ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Рыцарь Самодержавия

 

 

 

Эпоха Николая I с ее основными жизнестроительными началами Православия, Самодержавия и народности стала излюбленной мишенью как для «либеральной», так и для «коммунистической» историографии. Его правление принято обычно называть периодом мрачной реакции и безнадежного застоя, когда повсюду якобы водворялись деспотический произвол, казарменный порядок и кладбищенская тишина. Укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов, неисправимый солдафон, «исчадие мундирного просвещения», «удав, тридцать лет душивший Россию» – таковы типичные оценки Царя, свойственные означенным выше подходам.

Показательно появление уже в 1993 году сборника «Российские Государи», вышедшего в издательстве «Новости» при поддержке Российского независимого института социальных и национальных проблем. Представленная в нем статья о Николае I изобилует следующими выражениями: «Николай был по натуре своей тиран», задумавший «сделаться неограниченным властелином России»; «Бенкендорф, зверь в образе человека <...>, безраздельно господствовал во всех отраслях правления»; «Николай довел учащуюся молодежь до последней степени унижения <...>, уничтожил в России окончательно следы умственного движения»; «В своей собственной семье Николай был таким же деспотом, каким он был на троне»; «Как многие утверждают, он принял яд и скончался в 1855 году 2 марта. Никто не помянул его добром. Вся Россия посылала ему проклятия и в гроб».

Необходимо подчеркнуть, что авторы подобных суждений, грубо грешащих даже с чисто фактической стороны, особо претендовали на научную объективность, но всячески избегали вводить в оборот многообразные сведения и другие точки зрения, противоречащие их собственным выводам. Категорические приговоры Николаю I и огульное осуждение всего царствования заставляли всякого рода «схематиков» замалчивать огромное количество фактов, дававших материал для совершенно иных, положительных умозаключений…

 

Стремясь поднять внутреннее благосостояние страны и упрочить ее внешнее значение, сменивший Александра I Царь полностью подчинялся взятым на себя обязательствам, ничем не жертвовал для удовольствия и всем – ради долга. «Странная моя судьба, – признавался он в одном из писем, – мне говорят, что я – один из самых могущественных Государей в мире, и надо бы сказать, что все, т. е. все, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться».

Многие современники отмечали и рыцарские качества Николая I, который строго придерживался кодекса чести, верности данному слову, с «крайним омерзением» относился к хитроумной фальши, закулисным интригам, подкупам оппонентов и прочим нелегальным уловкам, часто допускаемым т. н. цивилизованными государствами. Даже явный недоброжелатель А. де Кюстин (французский писатель, приобретший мировую известность изданием своих записок о посещении России «Россия в 1839 году». – Примеч. ред.) писал, что ум Царя «самый практичный и ясный, какой только бывает на свете. Не думаю, чтобы сыскался сегодня второй Государь, который бы так ненавидел ложь и так редко лгал, как этот Император». Николай I признавался этому мемуаристу, что слишком нуждается в прямом и откровенном высказывании своих мыслей и что скорее отступит до Китая, нежели согласится на продажный и мошеннический способ правления, отличавший, по его мнению, конституционные Монархии.

В идеологии и политике этого Царя наблюдается вполне отчетливая и последовательная устремленность к преодолению отрицательных последствий безоглядных заимствований, восстановлению нарушенной связи времен, активизации плодотворных начал собственной истории. «Во мне поднимается волна почтения к этому человеку, – восхищался А. де Кюстин. – Всю силу своей воли он направляет на потаенную борьбу с тем, что создано гением Петра Великого; он боготворит сего великого реформатора, но возвращает к естественному состоянию нацию, которая более столетия назад была сбита с истинного своего пути и призвана к рабскому подражательству <...>, чтобы народ смог произвести все то, на что способен, нужно не заставлять его копировать иностранцев, а развивать его национальный дух во всей его самобытности». Сам Царь признавался мемуаристу, что хочет быть достойным доброго Русского народа и в невзгодах времени старается искать убежища в глубине России, забывая о западных странах.

«Дай Бог, – писал Николай I за пять лет до своей кончины сыну, будущему Императору Александру II, – чтобы удалось мне сдать тебе Россию такою, какою стремился я ее поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, – никому зло».

 

Борис Николаевич ТАРАСОВ,
доктор филологических наук, профессор, заслуженный
деятель
науки РФ, член Правления Союза писателей России

 

По книге «Николай I и его время (документы,
письма, дневники,
мемуары, свидетельства
современников и труды историков)».
М., 2000.

 

РУССКИЕ ГЕНИИ О НИКОЛАЕ I
 

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

 

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

 

О, нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

 

 

Текла в изгнаньи жизнь моя,

Влачил я с милыми разлуку,

Но он мне царственную руку

Простер – и с вами снова я.

 

Во мне почтил он вдохновенье,

Освободил он мысль мою,

И я ль, в сердечном умиленьи,

Ему хвалы не воспою?..

 

Александр ПУШКИН

 

Из стихотворения
«Друзьям», 1828 год

 

 

+   +   +
 

…О, для чего нельзя, чтоб сердце я излил

И высказал его горячими словами!

Того ли нет, кто нас, как солнце, озарил

И очи нам отверз безсмертными делами?

В кого уверовал раскольник и слепец,

Пред кем злой дух и тьма упали наконец!

И с огненным мечом, восстав, архангел грозный,

Он путь нам вековой в грядущем указал...

Но смутно понимал наш враг многоугрозный

И хитрым языком безчестно клеветал…

 

Феодор ДОСТОЕВСКИЙ

 

Из стихотворного послания
вдовствующей Императрице
Александре Феодоровне
«На 1 июля 1855 года»

 

 

 

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     "Православный Крест" – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

     Наши реквизиты ИНН: 7717694098, к/c 30101810145250000479, наименование банка: КБ "РИАЛ-КРЕДИТ" (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.     

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник