КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА | СТРАНИЦА 6 |
Л. А. Кологривова
Святитель Иоанн Златоуст восклицал: «Нет на свете зверя безспощаднее злой жены! <...> Нет на свете зверя, с которым можно бы сравнить злую жену. Между четвероногими кто страшнее льва? Никто, конечно. Из гадов кто ужаснее дракона? Опять никто. Однако и лев, и дракон не так злы, как жена». Вот до какого состояния может дойти женщина, если у нее нет никаких внешних и внутренних нравственных ограничений, если она, как часто говорят о таких, «без царя в голове».
Иное дело – добрая женщина, «с царем в голове» и мужем во главе. Премудрый Иисус, сын Сирахов, пишет: Добрая жена – счастливая доля (Сир. 26, 3). «Это существо [женщина], – отмечает тот же святитель Иоанн, – в самом деле настойчиво и решительно: если уклонится ко злу, то совершает великие злодеяния; а если примется за добродетель, так скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего намерения».
Достойных жен много. Но сегодня нам хочется вспомнить и привести в пример такой добродетельной женщины несправедливо забытую замечательную православную поэтессу Лидию Александровну Кологривову.
Мы давно соскучились по настоящей Русской классике, неразрывно связанной со служением Церкви и Родине. Она намеренно замалчивается, а взамен нам даны мутные бунтарские, масонские, нецеломудренные и ненавистнические ко всему Русскому произведения. Поэтому так важно узнать об истинных Русских классиках и постараться сделать так, чтобы слова об их величии звучали естественно и привычно для всех.
Лидия Александровна родилась в 1873 году. Она происходила из древнего Русского княжеского рода Ухтомских, восходящего корнями к родоначальнику Русских князей Рюрику. Ее отец, князь Александр Иванович Ухтомский, был полковником, принимал участие в войне 1812 года. Мать, Мария Дмитриевна, происходила из другого древнего Русского рода – князей Голицыных. От родителей поэтесса переняла любовь к Богу, Царю и Родине. Получив блестящее образование, она употребила свои способности и таланты на служение этой триаде, составляющей самую суть Русской жизни. Достигнув брачного возраста, Лидия Александровна по любви вышла замуж за Сергея Николаевича Кологривова, историка, сотрудника Императорского Санкт-Петербургского Археологического института.
Впервые ее стихи были изданы в 1902 году, в сборнике трех поэтесс. Литературная критика с похвалой отозвалась о сочинениях Л. А. Кологривовой. Знатоки отмечали «легкость и плавность» ее стиха, интересные сюжеты, которые она «брала, с одной стороны, из жизни природы и из настроений человеческого сердца, а с другой – из событий родной старины» (здесь и далее цит. по: Иванов. А. А. Русская Кассия // Иванов А. А., Степанов А. Д. Воинство святого Георгия. СПб., 2006. С. 622).
Ободренная тем, что ее творчество заинтересовало читателей, поэтесса на следующий год опубликовала свои произведения уже отдельно, в книге «Стихотворения». Сборники, появившиеся в 1905, 1907, 1910 и 1912 годах, носили то же непритязательное название.
Второй сборник был замечен в православно-патриотической среде и вызвал благодарные отклики. В частности, о стихах, посвященных русско-японской войне, петербургский журнал «Православно-Русское слово» писал: «Они полны горячих благожеланий нашим войскам и их вождям, в них чувствуется изумление и восторг перед подвигами самоотверженных героев, безропотно и охотно проливающих дорогую кровь за Святую Русь, жертвующих своею жизнью за Веру, Государя и Родину» (С. 623).
Московский журнал «Родная речь» назвал Кологривову наиболее выдающимся Русским поэтом начала ХХ века: «Много у нас теперь людей, которые пишут стихи и печатают их, но где вы видите среди этих стихотворцев истинных поэтов? <…> Истинные поэтические дарования в наш век, мещанский и пошлый, редки, поэтому мы с особенным удовольствием приветствуем появление настоящих поэтов. К числу таковых настоящих, одаренных свыше чувством красоты и изящества поэтов должно отнести Л. А. Кологривову». По словам критика, она – «счастливое и – увы! – единственное в наше время исключение». Это «истинно Русская женщина <…>; стоя на родной, Русской почве, воодушевляясь Русскими идеями и чувствами, она непрестанно питает свое дарование и созидает истинно поэтические произведения» (С. 623–624).
С 1905 года Лидия Александровна стала сотрудничать с известной правой газетой «Московские ведомости», издаваемой Л. А. Тихомировым. Обычно по субботам и воскресениям на ее страницах публиковались новые произведения поэтессы. В своих стихотворениях она по-прежнему в изящной форме описывала события из Русской истории, из современной ей бурлящей жизни, делала зарисовки природы, а также облекала в рифму свои религиозные переживания и молитвы.
«Среди исторических стихотворений Лидии Александровны, – пишет ее биограф А. Иванов, – нельзя не отметить такие произведения, как „Куликовская битва“, „Ослябя и Пересвет“, „Отрок Григорий“, „Избрание Царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой“ и многие другие. Знаменательной особенностью баллад и небольших стихотворений Лидии Александровны является присущая им глубокая патриотичность, а также удивительная гармоничность сюжетов из родной старины, почти всегда переплетающаяся с историей Русской Православной Церкви» (С. 624).
Вот, например, стихотворение «На трехсотлетний юбилей Дома Романовых. 1613–1913»:
Край погибал средь смут кровавых И бился нестроений полн Во вражьих замыслах лукавых, Как на волнах разбитый челн. Все подчинялось грубой силе, Царил безправный произвол, Ликуя, недруги делили Руси державу и престол. Но Вышним Промыслом хранима Святая Русь в годину бед, И пронеслась невзгода мимо, И бурных дней исчезнул след. Разрушив вражеские козни, Крамолу твердо покоря, Вся Русь без спора и без розни Избрала Русского Царя. И с той поры с державным родом Она судьбу свою слила |
И три столетья год за годом С ним вместе крепла и росла. Венчало счастье их усилья, От моря северных помор Орел двуглавый свои крылья До моря южного простер. И разнесла по миру слава Царей Российских имена. К ногам склонилась их Варшава И диких горцев племена. Теперь, тверда и неделима, И необъятна, и сильна, Взирает Русь неустрашимо В веков грядущих времена. И ныне тысячью устами Звучит желание земли, Чтоб по путям судьбы веками Ее Романовы вели! |
Лидия Александровна была близко знакома и, по-видимому, духовно окормлялась у замечательного пастыря и миссионера священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. «Богатство образов поэтических, – отмечал священник, – казалось, было у нее неисчерпаемо, способность излагать их и облекать в звучные стихи – удивительная» (С. 625).
Священномученик Иоанн Восторгов
В частности, отец Иоанн рассказывал: «Помню, однажды в ее любимом сельском уединении, осматривая старинное развалившееся здание и увидевши деревцо, пробившееся среди смерти и разрушения сквозь расселины старых камней к свету и жизни своими зеленеющими ветвями и листьями, я мимоходом указал ей на этот образ торжества жизни и посоветовал ввести его когда-либо при случае в стихотворение. Через день-два я уже читал в печати дивное и захватывавшее слово писательницы, в звучных стихах излагающее мою слабую мысль» (Там же).
В качестве примера лирики поэтессы можно привести стихотворение «Свирель»:
Я люблю задумчивой свирели Нежный голос в тишине полей, Ее легкой полугрустной трели В ближней роще вторит соловей. Звуки льются мягко и красиво, То капризно плачут, как дитя, То как будто ластятся игриво И смеются весело, шутя. |
Не поют они о гордой власти, Не зовут на подвиг боевой, Не дрожат в порыве бурной страсти, Не рыдают жалобной мольбой. Но манят они в края иные, Где всегда привольно и светло, И звенят, как капли водяные, О прозрачно тонкое стекло. |
Лидия Александровна была глубоко верующей благочестивой Русской женщиной. Она часто посещала храм, и порой при этом у нее складывались стихи. Вот одно из таких творений без названия:
В час, когда нет богослуженья, Люблю входить под сень церквей, Утихло людное движенье, И шум шагов, и скрип дверей, Паникадила не сверкают, Безмолвен полутемный храм, Лишь разноцветные мерцают Лампады тихо по стенам. |
И перед чтимою иконой, Искрясь в игре цветных камней, На светлой ризе золоченой Пылает яркий круг свечей. Царит покой – тревоги света Остались где-то далеко, Душа надеждою согрета, Молиться сладко и легко. |
У многих поэтов есть стихотворения под названием «Молитва» (наиболее известно произведение М. Ю. Лермонтова). Написала свою «Молитву» и Лидия Александровна:
Пред Тобой в эти дни покаяния, Низко поникнув главой преклоненною, В чистосердечном и полном признании Я обнажаю всю душу смятенную. Все недостойные помыслы скрытые Зависти тайной, стяжанья неправого, Темные мысли, обиды открытые, Злые намеренья сердца лукавого. |
Чувства иль веры чужой оскорбление, Слово жестокое, действия гневные... Не осуди – ниспошли мне прощение И исцели мои раны душевные. Да не погибну в мирском искушении, Да не утрачу в нем веры спасительной, И сокрушится навеки сомнение Пред Твоей правдой и силой живительной. |
Окончание см. на стр. 7