ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ИСТИННО РУССКАЯ ЖЕНЩИНА»

 


Л. А. Кологривова

 

Святитель Иоанн Златоуст восклицал: «Нет на свете зверя безспощаднее злой жены! <...> Нет на свете зверя, с которым можно бы сравнить злую жену. Между четвероногими кто страшнее льва? Никто, конечно. Из гадов кто ужаснее дракона? Опять никто. Однако и лев, и дракон не так злы, как жена». Вот до какого состояния может дойти женщина, если у нее нет никаких внешних и внутренних нравственных ограничений, если она, как часто говорят о таких, «без царя в голове».

Иное дело – добрая женщина, «с царем в голове» и мужем во главе. Премудрый Иисус, сын Сирахов, пишет: Добрая жена – счастливая доля (Сир. 26, 3). «Это существо [женщина], – отмечает тот же святитель Иоанн, – в самом деле настойчиво и решительно: если уклонится ко злу, то совершает великие злодеяния; а если примется за добродетель, так скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего намерения».

Достойных жен много. Но сегодня нам хочется вспомнить и привести в пример такой добродетельной женщины несправедливо забытую замечательную православную поэтессу Лидию Александровну Кологривову.

Мы давно соскучились по настоящей Русской классике, неразрывно связанной со служением Церкви и Родине. Она намеренно замалчивается, а взамен нам даны мутные бунтарские, масонские, нецеломудренные и ненавистнические ко всему Русскому произведения. Поэтому так важно узнать об истинных Русских классиках и постараться сделать так, чтобы слова об их величии звучали естественно и привычно для всех.

 

Лидия Александровна родилась в 1873 году. Она происходила из древнего Русского княжеского рода Ухтомских, восходящего корнями к родоначальнику Русских князей Рюрику. Ее отец, князь Александр Иванович Ухтомский, был полковником, принимал участие в войне 1812 года. Мать, Мария Дмитриевна, происходила из другого древнего Русского рода – князей Голицыных. От родителей поэтесса переняла любовь к Богу, Царю и Родине. Получив блестящее образование, она употребила свои способности и таланты на служение этой триаде, составляющей самую суть Русской жизни. Достигнув брачного возраста, Лидия Александровна по любви вышла замуж за Сергея Николаевича Кологривова, историка, сотрудника Императорского Санкт-Петербургского Археологического института.

Впервые ее стихи были изданы в 1902 году, в сборнике трех поэтесс. Литературная критика с похвалой отозвалась о сочинениях Л. А. Кологривовой. Знатоки отмечали «легкость и плавность» ее стиха, интересные сюжеты, которые она «брала, с одной стороны, из жизни природы и из настроений человеческого сердца, а с другой – из событий родной старины» (здесь и далее цит. по: Иванов. А. А. Русская Кассия // Иванов А. А., Степанов А. Д. Воинство святого Георгия. СПб., 2006. С. 622).

Ободренная тем, что ее творчество заинтересовало читателей, поэтесса на следующий год опубликовала свои произведения уже отдельно, в книге «Стихотворения». Сборники, появившиеся в 1905, 1907, 1910 и 1912 годах, носили то же непритязательное название.

Второй сборник был замечен в православно-патриотической среде и вызвал благодарные отклики. В частности, о стихах, посвященных русско-японской войне, петербургский журнал «Православно-Русское слово» писал: «Они полны горячих благожеланий нашим войскам и их вождям, в них чувствуется изумление и восторг перед подвигами самоотверженных героев, безропотно и охотно проливающих дорогую кровь за Святую Русь, жертвующих своею жизнью за Веру, Государя и Родину» (С. 623).

Московский журнал «Родная речь» назвал Кологривову наиболее выдающимся Русским поэтом начала ХХ века: «Много у нас теперь людей, которые пишут стихи и печатают их, но где вы видите среди этих стихотворцев истинных поэтов? <…> Истинные поэтические дарования в наш век, мещанский и пошлый, редки, поэтому мы с особенным удовольствием приветствуем появление настоящих поэтов. К числу таковых настоящих, одаренных свыше чувством красоты и изящества поэтов должно отнести Л. А. Кологривову». По словам критика, она – «счастливое и – увы! – единственное в наше время исключение». Это «истинно Русская женщина <…>; стоя на родной, Русской почве, воодушевляясь Русскими идеями и чувствами, она непрестанно питает свое дарование и созидает истинно поэтические произведения» (С. 623–624).

С 1905 года Лидия Александровна стала сотрудничать с известной правой газетой «Московские ведомости», издаваемой Л. А. Тихомировым. Обычно по субботам и воскресениям на ее страницах публиковались новые произведения поэтессы. В своих стихотворениях она по-прежнему в изящной форме описывала события из Русской истории, из современной ей бурлящей жизни, делала зарисовки природы, а также облекала в рифму свои религиозные переживания и молитвы.

«Среди исторических стихотворений Лидии Александровны, – пишет ее биограф А. Иванов, – нельзя не отметить такие произведения, как „Куликовская битва“, „Ослябя и Пересвет“, „Отрок Григорий“, „Избрание Царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой“ и многие другие. Знаменательной особенностью баллад и небольших стихотворений Лидии Александровны является присущая им глубокая патриотичность, а также удивительная гармоничность сюжетов из родной старины, почти всегда переплетающаяся с историей Русской Православной Церкви» (С. 624).

Вот, например, стихотворение «На трехсотлетний юбилей Дома Романовых. 1613–1913»:

 

Край погибал средь смут кровавых

И бился нестроений полн

Во вражьих замыслах лукавых,

Как на волнах разбитый челн.

Все подчинялось грубой силе,

Царил безправный произвол,

Ликуя, недруги делили

Руси державу и престол.

Но Вышним Промыслом хранима

Святая Русь в годину бед,

И пронеслась невзгода мимо,

И бурных дней исчезнул след.

Разрушив вражеские козни,

Крамолу твердо покоря,

Вся Русь без спора и без розни

Избрала Русского Царя.

И с той поры с державным родом

Она судьбу свою слила

 

И три столетья год за годом

С ним вместе крепла и росла.

Венчало счастье их усилья,

От моря северных помор

Орел двуглавый свои крылья

До моря южного простер.

И разнесла по миру слава

Царей Российских имена.

К ногам склонилась их Варшава

И диких горцев племена.

Теперь, тверда и неделима,

И необъятна, и сильна,

Взирает Русь неустрашимо

В веков грядущих времена.

И ныне тысячью устами

Звучит желание земли,

Чтоб по путям судьбы веками

Ее Романовы вели!

 

Лидия Александровна была близко знакома и, по-видимому, духовно окормлялась у замечательного пастыря и миссионера священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. «Богатство образов поэтических, – отмечал священник, – казалось, было у нее неисчерпаемо, способность излагать их и облекать в звучные стихи – удивительная» (С. 625).

 


Священномученик Иоанн Восторгов

 

В частности, отец Иоанн рассказывал: «Помню, однажды в ее любимом сельском уединении, осматривая старинное развалившееся здание и увидевши деревцо, пробившееся среди смерти и разрушения сквозь расселины старых камней к свету и жизни своими зеленеющими ветвями и листьями, я мимоходом указал ей на этот образ торжества жизни и посоветовал ввести его когда-либо при случае в стихотворение. Через день-два я уже читал в печати дивное и захватывавшее слово писательницы, в звучных стихах излагающее мою слабую мысль» (Там же).

В качестве примера лирики поэтессы можно привести стихотворение «Свирель»:

 

Я люблю задумчивой свирели

Нежный голос в тишине полей,

Ее легкой полугрустной трели

В ближней роще вторит соловей.

Звуки льются мягко и красиво,

То капризно плачут, как дитя,

То как будто ластятся игриво

И смеются весело, шутя.

 

Не поют они о гордой власти,

Не зовут на подвиг боевой,

Не дрожат в порыве бурной страсти,

Не рыдают жалобной мольбой.

Но манят они в края иные,

Где всегда привольно и светло,

И звенят, как капли водяные,

О прозрачно тонкое стекло.

 

Лидия Александровна была глубоко верующей благочестивой Русской женщиной. Она часто посещала храм, и порой при этом у нее складывались стихи. Вот одно из таких творений без названия:

 

В час, когда нет богослуженья,

Люблю входить под сень церквей,

Утихло людное движенье,

И шум шагов, и скрип дверей,

Паникадила не сверкают,

Безмолвен полутемный храм,

Лишь разноцветные мерцают

Лампады тихо по стенам.

 

И перед чтимою иконой,

Искрясь в игре цветных камней,

На светлой ризе золоченой

Пылает яркий круг свечей.

Царит покой – тревоги света

Остались где-то далеко,

Душа надеждою согрета,

Молиться сладко и легко.

 

У многих поэтов есть стихотворения под названием «Молитва» (наиболее известно произведение М. Ю. Лермонтова). Написала свою «Молитву» и Лидия Александровна:

 

Пред Тобой в эти дни покаяния,

Низко поникнув главой

преклоненною,

В чистосердечном и полном

признании

Я обнажаю всю душу смятенную.

Все недостойные помыслы скрытые

Зависти тайной, стяжанья неправого,

Темные мысли, обиды открытые,

Злые намеренья сердца лукавого.

 

Чувства иль веры чужой оскорбление,

Слово жестокое, действия гневные...

Не осуди – ниспошли мне прощение

И исцели мои раны душевные.

Да не погибну в мирском искушении,

Да не утрачу в нем веры

спасительной,

И сокрушится навеки сомнение

Пред Твоей правдой и силой

живительной.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник