ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ИСТИННО РУССКАЯ ЖЕНЩИНА»

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 6

 

В дни революционной анархии и антирусской смуты 1905–1906-го годов из-под пера поэтессы выходят обличительные строки, требовавшие немалого мужества. «Сколько стихотворений патриотических, – отмечает отец Иоанн Восторгов, – согретых огнем воодушевления и любви, написано ею – и написано в такое время, когда всякое патриотическое воодушевление подвергалось насмешкам и преследованию!» (С. 630). У Лидии Александровны возник целый цикл таких произведений, в который вошли «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских», «Красный флаг» и другие. Особое место в этом ряду занимает стихотворение «Русь идет!»:

 

Довольно смута ликовала,

Глумясь над нами в час беды.

Довольно! Родина устала

От нестроенья и вражды.

Рассеяв лживые обманы

И отряхнув тяжелый гнет,

Чтоб залечить Отчизны раны,

В строю сомкнутом Русь идет.

В борьбе коварной и неравной

Изнемогал наш край родной,

В пыли был попран стяг державный

Крамол мятежною пятой.

Но день настал, страна прозрела,

Пришел к сознанию народ

И клич врагам кидает смело:

«Долой с дороги! Русь идет!»

 

Идет та Русь, что в дни былые,

Невзгоды вынося не раз,

Ярмо преемнику Батыя

Сломить сумела в добрый час,

Русь, отражавшая без страха

Племен враждующих налет,

Донского Русь, Русь Мономаха,

И Русь Пожарского идет.

На подвиг доблестный спасенья

Ее Господь благословил,

Дал ей залогом одоленья

Живой прилив народных сил.

Хоругвь – ее родное знамя,

И крест святой – ее оплот,

Вперед сомкнутыми рядами

Неудержимо Русь идет.

 

Впервые прочитанное 27 октября 1906 года на открытии Лефортовского отдела «Русской монархической партии», это стихотворение снискало особую любовь и популярность у Русских православных патриотов. Зато в стане «освободителей» стихи Кологривовой замалчивались, либо подвергались порицанию либерально-революционных критиков. Но Лидия Александровна отважно шла против общего течения и твердо стояла на православно-патриотических позициях.
В своем издании «Верность», публиковавшем поэтессу, отец Иоанн Восторгов писал: «У поэта и писателя есть свой мученический путь: замалчивание со стороны противников, завистников и ненавистников. И этот путь [она] изведала <…>. Никто не посмеет отказать ей в таланте, в усердии писательства, в содержательности ее творений, в художественном достоинстве ее стиха: но она шла не рабскою дорогою, не кланялась господствующим кумирам современности, не склонялась перед господствующими „хамами“ Русской печати – и ее, по какому-то тайному и негласному соглашению, литературные критики намеренно замалчивали, как замалчивали и замалчивают очень многих, если не всех, писателей Русских, оставшихся верными заветам веры и Церкви, и долгу любви и служения Царю и родному народу» (С. 633).

Господь благословил Лидию Александровну счастливым браком. С мужем они жили в полном согласии и единомыслии. Сергей Николаевич также был глубоко верующим человеком, убежденным монархистом и активным участником православно-монархического движения. На нем исполнились слова премудрого Иисуса, сына Сирахова: Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое (Сир. 26, 1).

Большое внимание поэтесса уделяла евангельским мотивам и сюжетам. Им посвящены, например, стихотворения «Иоанн Креститель», «Иродиада», «Саул», «Рождественская ночь» и многие другие. Вот последнее из названных:

 

Мерцая в синеве воздушной,

Взошла полнощная звезда,

Пустыня спит, толпой послушной

Пасутся мирные стада,

Их пастухи, усевшись рядом,

Беседу у костра ведут

И табуны прилежным взглядом

В ночном безмолвье стерегут.

Но вдруг лучами озарился

Во мраке тонущий простор,

И светлый Ангел им явился,

Сияньем ослепляя взор.

«Не бойтесь, – молвил Небожитель, –

Я радость возвещаю всем,

 

Сегодня родился Спаситель,

К Нему спешите в Вифлеем!

Найдете в яслях там убогих

Младенца Господа Христа!» –

И при созвучьи хоров многих

Небес разверзлась высота.

Слетают райские виденья,

Небесной радости полны,

Хвалебных сонмов псалмопенья

Волною льются с вышины.

И пастухи, смиря тревогу,

На небо очи возвели

И слышат: «Слава в вышних Богу,

Мир человекам на земли!»

 

Чтобы понять масштабы какого-либо явления, обычно прибегают к сопоставлению его с уже известными подобными величинами. Подыскивая исторический аналог творчеству Л. А. Кологривовой, отец Иоанн Восторгов остановился на преподобной Кассии, византийской поэтессе, жившей в IX веке: «В святые дни наиболее чтимых и великих христианских праздников, – пишет он, – среди песнопений церковных встречаем мы блистающие вдохновением и художеством молитвы, которые имеют надписание „Творение Кассино“. Они принадлежат женщине-поэту – женщине, посвятившей свое слово и дар литературного творчества возвышенной религиозно-назидательной поэзии. История говорит нам, что эта замечательная писательница была знатного рода, получила высокое образование и удивляла современников своей одаренностью; она окончила жизнь в обители, в подвигах молитвы и служения Богу». По словам пастыря, Лидия Александровна стала «одной из последовательниц блаженной Кассии, женщиной-поэтом, писательницей, женщиной, несомненно одаренной высокими и редкими способностями литературного творчества и тоже посвятившей свое вдохновение религиозно-назидательной поэзии» (С. 629).

Каждый православный человек для поддержания ревности к богоугождению должен стараться как можно чаще читать жития святых. Читала их и Лидия Александровна, и обрела в этом чтении еще один неисчерпаемый источник тем и образов для своего творчества:

 

СВЯТОЙ МИТРОФАНИЙ

 

То были дни тех начинаний,

Была та славная пора,

Когда, сломив былого грани,

Восстал могучий дух Петра,

Когда для крепнувшей России

Замыслил он создать оплот,

Волнам изменчивой стихии

Впервые вверил юный флот.

Он верфь в Воронеже поставил

И там, средь Царственных трудов,

С своим Лефортом верным правил

Постройкой парусных судов.

И цель высоких начертаний

И мощный взмах орлиных сил

Прозрев, святитель Митрофаний

Труды Царя благословил.

Случилось раз – его прихода

Петр ждал в Воронежском дворце,

Где статуй мраморных у входа

Ряд возвышался на крыльце.

Согласно Царскому желанью

Недавно с дальних берегов

Привезены те изваянья

Мифологических богов.

 

Царь ждал… Но вот денщик

смущенный

Предстал внезапно у дверей

И доложил, что оскорбленный

Назад ушел архиерей,

Что он дворцового порога

Переступить не пожелал,

Когда языческого бога

Перед собою увидал.

Царь Петр нахмурил брови грозно,

Досадой гневной вспыхнул взор:

«Пойти, скажи ему, что поздно,

Что жду его я с давних пор!»

Но он с отказом Митрофана

Дождался нового гонца:

Доколе будут истуканы

Стоять у Царского дворца,

Не переступит он порога!

…Колеблясь, гул протяжно-жуткий

Звучал, казалось, как упрек,

И понял Петр душою чуткой

Благой святителя урок.

Он в сердце гневное движенье

Пред его твердостью смирил

И, старца испросив прощенье,

Его желанью уступил.

 

В последние годы жизни Лидия Александровна тяжело болела. Продолжалась Первая мировая война. Видимо, переживания за Родину, за исход противостояния также приблизили ее кончину. Душа ее отошла в Небесные обители в Страстную Пятницу, 20 марта / 2 апреля 1915 года. Вот дивное знамение милости Божией – умереть в один день с Господом! Третий день по отшествии совпал с Пасхой Христовой, которую она с такой любовью воспевала в своих произведениях. Погребение состоялось на второй день Пасхи. Отпевал Лидию Александровну священномученик Иоанн, почтивший ее замечательным последним словом. Пастырь отметил, что усопшая посвятила «свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, – слово ныне поминаемой поэтессы Лидии Александровны Кологривовой всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Безконечного».

По предвидению пастыря-мученика, стихи Лидии Александровны «впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений и долго <…> будут напоминать родному Русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях Русской женщины-поэта» (С. 635–636).

Вот до какой духовной высоты, чести и славы может возрасти добрая женщина, даже не уходя в монастырь, а проводя жизнь в миру, в кругу своей семьи, но исполняя на деле святые заповеди о любви к Богу и ближним.

 

Петр АЛЕКСАНДРОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник