ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Великие стройки Николаевской России

 

 

 

Для верующих людей величие Царя Мученика определяется, конечно, не материальными достижениями страны в его правление. Но в то же время любовь к нему побуждает узнавать о нем как можно больше. Да и апостол нам заповедует: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Поэтому сегодня мы предлагаем к прочтению фрагмент из книги молодого историка, аспиранта исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Борисюка «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время».

 

В советское время эпоха Николая II была превращена в сознании людей в некое темное царство, которое отделяет Россию старую и новую, прогрессивную и ветхую; в барьер, отделяющий 70 лет якобы прогрессивного времени от 1000-летней якобы дремучей истории России. Все это сильно искажает историческую действительность и не дает делать из истории объективные выводы.

Знание правды о старой России может до неузнаваемости изменить современность. История может стать источником реального народного вдохновения, опорой на пути в будущее. Сегодня против нашей страны снова, как и многие века назад, идет война. В первую очередь это война информационная. История снова ставит вопрос: достойны ли мы, как и прежде, звания сильных, а значит, и права на существование? Будем ли мы сверхдержавой или исчезнем? Сможем ли мы использовать накопленный опыт побед? А чтобы смочь обратится к этому опыту, надо разрушить барьер, разделяющий настоящее и прошлое, ведь для победы нужно четкое понимание ценностей: что такое добро, а что зло, на каких принципах строить страну, чтобы она развивалась успешно, а какие методы провальные. А к чему мы обратимся, если прошлое покрыто мраком? Сейчас много говорится о традиционных ценностях, национальных идеях, идеологических вопросах, но как эти установки можно придумать заново? Мы же не хотим строить новую страну? Мы хотим строить Россию! А значит, установки эти должны опираться на историческое прошлое, на историческую традицию народа-победителя. Страна – не только флаг и герб, политики и законы; страна – это в том числе и ее история, причем не в книгах, а в сознании людей. Это простые истины.

Именно для этого должна быть проведена серьезная работа по отделению правды от лжи в российской истории, и, конечно, в первую очередь это касается рубежного периода – времени правления Николая II.

 

1. МАСШТАБЫ СТРОИТЕЛЬСТВА.
СТРОЙКА – ВСЯ СТРАНА

 

НОВЫЕ ГОРОДА

 

Во время правления Николая II территория всей Империи превращается в огромную стройку. Новые города появляются от зоны вечной мерзлоты и заполярного круга до самых южных окраин. На юге России на базе деревней и поселков появляются знаменитые курортные города – Геленджик (1915), Туапсе (1916), Сочи (1917). Городами становятся горные поселки Кавказа – Кисловодск (1903), Армавир (1914). За полярным кругом закладывается Североморск (1896), Полярный (1899), Мурманск (1916). Строится Сибирь: Новосибирск (1903), Бодайбо (1903), Камень-на-Оби (1915). Строится Дальний Восток: Уссурийск (1898), Корсаков (1907), Южно-Сахалинск (1915), город-порт Дальний (теперь Китайский Далянь). Строятся десятки городов во всех регионах.


РАЗВИТИЕ СТАРЫХ ГОРОДОВ

 

Древние города меняют свой облик. При Николае II впервые в истории России начинается высотная застройка многоквартирными домами. В Москве появляются дома в 7–10 этажей, в Киеве самый высокий дом – 12 этажей. Строительство высоток идет на тысячи. В одной Москве таких домов построено не менее трех тысяч. Высотки Царской России становятся высочайшими домами Европы. Уже при Николае II они оснащаются лифтами, канализацией, водопроводом, центральным отоплением, телефонной и электрической связью и другими необходимыми коммуникациями.

Города электрифицируются и снабжаются трамвайными путями. До Николая II электрический трамвай был запущен только в Киеве. Уже к 1910 году трамвай появляется в 54 городах. Появление новых трамвайных систем активно шло и после 1910 года, и даже в годы Великой войны. Трамвайные линии появляются в самых отдаленных уголках страны от Архангельска до Ташкента и от Владивостока до Варшавы. В 1910 году на улицах крупных городов начали появляться монетные телефонные аппараты, при этом в крупных центрах скопления народа устанавливаются доступные всем общественные телефоны «публичного пользования». К 1910 году в 314 городов Империи прокладывается телефонная связь. Эти 314 городов были разбросаны по всей Империи – от Азиатских пустынь и гор Кавказа до центральных регионов и Крайнего Севера. В 1897 году телефонная сеть проложена во Владикавказ, в 1904-м – в Омск, в 1906-м – в Новосибирск (Новониколаевск), в 1911-м – в Якутск, а в 1915-м – в азиатский Бишкек.

Пиковые темпы строительства способствовали развитию строительной промышленности. Темпы ее развития превышают аналогичные показатели при Ульянове и Сталине. Цемент: в 1894–1913 годах рост в 15,4 раза, в 1913–1940-м – в 3,1 раза; кирпич строительный: 4 раза против 2,2; стекло: 4,5 против 1,9. При этом лишь пиломатериалы: 2,9 против тех же 2,9.

Видим, что равными темпами развивается только деревообрабатывающая промышленность. В области производства кирпича, цемента и стекла Николаю II удается добиться более серьезных успехов, чем в СССР. Причем достигается двукратное и более опережение. Таким образом, строительство новых городов при Николае II сочетается с бурным развитием старых – идет современная застройка, развивается общественный транспорт, прокладываются коммуникации.

 

ПОКОРЕНИЕ СТИХИЙ

 

Строительство идет в ранее непригодных для жизни условиях. В южных пустынях строятся орошающие сооружения, каналы, плотины. Крупнейшим проектом по покорению пустынь становится строительство «Романовского канала». Этот канал принес воды реки Сырдарья в безлюдную пустыню Средней Азии. Стройка шла более 13 лет с использованием современной спецтехники, в том числе многоковшовых экскаваторов. На отвоеванной у пустыни территории появились 26 новых поселений, развивалось сельское хозяйство, в первую очередь хлопководство.

На Севере осваиваются регионы тундры и Заполярного Круга, идет масштабное осушение болот. К 1917 году орошалось 3,5 млн. гектар и осушалось 3,2 млн. гектар сельхозземель. Природа была покорена на территории в 6,7 млн. гектар (67 тыс. кв. км), т. е. на территории в 1,5 раза превосходящей Швейцарию или в 2 раза превосходящей Бельгию. Новейшая техника позволяла прокладывать многокилометровые туннели в скалах и быстро прокладывать путь по еще не осушенным болотам. Стройка велась в условиях самых разных внешних факторов: от смертельной жары пустынь до безжизненного холода Крайнего Севера. Развивается Архангельск, строится Мурманск, электрифицируется и развивается Якутия.

 

2. ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ
ЦАРСКОЙ РОССИИ И «ВЕЛИКИЕ
СТРОЙКИ» КОММУНИЗМА

 

При Николае II застраивались целые регионы, создавались сотни заводов, строились тысячи километров дорог. В то время как в школах заучивают несколько «великих строек» коммунизма, в тени остаются десятки безпрецедентных строек Николаевского времени:

1) Транссиб. Самая длинная в мире дорога – около 10 тыс. км;

2) дорога в Мурманск. Самая северная дорога Империи;

3) железные дороги Кавказа;

4) железные дороги пустынь Средней Азии;

5) Новороссийское шоссе;

6) Амурское колесное шоссе;

7) стратегические шоссе на западе Империи;

8) освоение Донбасса (металлургические, угольные, химические, военные, машиностроительные предприятия);

9) освоение Кузбасса (в основном строятся угольные предприятия);

10) угольные предприятия Восточной Сибири;

11) освоение марганцевых рудников Грузии (Чиатура);

12) медные заводы в Армении (Алаверди);

13) освоение Урала (разработка медных месторождений, создание металлургических и машиностроительных предприятий);

14) освоение Домбровского угольного бассейна в Польше;

15) цинковые и свинцовые заводы Польши;

16) создание нефтяной промышленности Северного Кавказа и Азии;

17) форты и крепости на границах Империи (Брестская крепость, Новогеоргиевская крепость, крепость в Гродно, военный порт Александра III и крепость Петра Великого в Латвии, береговые батареи Севастополя, форты Петрограда (Тотлебен, Обручев), Кронштадтская минно-артиллерийская позиция (форты Николаевский и Алексеевский);

18) судостроительные заводы в Николаеве;

19) судостроительные заводы в Ревеле (Таллин);

20) реконструкция Мариинской водной системы;

21) создание Северо-Донецкой речной шлюзованной системы;

22) углубление рек Малороссии: Днепра, Днестра и Южного Буга;

23) осушение болот Центрального региона и Западной Сибири;

24) орошение пустынь Средней Азии (Мургабская ирригационная система в пустыне Каракумы, Романовский канал в «Голодной степи»);

25) создание энергетических систем: 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского региона (станции Москвы, Электрогорска, Павловского Посада, Орехово-Зуево, линии электропередач и подстанции), первые крупные ГЭС.

Каждый из этих проектов заслуживает отдельного внимания. Так, например, за простой фразой «Освоение Донбасса» при Николае II стоит создание целых семи крупнейших металлургических заводов и сотен шахт. Всего к 1913 году на Донбассе действует 1200 шахт, наиболее глубокая из которых «Новосмольяниновская» имела глубину 745 м. Кроме того, на том же Донбассе строятся машиностроительные, химические и военные заводы (производство патронов и брони). Развитие Донбасса подразумевало и создание современных коммуникаций. При Николае II только на участке от Харькова до Донбасса к 1913 году было построено 297 железнодорожных мостов. На участке Долгинцево (под Кривым Рогом) – Волноваха (Донбасс) – 214 мостов. И это далеко не все. Длина новых дорог измеряется тысячами километров. Внедряются передовые решения. Например, в 1908 году построен мост через Днепр в Кичкасе (Запорожье). Мост был двухъярусным – одновременно железнодорожным и шоссейным. Уже с 1905 года в Одессе появляются асфальтовые дороги. Подобным образом шло развитие и других регионов. Однозначно ясно, что таких объемов строительства, как при Николае II, прежде в истории не было никогда.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник