ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ СМИРЕННЫХ „СТАРООБРЯДЦЕВ“»

 

Окончание. Начало на стр.6

 

 


«Старообрядцы» – это, конечно, прежде всего гордыня. Повторюсь, я не видел ни одного смиренного «старообрядца». Они говорят: «Нет такого священника, который мог бы совершить Литургию». Как же так? Конечно, мы недостойны, но со своим недостоинством мы ее служим. Господь принимает нас за смирение, осознание своих немощей, сокрушение сердечное. А они не служат, не причащаются. Как такое может быть? Это безпоповцы. А есть такие, которые принимают православных священников, лишенных сана, под запретом находящихся, ушедших из Церкви. Разве это допустимо? Преподобный отец наш, батюшка Серафим Саровский, все сказал о «старообрядчестве». Зачем нам что-то еще выдумывать? Ни в коем случае нам не надо входить в общение со «старообрядцами». Только после их покаяния! Они борются с благодатью Духа Святаго, пребывающей в нашей Православной Церкви, которую мы чувствуем на каждой Литургии, на каждом молебне, панихиде, отпевании... Если бы ее не было, мы бы ощущали это, не хотели бы служить. А так нас тянет служить, влечет к служению Богу.

 

– Спаси Господи, батюшка! А что Вы думаете по поводу распространенных ныне оправданий этих весьма странных с канонической точки зрения мер, направленных на соединение со «старообрядцами»: «Проявим любовь, они нам братья, не иноверцы, у нас незначительные расхождения, давайте не будем судить их строго…» и т. д.?

– В чем заключается любовь? Если их нужно накормить – накормим, напоить – напоим, одеть – оденем. Мы окажем любовь им обязательно, мы их выслушаем, удовлетворим их нужды, а потом скажем свое слово – православное: «Покайтесь и присоединитесь к Православию». А «любовь», которую нам предлагают проявить, – это все от лукавого. Накормить мы их накормим, но молиться с ними не будем. Они не так молятся. Когда они совершают полиелей или литию, они протопопа Аввакума поминают. А кто он такой, можно понять по его высказываниям, например, о Святой Троице: «Трисущную Тройцу несекомую секи по равенству, – небось! – едино на три существа, тожде единства и образы три равны». В другом месте он писал: «На Небе Три Царя сидят на трех престолах, а одесную их Иисус Христос». С точки зрения православного вероучения, это многобожие и несторианская ересь.

Можно много говорить… Я знал одну «ревнительницу», которая хотела то к последователям бывшего епископа Диомида перейти, то еще куда-то. И ушла в итоге к «старообрядцам». А дух у нее изначально несмиренный был, не Божий, она пыталась всех учить, даже батюшек. Это беда, враг начинает таких нести, и занес ее в эти дебри. Она там «покаялась», приняла «крещение»... Старообрядцы же требуют «покаяния» от чад Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Они до сих пор считают, что мы – еретики, мы – не Церковь. Какая может быть с ними дружба? Кого нас заставляют принимать в свою Церковь? На духовном уровне не может быть с ними ничего общего, с точки зрения Православного христианства. А на уровне житейском – помочь, накормить, напоить, как Господь велел, – конечно, пожалуйста.

 

– Получается, если данный проект документа утвердят на Архиерейском Соборе, то бывшие «старообрядцы», придя в православный храм, смогут подавать записки о упокоении того же протопопа Аввакума и православные священники обязаны будут за него молиться?

– «Старообрядцы» будут делать свое дело: осквернять храмы Божии, творить беззакония, может быть, даже в душе тайно молиться ему, призывать этого протопопа Аввакума.

Но наше дело иное: надо Святейшего Патриарха Никона прославлять в лике святых. Есть православные, которые почитают Сталина чуть ли не как великого спасителя России, а Патриарха Никона поносят. А надо бы его прославить, это было бы большое дело для Русской Православной Церкви и России. Еще Патриарх Алексий говорил, что Патриарх Никон – человек святой жизни. И у меня нет сомнений: он святой, который претерпел много скорбей от «старообрядцев», от архиереев и бояр того времени. Это светильник Божий.

Сейчас некоторые патриоты-монархисты вроде пишут хорошие стихи о Царе-батюшке Николае II, о России, но при этом сами крестятся двуперстием, хотя раньше крестились правильно. Так их враг подлавливает. Нужно, чтобы смирение было у человека, чтобы он никак не мог заразиться тщеславием. Современные поэты, поэтессы болеют этим, но не замечают, считая себя духовно здоровыми. Бес уводит таких людей от истины, и вернуться к ней бывает непросто. Начинаешь подсказывать такому заблудшему – он обижается. Сложно, когда человек противится лечению, хочет быть больным, а мнит себя здоровым. Святитель Игнатий говорил, что, если ты считаешь, что ты не в прелести, значит ты в глубокой прелести. Потому что мы все люди грешные, падкие на грех, страстные, и нельзя сказать, что мы не в прелести.

Но надо хранить веру Православную в чистоте. Нам Господь дал ее, мы должны ее беречь от всяких ересей и «старообрядцев». Не надо просто так звать и пускать всех в ограду Православной Церкви, но только через покаяние и соответствующие Таинства церковные! Пусть «старообрядцы» покаются, и они сами почувствуют, что у них началась новая жизнь, потому что Дух Святый коснется их сердец.

 

– Странно еще, что на протяжении веков, начиная с момента возникновения «старообрядческого» раскола, все православные святые, архиереи, священство, верующие считали «старообрядцев» раскольниками, литературу противораскольническую издавали, занимались их обращением… А в 1971 году на Поместном Соборе вдруг якобы сняли ранее соборно наложенные на них клятвы: «Все хорошо, давайте, присоединяйтесь»…

– Для чего раскольник-«старообрядец» идет в православный храм? Ради покаяния? Тогда иди, конечно. А если для того чтобы в наших храмах молиться по своим искаженным раскольническим обрядам, искушать верующих – то зачем это нужно? Нельзя православным молиться со «старообрядцами». Нельзя ни в коем случае нам сеять этот дух, враждебный Православию. Их можно принимать только после покаяния. И другого мнения быть не может. Некоторые богословы возмутятся: «Как это так! Это не по любви!» Но у них не любовь, а человекоугодничество. Им тоже стоит задуматься, зачем они все это делают. Они же таким образом участвуют в объединении всех религий, в подготовке воцарения антихриста!

Я знаю, что вот так совершается служба, вот так ее надо править, есть у нас Требник, и по-другому я не хочу. У меня некоторые батюшки интересуются: «Ты как совершаешь Елеосвящение?» Отвечаю: «Семь раз помазываю». – «А знаешь, надо помазывать в начале и в конце». Или, там, три раза помазывать. – «Почему?» – «Ну, Синод так решил». – «Я не знаю, как Синод там решил, но у меня в Требнике четко написано: семь раз читается Евангелие, семь раз читаются молитвы, семь раз помазываем людей. Зачем что-то изобретать новое?!» И раз – батюшки по-другому уже на меня смотрят, сменяется у них улыбка на лице недоброжелательным выражением. Но я так научен старцем, Церковью. Иначе никак не могу, поверьте, – кто бы там ни благословлял, даже если Ангел с неба сойдет и благословит по-другому (ср.: Гал. 1, 8).

Когда мы будем служить, как нам Святые Отцы заповедали, по уставу, по канонам, мы не согрешим. Пусть нас ругают, запрещают, – наше дело правое. Есть совесть у священника, каждый должен жить по совести. И все управится.

Нам, православным, сдаваться нельзя. Надо служить, не сокращать и не переделывать службы. А то говорят, что, мол, «люди устали». Наоборот, когда служба совершается полностью, чувствуешь себя лучше, благодать Божия касается тебя, и ты идешь из храма духовно укрепленным, особенно после Всенощного бдения, которое длится у нас, например, четыре часа. Так что не надо ничего сокращать: ни отпевание, ни Крещение, не говоря уже о Литургии. Все мы должны совершать, как положено. И Господь нас никогда не оставит: ни священника, ни приход, ни монастырь, ни район, ни область, ни тем более нашу Матушку-Россию.

Святые Отцы так говорят: истина одна, а ложь многообразна. И если мы примем ложь за истину, то встанем на путь предательства. Но где, в чем истина? В Евангелии, в Соборах Святых Отцов, в церковных канонах. Если мы будем держаться этого, никогда не заблудимся – Бог не попустит, потому что мы Ему верны. А нынешние эксперименты: «Да это можно убрать, это поменять, это сократить – Бог простит…» Кто вам сказал такое, что Бог простит? Наши немощи – да, я согласен. Но то, что касается Церкви Христовой, в которую пытаются внести новшества, этого Господь не простит никогда.

 

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник