ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДОСТОВЕРНЫ ЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ?

 

 

Продолжение. Начало на стр. 14

 

Однако все же находятся люди, сомневающиеся в правдивости житийных сочинений из-за описанных там чудес. Но и с православно-богословской, и с религиозно-нравственной, и с исторической точек зрения в таких рассказах нет ничего недостоверного, апокрифического или фантастического. Сомнения рождают не недостатки в содержании житий, а личное неверие скептиков. Напротив, агиографические тексты с какими-либо историческими данными как раз в силу этих указаний заслуживают доверия. Они, как правило, отличаются большой исторической точностью: даты, события, лица – все это несет печать не апокрифической литературы, наполненной несообразностями и легендами, а подлинных литературных памятников своего времени (см., например, жития свтт. Тарасия Константинопольского, Порфирия Газского, Иоанна Златоуста и др.). История говорит о тех же личностях и происшествиях, фактах и подвигах, которые описаны в житиях – с той лишь разницей, что, как и подобает светской науке, она не акцентирует внимание на сверхъестественных случаях.

Все жития – мученические, преподобнические, святительские – тщательно собирались и со временем были систематизированы по дням (в соответствии с датами памяти святых) в особых месячных сборниках – Минеях. Так сформировался церковный календарь. Кроме подробных жизнеописаний, в Минеи включались службы и песнопения в честь прославляемых угодников Божиих. Причем эти сборники упоминает еще преподобный Феодор Студит († 862), отмечая, что книги с житиями святых составляют 12 томов (Ep. 2 ad Plat., ed. Sirmond, Iq 181).

Таким образом за века накопился богатейший житийный материал. Первым автором, собравшим, отредактировавшим и распределившим по дням и месяцам года все достоверные православные жизнеописания, стал святой X века преподобный Симеон Метафраст, бывший образованным сановником при византийском дворе. Взяв за основу древние жития, часть из них он переработал в нравоучительном духе, а иные оставил без изменений. Эти агиологические труды, известные как Метафрастовы жития, долгое время оставались в Греческой Церкви общеупотребляемыми и служили первоисточником и образцом для позднейших подобных работ.

Когда христианская проповедь достигла и славянских народов, в их землях, наряду с переводами Священного Писания и богослужебных книг, начала появляться и житийная литература. Ее простота, наглядность и нравоучительность оказывала благотворнейшее влияние на духовное воспитание славян. Переводились, переписывались и распространялись книги житий обыкновенно в монастырях – центрах духовной жизни Руси. Предпринималось немало опытов формирования и издания полных сборников. Особого внимания заслуживает наиболее удачный – «Великие Четьи-Минеи» святителя Макария, митрополита Московского († 1563). Впоследствии дело святого Макария продолжил святитель Димитрий Ростовский († 1709), посвятивший редактированию, дополнению и выпуску «Четьих-Миней» фактически всю свою жизнь.

Это был необыкновенно ученый муж, отличавшийся гениальными способностями и святостью жизни. Он прекрасно владел славянским, греческим, латинским, еврейским и польским языками. При составлении своего фундаментального, критически исправленного и проверенного по различным источникам труда святитель использовал жития преподобного Симеона Метафраста, «Великие Четьи-Минеи» святителя Макария, творения многих церковных учителей, писателей, историков и хронографов, а также множество иных книг греческих и русских авторов, чьи имена (около 70-ти) он перечисляет в начале «Четьи-Миней» за сентябрь месяц. Располагая обширной литературной базой, святой Димитрий убедился, что значительное количество житий с течением времени при переводах и переписывании было так или иначе искажено. С великой добросовестностью серьезного ученого и праведного христианина он проверил и поправил каждое житие по имевшимся у него древнейшим источникам. Некоторые моменты святитель для краткости опускал, иные, наоборот, добавлял как существенные, сравнивал, редактировал, и таким образом оставил нам прекраснейшее изложение этих дорогих сердцу всякого православного святых повествований (см. предисловие в книге за сентябрь).

Специальная комиссия Синода Русской Церкви подвергала вышедшие из-под пера святителя Димитрия жития строгой проверке – на предмет соответствия Слову Божию, догматам веры, Священному Преданию и церковным традициям, а также возможного наличия сомнительных мест. По невежеству переписчиков с неправыми понятиями и суеверными убеждениями в книги действительно могли закрасться ошибки. Разумеется, не все жития потенциально имели вероятность искажения, а лишь те, оригиналы и первоисточники которых не сохранились. Ибо что ложного и неправославного могло быть в повествованиях непосредственных свидетелей подвигов угодников Божиих, канонизированных святых, авторитетных церковных историков и пастырей (о которых мы сказали выше)? Святитель Димитрий очищал от суеверных и невежественных наслоений не такие, а все прочие сочинения, составленные неизвестными авторами. При этом Святой Отец руководствовался мудрым и благочестивым стремлением – из-за случайно возникших плевел не лишать христианский народ благодатной пшеницы назидательного чтения о святых, которое укрепляет душу, рождает в сердце высокие стремления и побуждает волю к подражанию святости. Жития в редакции Ростовского святителя во всех отношениях были признаны безупречными и многократно переиздавались.

Людям, сомневающимся в авторитете святого Димитрия как премудрого ученого и безукоризненного подвижника, полезно будет прочесть, например, приложение к житию мученика Ипполита (13 августа) с комментарием по поводу смерти нечестивого Императора Декия. Святой Отец процитировал там многих древних историков, одни из которых утверждают, что гонитель христиан скоропостижно скончался естественной смертью, другие – что он был убит, третьи – что удавился. Святитель Димитрий не довольствовался свидетельством лишь одного какого-либо автора во избежание обнаружения перед читателем этих противоречий, но, основательно изучив все известные мнения, честно признал: «В таковых убо несогласиях ничтоже смеем утверждати». Можно ли не доверять трудам столь добросовестного святого мужа?!

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Источник: Журнал «Православный миссионер».
№ 1–2. София, 1943.

 

Продолжение следует

 

 

МУДРОСТЬ ||
«Не имейте других учителей»

    

      Самым поучительным чтением являются жития святых; здесь не дается теоретических знаний, но представляются живые примеры подражания Христу Спасителю. Святые да будут вашими наставниками, не имейте других учителей, чтобы не смущаться духом, особенно таких, которые стараются отвлечь от Православной Церкви, – бегайте от таких наставников!


+   +   +


     Когда мы читаем, хотя бы житие святой великомученицы Екатерины, то святая начинает молиться за такого человека пред Престолом Божиим, а молитва святых, конечно, немаловажна. Может быть, какая-нибудь душа была на краю погибели, но, читая жития святых, она привлекла их молитву за себя и была спасена. Приобретите эти книги, – они уж не так дорого стоят, на другие и больше выходит, а благодаря чтению их мы приобретаем огромную пользу.


+   +   +


     Вам я всегда советовал и советую читать жития святых, и вы найдете в этом чтении великое утешение. Ваши скорби покажутся вам ничтожными по сравнению с теми, что претерпевали святые. Читая жития святых, у вас явится желание, по возможности, подражать им. Вам захочется молиться и просить у Господа помощи, и Господь поможет.


Преподобный Варсонофий Оптинский.

Духовное наследие.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.

     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник