ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НАРОДЫ, ПОМНЯЩИЕ О СВОЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ, НЕ ИСЧЕЗАЮТ

 


Сербская девочка в национальном костюме

 

Никола Николаевич Живкович – сербский писатель, переводчик и публицист. Родился в 1950 году в районе Жумберака (Югославия, ныне Хорватия). В 1970–1972 годах служил на югославских торговых судах, благодаря чему посетил многие страны мира. Затем поступил в Загребский университет (по специальности философия и история), который закончил спустя пять лет, после чего, в 1980–1983 годах, продолжил обучение в Свободном университете Берлина. Прежде, за год до этого, в 1979-м, эмигрировал в столицу Германии, где и остался до 2010 года, а с этого времени живет в Белграде и в Берлине.

Никола Живкович считается одним из самых крупных сербских знатоков немецкой политической и культурной жизни; опубликовано множество его репортажей о событиях в Германии. Также он – автор нескольких книг: «Письма из Берлина» (1995), «Косово – дневник» (Нови Сад, 2000), «По следам истины» (Белград, 2001), «Берлинские записки» (Белград, 2009); переводчик книг И. Швикера «История обращения в униатство сербов в Жумбераке», «Сербы во фронтовых дневниках Вермахта» (Белград, 2003); мемуаров гитлеровских генералов Германа Нойбахера «Специальное задание на Балканах» (Белград, 2004) и Глайза фон Хорстенау «Между Гитлером и Павеличем» (Белград, 2007).

Предлагаем к прочтению интервью с этим интересным человеком, историком, писателем и мыслителем.

 

– Вы – православный серб, родом из Жумберака (горный массив на северо-западе Хорватии и юго-востоке Словении, – примеч. ред.), ныне находящегося на территории Хорватии. Ваши земляки в основной своей массе – униаты, позиционирующие себя хорватами. Как такое возможно?

– Ваш вопрос краток, но чтобы вразумительно на него ответить, мне пришлось бы исписать не менее двадцати страниц. Постараюсь обобщить свой ответ в нескольких предложениях. Во-первых, в Сербии вообще мало кто знает, где находится Жумберак, поэтому уточним: Жумберак располагается севернее Ястребарско и простирается на пять километров в сторону Метлики (это уже Словения). С трех сторон он окружен Словенией, а на юге к нему примыкает Хорватия. Это горная местность, наивысшая точка которой – Света Гера (Святая Гора) – поднимается над уровнем моря на 1175 метров.

Треть Жумберака населяют римо-католики, в основном говорящие на кайкавском диалекте. Две трети – сербы, обуниаченные и окатоличенные австрийскими властями в начале XVIII века. Римо-католическая «церковь» называет их «греко-католиками». Таким образом, хорватами изначально позиционируют себя только римо-католики-кайкавцы. Что же касается остальных двух третей населения, то определять их как «позиционирующих себя хорватами» не совсем корректно. Этот вопрос раскрывается в моей работе, опубликованной в «Сборнике о сербах в Хорватии» (№ 8). Там я описал свой родной край – западную часть Жумберака, составляющую четверть его территории, которая до конца Второй мировой войны входила в состав Словении, точнее, Дравской бановины. Эта территория интересна тем, что на ней сербское национальное сознание сохранялось долее всего и все историки, этнографы и путешественники, желавшие написать что-либо об этом крае, приезжали в Радатовичи. Национальный состав населения западной части Жумберака, согласно переписи населения 1981 года, выглядел (в Радатовичах) так: хорваты – 52%, сербы – 29%, югославы – 14% и словенцы – 4%. Согласно переписи населения 1948 года ситуация в населенных пунктах Жумберака была такова: Будиняк – 429 хорватов и 18 сербов; Кашт – 481 хорват, 236 сербов; Радатовичи – 917 сербов, 584 хорвата и 51 словенец. В целом, на всей территории Жумберака в 1948 году было 87% хорватов, 12% сербов и 1% словенцев.

Подытожим сказанное. В ранней и новейшей историографии можно найти данные о том, что обуниачиванием жумберачан завершился процесс их ассимиляции, т. е. они в большинстве своем были хорватизированы, но некоторые не отреклись от своего сербского происхождения. Статистика доказывает, что значительная часть населения вплоть до наших дней сохраняет национальное самосознание и не скрывает своей принадлежности к сербскому народу.

 

– Римо-католическая «церковь» в Хорватии в прошлом году отмечала 400-летие обуниачивания жителей этой территории. Праздновалось присоединение жумберачан к папе, но сербы нигде не упоминались. Было сказано и об ускоках (славяне-беженцы из находившихся под властью Османской Империи земель – примеч. перев.), и о валахах, но только не о сербах. Почему?

– Это вполне в традиции римо-католической «церкви» и хорватской политической мысли. Просто боятся говорить о сербах. Поэтому они послушно приняли австро-венгерско-ватиканскую терминологию, оперируя исключительно такими понятиями как «схизматики», «греко-необуниаченные христиане» и т. п. Они готовы придумать все, что угодно, только бы не использовать слово «серб». Хорватские СМИ никогда не говорят о «сербской полиции», но – о «сербиянской». Их цель вполне очевидна: численно уменьшить сербскую нацию до количества людей, проживавших на территории Сербии эпохи Обреновичей. Не имея истории, будучи неисторическим народом, – точнее, ассимилировавшим в хорватский национальный корпус громадное число окатоличенных сербов – хорваты вынуждены заниматься фальсификациями. Об этом гениально говорил в своих стихах Йован Дучич. Но, тем не менее, у них возникают серьезные проблемы, поскольку все неангажированные историки (в том числе и западные) утверждают, что жумберачане – сербы.

Говорить о Жумбераке и его прошлом – значит заниматься вопросом Военной Краины, основанной в XVI веке. «После битвы у Мохача в 1526 году Австрия попыталась принять энергичные меры для обороны страны. Опустевшие края были населены военными колонистами. Турецкое владычество на Балканах привело к появлению тысяч беженцев, как правило, Православной веры, переселявшихся на север Хорватии. Эти воинственные и крепкие люди получили землю, в изобилии имеющуюся в тех выжженных и разоренных войной пограничных краях. Условие было одно – прибытие на военную службу по первому зову» (Rothenberg. The Military Border in Croatia. P. 8).

Существует научная работа австрийского историка Иоганна Генриха Швикера, которую я перевел и к которой написал предисловие. Вышло два издания этой книги на сербском языке, в настоящее время готовится третье. Повторим: сербы Жумберака родом из Рашской области, вследствие турецких гонений они бежали до Срба и Гламоча, где были завербованы австрийскими шпионами и перешли на территорию нынешнего Жумберака. Речь, таким образом, идет о заселении пустовавших земель, а не о вытеснении автохтонного населения.

 

– Нынешнее положение сербов в Хорватии, мягко говоря, трагично. Сумел ли Ватикан реализовать свое намерение оттеснить Православие к Дрине, благодаря существующему еще со времен пакта Рейгана-Войтылы союзу с Вашингтоном? (Ни для кого не секрет, что именно Вашингтон стоял за операциями по ликвидации Сербской Краины «Блеск» и «Буря»).

– В ближайшей перспективе они в значительной степени преуспели, но в долгосрочной, я бы сказал, что они потерпели поражение. Дело в том, что римо-католики серьезно сдали свои позиции в Боснии. До 1990-х годов хорваты составляли около 18% населения Боснии и Герцеговины. Сейчас, в 2013-м, – менее 10%. Почему? Потому что еще Туджман († 1999; хорватский государственный и политический деятель, президент Хорватии – примеч. ред.) начал переселять хорватов из Боснии в чисто сербские края: в Книнскую Краину, Лику около Удбины, Грачац, Кореницу, Баню и Кордун. Он давал им большие денежные льготы, и таким образом довел римо-католиков в Боснии до демографической катастрофы. Сегодня римо-католическая «церковь» и Запад обвиняют Республику Сербскую в исчезновении хорватов из Боснии, но им хорошо известно, что всему виной именно политика Туджмана.

 

– Каким Вам видится сегодняшнее состояние сербского народа и Сербской Православной Церкви? Есть ли у нас понимание того, что Ватикан представляет собой серьезную угрозу для нашей религиозной и национальной идентичности?

– Сербская Православная Церковь переживает серьезный кризис. Отчасти это результат глобальных изменений. Вселенский Патриарх из Стамбула проводит пагубную политику, согласующуюся с интересами Ватикана и Запада. Противостоять этой политике Константинопольской Патриархии может только Русская Православная Церковь. И единственный наш шанс – держаться за Москву, за Русскую Православную Церковь.
Беда – в геноциде нашей Церкви. Сначала ее обезкровили хорваты, уничтожив в 1941–1945 годах цвет сербского монашества и священства. Затем расправу над сербским духовенством продолжили коммунисты Тито. Эти утраты ощущаются и по сей день. Сербская Церковь была вынуждена изменить традиции избрания и утверждения епископата (по доброму обычаю кандидат в епископы должен пройти длительный монашеский искус, чего сегодня не происходит). Ярким примером ошибочной политики является отношение к бывшему епископу Рашско-Призренскому Артемию. Способ, с помощью которого его сместили с кафедры, не делает чести СПЦ. Также можно указать на пример епископа Герцеговинского Григория, отличившегося своим безрассудным и вредным заявлением для хорватских СМИ и сербофобного «Б92», когда он призвал Радована Караджича сдаться Гаагскому трибуналу, зная, что представляет собой это судилище…

Режим Тито делал все возможное, чтобы стереть историческую память сербов. Однако достаточно изменить культурную политику в Сербии, и пагубные последствия титоизма относительно быстро будут устранены. Необходимы усилия, направленные на то, чтобы сербы вновь обрели самосознание, понимание своей исторической роли и величины и, таким образом, нашли свой путь в будущее.

Конкретный пример. В конце января 1992 года в Крагуеваце состоялась презентация книги «История обращения в униатство сербов в Жумбераке». Мероприятие было хорошо организовано, зал – переполнен. Вечер открыл епископ Шумадийкий Савва. Книга вышла в 1874 году в Вене, но лишь в 1992 году появилось сербское издание. Возникает вопрос: почему столь важный труд был опубликован на сербском языке лишь спустя 118 лет после выхода в свет немецкого оригинала?

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник