ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЯТАЯ РУСЬ ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Весь народ наш был певчий»

 

 

 

В святые дни от Рождества до Крещения православные люди ходят в храм и в простоте сердца славят Бога, а дети, волнуясь, читают стихи, поют песни, с благодарностью принимают подарки. В душе праздничный подъем: в мир пришел Богомладенец Христос, чтобы всех людей научить любви и вере. Предлагаем к размышлению отрывок из книги «Россия, пробудись!», где содержатся интересные мысли о традициях воспитания детей.

 

На Руси издавна так повелось, что дети учились опыту жизни у родителей. Подрастая, сын был рядом с отцом и без его благословения не мог ничего сделать, даже если что хорошее. И уже в возрасте, когда у него были свои дети и внуки, он по-прежнему держался слова отца. Поэтому послушные дети всегда имели Божие благословение. Ведь сказано в Священном Писании: чти отца и матерь твою, и благо ти будет, и долголетен будеши на земли. Это Божий закон, и пока народ его соблюдал, был духовно крепок и здоров.

В старину люди радовались не тому, что много имеют, а тому, что много умеют. Веками из уст в уста, из рук в руки, из поколения в поколение передавалось все лучшее, что было создано предками. Однажды в беседе с начальником текстильного комбината я сказал:

– Мы не так уж много знаем, работая на комбинате, изучили несколько операций, и все. А моя мама была неграмотной, расписывалась крестиком, но зимой у нее в доме был весь текстильный комбинат. До Пасхи с дочками и невестками ткали полотно и к празднику шили себе новую одежду. Одни женские руки выращивали лен, обрабатывали его, умели спрясть, соткать, сшить одежду. Они все умели и все делали с радостью, с песнями! Сейчас надо оканчивать академии, чтобы создать такой комбинат, а тогда он был в каждой хате. Люди жизнью больше постигали, чем мы со своими академиями...

С мастерством наших предков мы по сей день не можем сравняться, но продолжаем терять исконные ценности. Я привел только один пример по ткачеству, а так же было и по лесному, и по сельскому хозяйству, и по строительному делу. Люди все умели, и в их размеренной жизни все было на своем месте. Именно эти условия и давали человеку возможность совершенствоваться с раннего детства и до старости.

Весной засеют мужики землю и идут в поле, просят у Бога дождя. Вырастили урожай – просят, чтобы Господь дал ясную погоду, чтобы урожай убрать. Соберут хлеб, обмолотят вручную и снова просят: «Господи, пошли ветры, чтобы нам смолоть». Тогда были ветряные мельницы, и не надо было губить природу, возводя гидроэлектростанции. С осенними ветрами мельницы отлично работали.

Все запасут люди к зиме, а потом собираются на вечерки и прядут с песнями. Сыновья работают рядом с отцами: делают телеги и сани, выделывают овчины, шьют тулупы, валяют валенки. А от многого умения да мастеровитости создается полнота жизни. Вот представьте, как люди радовались своим трудам, и все это видели подраставшие дети.

И всегда славяне жили с песнями. Днем работали на полях, а вечером до полуночи звенели над деревнями сильные голоса. Там поют, и там, и там. А утром опять на поля. Молодые никогда этого не поймут, но после войны я все это еще застал. Тогда была радость жизни, а потом постепенно телевизоры все заглушили, народное искусство загубили. И радости теперь нет: вместо песни с младенческих лет стали питать нас алкоголем, никотином, блудом...

В журнале «Русская старина» №2 за 1873 года один англичанин оставил свои путевые наблюдения: «Во время моего путешествия по России я был поражен удивительной любовью Русского народа к пению. Крестьяне, исполнявшие обязанности ямщиков, пели, не переставая, по несколько часов. Ямщики поют от начала станции до конца. Солдаты поют во время похода. Крестьяне поют во время работы. Не раз среди вечерней тишины я слышал, как неслись песни из окрестных деревень».

Откуда же корни этой богатой музыкальной культуры? От бабушек. Детей с младенчества воспитывали бабушки. Вот у отца пять сыновей, все женятся и под одной крышей живут. Никто не хочет уходить, потому что у них дети. Взрослые идут на труды, а домашний детсад оставляют на бабушку. Чуть кто заплакал, она над ним и молитвочки прочитает, и песенку споет, и колыбельку покачает. А ребенок все слушает, запоминает и сладко спит под ее добрый напевный голос. И когда младенцу придет время на ножки вставать, он уже певчий! Вот так с детства развивался у малышей и дар речи, и музыкальный слух, и память, и почитание старших. Какой мудрый был уклад жизни у народа, а сейчас его сознательно извращают.

Помню, моя мама говорила своим племянницам: «Смотрите, сповивайте ребенка до года». Что такое «сповивай»? Значит, спеленай, а потом так его обвяжи, чтобы он не двигался. Как куклу. Зачем это нужно? На первом году жизни формируется прямая кость, но это второстепенное. А главное в том, что до года формируется духовная личность: ум, память и рассудок. И когда малыш сповит, лежит в люльке, казалось бы, ну что он понимает? Однако он все слышит и с года начинает говорить. И пока он лежит, у него все силы уходят только на формирование духовных способностей: разума, рассудка, речи, памяти. Если до двух лет он вообще не слышал человеческого языка, то развитие его будет крайне затруднено, он на всю жизнь может остаться ненормальным.

А сейчас молодые мамочки стараются скорей младенцу ползунки надеть, чтобы он везде лазил. То есть отвлечь его энергию не на духовное формирование, а на физическое. Это ужасно! У младенца еще мало сил, но и те направляют не в то русло. Из него просто готовят обезьяну. Он так и будет жить: творит, натворит, а потом думает, что же натворил? Наши «неграмотные» предки никогда так не поступали. Они все делали безошибочно и с пользой.

С одного года до четырех у ребенка формируются творческие и созидательные способности. В это время нужно учить его всем навыкам самообслуживания: одеваться, обуваться, умываться, помогать маме. Когда ему дают правильное направление в развитии, то с ранних лет он будет проявлять себя как творческая, созидающая личность.

Сейчас происходит сознательное извращение. Начиная с первых лет жизни, родители увлекаются ребенком как куклой. Все за него делают сами и лишают его полноценного развития. Время проходит, хорошие способности не развиты, а чувство неполноценности приходит к малышу очень рано. Он не может сказать это словами, но внутри у него уже подсознательно утверждается нелюбовь к ближним – это они лишили его радости малого детского труда.

И чем больше родители стараются угождать ему по принципу «все для него, все за него», тем больше тревожит его чувство неполноценности, и тем больше он начинает проявлять неуважения к родителям. Они в недоумении: «Как же так? Мы очень старались, дали все, что могли, а результат плачевный». Где созидаются только материальные блага, а не творческая личность ребенка, происходит большой разрыв между ним и родителями.

Доктор философских наук В. Шубкин в статье «Пределы» («Новый мир» №2 1978 г.) писал: «Вечные ценности не валяются на дороге. Их надо искать. Основы нравственности должны быть укоренены в земле предков, в лучших образах прошлого и настоящего». Чтобы дети никогда не почувствовали себя людьми без Родины, надо дать им духовное образование (от слова «образ»), создать образ Божий в человеке. Личность образуется не там, где голова забита пустой информацией, а там, где правильно сформированы ум, совесть и любовь.

 

Цит. по: Россия, пробудись!
Авт.-сост. иг. Симеон (Ларин).
М., 2005.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник