как же представляется автору всеобщее спасение без уничтожения ада. Очень просто: человек двойственен – он имеет и божественную искру, не способную погибнуть, и греховное начало – зло, которое не может пребывать с Богом в Царствии Небесном. Поэтому Божий образ как божественное ядро в человеке будет спасен, а греховная надстройка над образом Божиим – отделена и, как небожественная и небытийная, погрузится в призрачную сферу ада (см.: С. 203) – во «внешнюю темницу», в область чистой субъективности, в мир теней, «в ничто» (С. 208).

Эту теорию д-р Панчовский нашел у создателя софианской ереси гностика священника Павла Флоренского (см.: С. 202), усвоив ее как якобы основанную на Слове Божией и «максимально отвечающую его духу» (С. 209). Он полагает, что таким способом все грешники получат помилование и спасение («всеобщее спасение», «вселенское, космическое спасение», с. 199), когда «грехи их будут отделены от них и отброшены во внешнюю темницу, в метафизическое „ми-он“ (безсущностное, – примеч. пер.) Платона», в «мучительную сферу призраков, в ничто, в небытие» (С. 208).

Чтобы развеять какие-либо сомнения читателя, д-р Панчовский утверждает, что его идея якобы «ясно и недвусмысленно засвидетельствована в Священном Писании», не приводя, однако, ни одной убедительной цитаты. Вместо этого он предоставляет «доказательства» из области… греческой мифологии! «Адская действительность призрачна, – пишет богослов, – в ней движутся только тени умерших; загробные мучения состоят в безплодности, в пустоте всех усилий, потому что там имеют дело не с действительностью, а лишь с обманчивыми тенями и призрачными образами» (С. 209). Иными словами, утверждается, что одно Царствие Божие существует объективно, а ад, как призрачная сфера, является небытием, ничем, пустотой, где грех и зло «будут гибнуть вечно» (С. 211).

Кто способен разобраться в этих софизмах? Главное – цель автора достигнута: современный человек и его вкусы вполне удовлетворены. И неважно уже, что вместо обращения к Богу несчастный сомневающийся современник неожиданно для себя вовлекается в безбожную греческую языческую мифологию!..

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Печатается
с небольшими сокращениями

 

Окончание следует

 

Источник: http://budiveren.com

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     "Православный Крест" – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

     Наши реквизиты ИНН: 7717694098, к/c 30101810145250000479, наименование банка: КБ "РИАЛ-КРЕДИТ" (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.     

 

    

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник