ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛИЧНОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Национальный поэт
возрожденной России

 


Владимир Константинович у могилы поэта на кладбище Кокад в Ницце

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

В ноябре 1920 года Бехтеев на пароходе «Самара» навсегда покидает Россию. Он эмигрирует из Крыма (через Турцию) в Сербию, где ведет активную политическую деятельность, редактирует вместе с братом Алексеем православно-патриотические газеты «Вера и Верность» и «Русский Стяг». С 1920-го по 1929-й годы ему удается издать несколько сборников своих стихотворений: «Песни Русской скорби и слез» (два самостоятельных выпуска: первый и второй, Мюнхен, 1923), «Два Письма» (роман в стихах, Ницца, 1925), «Песни сердца» (Белград, 1927).

В 1929 году поэт перебирается в Ниццу, где проведет еще 25 лет. Во Франции Бехтеев входит в состав инициативной группы Русских изгнанников, которые образуют православную общину и строят домовую церковь во имя Державной иконы Божьей Матери, где Сергей Сергеевич избирается ктитором (старостой); свои скудные средства он жертвует на обустройство этого и некоторых других православных храмов.
Бехтеев активно занимается поэтическим творчеством. В 1934 году издает православно-патриотический сборник стихов под названием «Царский гусляр». Итоговыми сборниками Бехтеева стали выпуски стихов под единым названием «Святая Русь» (выпуски 1–4), издававшиеся с 1949-го по 1952-й годы. Планировавшийся пятый выпуск поэт завершить не успел. Он умер 4 мая 1954 года в Ницце и был похоронен на Русском кладбище Кокад. Я бывал на его могиле:

 

На кладбище Кокад цветут деревья.

На кладбище Кокад несут цветы.

На кладбище Кокад застыло время.

На кладбище Кокад схоронен ты.

 

Стоял я долго над могилою твоею,

Шептали что-то важное уста.

Терялись мысли, словно цепенея,

Цепляясь за надгробие креста.

 

Кресты, кресты… Могилы, барельефы…

Скульптуры, камни… Даты, имена…

Фамильные причудливые склепы…

Истертые годами письмена…

 

Князья, бароны, фрейлины и графы,

И ратников российский пантеон…

Теперь все вместе – только тлен и прах вы,

Но в душу мне глядят со всех сторон

 

Какие-то встревоженные лица,

И грезится старинный светлый дом,

И белая невиданная птица

Все машет окровавленным крылом.

 

Безмолвные могильные аллеи,

Желтеют мандарины средь листвы.

Все кладбище – как древняя картина,

Как отраженье странной красоты...

 

На кладбище Кокад цветут деревья,

И колосится скудная трава.

На кладбище Кокад застыло время

И не нужны напрасные слова.

 

(2013 г.)

 

– В интервью нашему изданию Ирина Болдышева, православный композитор, руководитель детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина при Санкт-Петербургском соборе Владимирской иконы Божией Матери, высказала убеждение, что поэзия Сергея Сергеевича обязательно должна изучаться в школах России. Что Вы думаете о месте его произведений в классической Русской литературе, их значении для современного человека, сегодняшней духовной, культурной и общественно-политической жизни нашей страны?

– Я солидарен с мнением уважаемой Ирины Болдышевой и убежден, что рано или поздно лучшие стихотворения Сергея Бехтеева войдут в антологию Русской поэзии, ее золотой фонд. На сегодняшний день существует колоссальный разрыв между исторической памятью наших соотечественников, искаженной, поврежденной ложными убеждениями и зомбированием, которые формируют средства массовой информации, и реальными событиями 1917-го – 1920-х годов. Сергей Бехтеев – один из самых правдивых поэтических летописцев трагедии России в ХХ веке. Достаточно прочесть один выпуск его «Песен Русской скорби и слез», чтобы многое понять и переосмыслить. А роман в стихах «Два письма», безусловно, только украсил бы собой программу по литературе в старших классах общеобразовательных школ и гимназий. Бехтеев – в числе последних Русских поэтов классического пушкинско-лермонтовского направления. Недаром его еще в Училище Правоведения называли «правоведским Пушкиным». Очень важна его поэзия, посвященная Русским благоверным Царям и Царицам – еще при жизни поэт удостоился имени «царского гусляра» (по названию своего поэтического сборника)…

 

– Готовясь к интервью, я читала С.С. Бехтеева. Стихи его, конечно, изумительные – своей правдивостью, глубиной и остротой содержания, красотой и богатством языка и в то же время ясностью, легкостью, живостью слога… Но особенно меня поразил его провидческий дар – многие произведения оказались пророческими. В частности, в разгар гонений на веру в России Сергей Сергеевич писал о грядущем возвращении нашего народа к Православию, открытии храмов, прославлении Новомучеников и святой Царской Семьи, о том, что на месте сожжения царских тел будет воздвигнут храм… Иным пророчествам, думается, еще предстоит сбыться… Как Вы считаете, благодаря чему появлялись такие прозрения? В чем сущность этого особого служения лучших Русских поэтов и какое значение оно имеет для нас сегодня?

– Сергей Бехтеев, безусловно, был наделен неким даром поэтического провидения. Если внимательно читать Русских поэтов-классиков, то мы неизменно будем обнаруживать подобные почти мистические откровения. Вспомните лермонтовское: «Настанет год, России черный год, когда Царей корона упадет…», или пушкинские стихотворения «Памятник» и «Клеветникам России». Классик сказал, что поэт в России больше чем поэт. Истинному Русскому поэту Господь нередко приоткрывает духовные очи и дает возможность прозревать будущее.

 

– В одном из стихотворений Сергея Сергеевича – «Тоска по Родине» – есть такие строки: «Когда ж пройдет порыв народной злости / И кончит пир прожорливая тля, / Прими тогда мои немые кости / Под свой покров, родимая земля. / Пусть надо мной могучей, юной силой / Забьется жизнь и ярче, и полней, / И будет петь весною над могилой / Родную песнь родимый соловей!» Есть ли планы перевезти останки «царского поэта» из Франции в Россию?

– Этот вопрос больше не ко мне, а к автору и исполнителю православных песен-притч Светлане Копыловой, которая многое сделала для восстановления храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Липовке. Пока имеются сложности со стороны французских властей, в частности, мэра города Ниццы. Кроме того, судя по надгробным табличкам, в могиле Сергея Бехтеева сделаны подхоронения иных лиц (кроме его родной сестры Натальи), так что потребуется генетическая экспертиза. Видимо, пока воли Божией на перезахоронение останков поэта из Ниццы в Липовку нет.

 

– Расскажите еще, пожалуйста, о Вашем благотворительном «Бехтеевском фонде любителей Русской старины» и о «Бехтеевских чтениях». Чем занимается фонд, какие результаты его работы Вы уже можете отметить? С какой целью проводятся Чтения, как проходят, какие плоды приносят? И как еще, на Ваш взгляд, желающие могут потрудиться для популяризации наследия Сергея Сергеевича, чем могут Вам помочь?

– Бехтеевский фонд на сегодняшний день в огромной степени  выполнил свою задачу – издал ряд книг, посвященных С.С. Бехтееву, осуществил множество публикаций, инициировал и содействовал восстановлению фамильного храма Бехтеевых в Липовке. Конечно, сил и средств у фонда очень и очень мало. Вся деятельность осуществлялась и осуществляется исключительно за счет энтузиазма отдельных людей и их личных вложений. Нам удалось провести несколько «Бехтеевских чтений» (в Воронеже, Орле и Липовке), поучаствовать в создании документальных фильмов о «царском гусляре» и провести довольно много встреч и бесед с разными аудиториями, включая столичные. Очень хотелось бы переиздать книгу «Певец Святой Руси», но на это нужны немалые средства. Также надеемся получить доступ к посмертным архивам поэта, которые хранятся в Риме у одного из его дальних родственников.

 

– Ваше пожелание сотрудникам и читателям нашей газеты и всем ищущим правду?

– Изучать историю Великой России, хранить заветы предков, отстраняться от грязи и лжи. Свято верить в возрождение России в Царственном Одеянии!

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Примечание:

 

* Вопрос о т. н. «отречении» Царя-Мученика от престола является в монархической среде дискуссионным. Наше издание выступает за честный и осмысленный поиск исторической правды и регулярно размещает материалы на эту тему (последняя публикация – работа прот. Георгия Вахромеева; см. с. 14–15). Данный абзац отражает авторскую позицию В.К. Невяровича. В одной из своих статей Владимир Константинович пишет: «Можно согласиться, что отречение от престола последнего Русского Царя (как, впрочем, и его брата) происходило под жесточайшим нравственным давлением темных сил, в период великого отступления всего Русского народа от тысячелетнего православно-монархического государственного образа правления. Что само отречение не соответствовало Законам Российской Империи и духовным церковным каноническим регламентам, но, тем не менее, все же, оно реально произошло…»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник