ПАМЯТНАЯ ДАТА | УРОКИ ИСТОРИИ | СТРАНИЦА 15 |
ГЛАВА I
ГОРЬКАЯ ПРАВДА.
ОСТАВЛЕНИЕ ПРЕСТОЛА
В 2000 году Русская Православная Церковь наконец-то пришла к твердому решению прославить в сонме святых новомучеников и исповедников Российских нашего самого великого и самого благоверного в истории Русского царского рода Царя – Николая Александровича II и его Семью: Царицу Александру, Царевича Алексия и Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.
В Деянии Освященного Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в Москве 13–16 августа 2000 года, мы читаем: «В последнем православном Российском Монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4/17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры…»
Имя «Николай» в переводе с греческого означает «побеждающий народ». Иисус Христос в беседе с учениками перед Своим Крестным подвигом, желая ободрить их, сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Но если Спаситель победил весь мир, то наш Царь Николай, оправдывая свое имя, победил свой народ – тот народ, который хотел победить его, отречься от него и забыть его. «По имени твоему житие твое» (Стихира на утрени Службы святых Царственных Страстотерпец. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002).
Своим жертвенным подвигом, добровольным уничижением и мученической кончиной наш святой Царь Николай II победил грехи отступничества и измены Русского народа, но не всего народа – а той его части, которая состояла из главных заговорщиков и изменников Родины: генералов, министров, приближенных царского двора, а также родственников Царя. И как говорил на Поместном Соборе 1918 года епископ Ефрем (Кузнецов), «не осталось в стороне от общего греха, от этого переживаемого теперь воистину сатанинского наваждения, и наше духовенство, являющееся в своем роде тоже интеллигенцией. <…> Духовенство в массе, как и жалкая по своему умственному и нравственному содержанию наша светская интеллигенция, легко поддалась революционному психозу. <…> Мы видим, что переживаемая духовная эпидемия поразила наше духовенство не в меньшей степени, чем мирскую интеллигенцию. <…> Не требуется ли потому прежде всего <…> покаяние самого духовенства, доселе в большинстве своем шедшего рука об руку с революцией, которая <…> завершилась букетом большевизма» (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы. М.: Индрик, 2006).
22 января 1918 года на заседании того же Поместного Собора РПЦ священник Владимир Востоков сказал следующее: «С этой кафедры, перед алтарем просветителя Руси святого Князя Владимира свидетельствую священническою совестью, что Русский народ обманут, и до сих пор никто ему не сказал полной правды. Настал момент, когда Собор <…> должен сказать народу святую правду, не боясь никого, кроме Бога одного (т. е. не боясь уже тогда власти большевиков, – прот. Георгий).
Сталкивание [с исторического пути развития] России произошло в конце февраля 1917 года, чему содействовала, прежде всего, масонская всемирная организация, бросившая в массы лозунги социализма, лозунги призрачной свободы. <…> Собор должен сказать, что в феврале-марте произведен насильственный переворот, который для православного христианина есть клятвопреступление, требующее очищения покаянием. Всем нам, начиная с Вашего Святейшества (имеется в виду Патриарх Тихон (Белавин), который возглавлял заседание, – прот. Георгий), <…> должно преклонить колена пред Богом и просить, чтобы Он простил нам наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия. Только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна. <…> Вы своим малодушием допустили развиваться злу и медлили называть факты и явления государственной жизни их настоящими именами. <…> Единственное спасение Русского народа – православный Русский мудрый Царь. <…> Пока же у нас не будет <…> Царя, то не будет у нас и порядка, а будет литься народная кровь, и [богоборцы] будут разделять единый народ на враждующие кучки, пока <…> народы чужие не поработят нас как толпу, не способную к самостоятельной государственной жизни».
Продолжение следует