ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VIII:

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ

 

§ 1

ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТСЯ
С ВЕЛИКИМИ ОБРЯДАМИ

 

«Чин освящения храма». Древнейший обычай освящать храмы со всенародными и торжественнейшими обрядами ведет свое начало от времен Моисея, освятившего скинию по повелению Божию. При освящении храма Соломонова обычай этот был возобновлен с величайшим благоговением и украшен новым торжеством и величием. Утвержденный потом апостолами, отменившими ветхозаветные прообразования и облекшими его величием новозаветных благочестивых обрядов, приличных временам благодати, он сохраняется доселе во всех странах земли и исполняется единодушно. Самая Греция, хотя с горестию оплакивает отнятую ныне турецким насилием свободу в созидании новых храмов, старается, однако, сохранить, где можно, чин освящения храмов в установленной точности, как повествуют писатели о нынешнем их состоянии.

 

§ 2

ВСЕ, ПОТРЕБНОЕ К ОСВЯЩЕНИЮ,
ПРИГОТОВЛЯЕТСЯ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО

 

«От архиерея посланный». Посланный от архиерея не только предуготовляет потребные к освящению вещи внутри алтаря и во всем храме, но и при самом освящении имеет их в готовности, и потому он, как главный распорядитель всего дела, предстоит лицу архиерея, представляет ему все, потребное к чтению и действию, и во всем вспомоществует.

В Греции все это исполняет имеющий особенный на то чин и называемый «священнопамятником». В чинопоследовании на обновление храма (см. книгу «Патриаршеский чиновник») о нем сказано: «Прежде единого приходит в таковый храм, иже над хиротониями, сиречь священнопамятник, или ин некий церковник, поставленный на службу».

 

§ 3

ПРЕСТОЛ (ТРАПЕЗА) УТВЕРЖДАЕТСЯ
НА ЧЕТЫРЕХ СТОЛПАХ, НА ОДНОМ
СТОЛПЕ ИЛИ НА КОВЧЕГЕ

 

«Престол был на четырех столпах». Святые престолы в христианских храмах издревле в основании своем имели троякое устройство. По первому способу устройства верхняя доска престола утверждается на четырех столпах, каковое устройство престолов везде усматривается и доныне. По второму способу верхняя доска престола вся бывает основана на одном столпе или единостолпии. По третьему способу та же верхняя доска полагается на ковчеге, т. е. на четырех сплошных деревянных, каменных или серебряных стенах; или, вместо такового ковчега, иногда весь престол устрояется на самых гробницах мучеников и других святых.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «Столпы, имеющие держать священную трапезу (т. е. верхнюю дску), должны быть прочно утверждены; или один столп (потому что иногда устрояется и один столп – „каламос“, трость); или вместо столпов устрояется четвероугольник, называемый продольным ковчегом; или рака, – и приуготовляется священная трапеза».

Что знаменуют четыре столпа, поддерживавшие верхнюю дску или трапезу святого престола, о том показано в первой части (в гл. 3). Но когда трапеза устрояется на одном столпе или единостолпии, то знаменование этого единостолпия святой Симеон (в гл. 133) объясняет следующим образом: «Очень часто трапеза имеет один столп, который называется „каламос“, т. е. трость, – в знаменование Единого высшего всех Иисуса, Который и тростию по главе биен был, и тростяный скипетр приял в Свои руки, сокрушая им главы змиев и пиша нам спасение».

А о престолах, поставленных на мученических гробницах, упоминает святой Иероним в сочинении «Против Вигиланция» (пресвитер-еретик, в конце IV – начале V веков выступавший против почитания мощей, святых и аскетических православных традиций. – Примеч. ред.): «Итак, согрешает ли римский епископ, что он приносит священнодействие Господу над костями мертвых людей – Петра и Павла, для нас святопочитаемыми, а для тебя – над прахом презренным, и что гробницы их заступают тогда место престолов?..»

Для чего престолы поставляются на гробницах мученических и с каким намерением Святая Церковь совершает на них священнодействие, – все это объясняет святитель Августин (в кн. 8, гл. 28): «Кто слыхал когда-либо из верных, чтобы священник, стоящий пред престолом, воздвигнутым в честь Божию над святым мученическим телом, произносил в молитвах своих: „Приношу жертву тебе, Петр или Павел, или Киприан“, – тогда как эти жертвы, при воспоминании святых, приносятся Богу, соделавшему их и человеками, и мучениками и озарившему их славою со святыми Своими ангелами, – когда чрез сие Православие их мы научаемся воссылать благодарение истинному Богу за их победы и, призвав Его же в помощь, при воспоминании мучеников, возбуждаемся к подражанию их подвигам, в надежде получить те же торжественные венцы, которых они сподобились? Итак, какие бы ни отправляли службы благочестивые христиане на местах мучеников, – все эти службы составляют украшение их памяти, а не священнослужение и жертвоприношение мертвым как богам».

 

§ 4

СРАЧИЦА НА АРХИЕРЕЕ
ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА

 

«И сверху архиерейских одежд возлагается срачица». Кроме сохранения священных одежд от воды, употребляемой при омовении престола, святитель Симеон Солунский (в гл. 103) предлагает и таинственное значение сему одеянию, т. е. срачице, на архиерейские одежды возлагаемой: «Сверх же всех священных одежд архиерей возлагает на себя белую срачицу (с греч. «синдон»), простирающуюся от рамен до ног, во образ той чистой плащаницы, которою обвито было тело Христово во гробе. Поелику он имеет воздвигнуть здесь гроб Христов, т. е. освятить священную трапезу и все, что знаменует погребение Христово, – то, подражая обстоятельствам погребения, он и сам представляет в лице своем образ погребенного Христа. Во славу Святой Троицы срачица препоясуется около тела тремя поясами: окрест выи – ради ума и в знамение подчинения Богу; под недрами, около груди – ради Слова; и окрест чресл – ради чистоты и крепости. Первое препоясание во славу Отца, второе – в честь Бога Слова, и третье – в славу Животворящего и Пречистого Духа. Впрочем, иерарх препоясуется таким образом еще и потому, что он, как служитель величайшего дела, приготовляется к совершению сего священнодействия, прося помощи и силы от Самого Бога; равно как и для того, чтобы во время прикосновения к различным веществам, употребляемым при омовении престола, соблюсти от пятен и порчи священные одежды, достойные особенного чествования».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Возраст старости – житие несквернo»

    


     1. Знаете ли Вы, что старчество – это особый древний институт духовного руководства в Православной Церкви?


     да – 95%; нет – 5%

 

     2. Известно ли Вам, что дар духовного рассуждения – основной признак старчества – не зависит от возраста?


     да – 89%; нет – 11%

 

     3. Согласны ли Вы, что главная причина оскудения старчества – гордыня современного человека?


     да – 96%; нет – 4%

 

     4. Приходилось ли Вам общаться с истинными православными старцами?


     да – 76%; нет – 24%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник