ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 


ОСНОВАНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ:
О ПАГУБНОМ ВЛИЯНИИ ЭКУМЕНИЗМА НА ПРАВОСЛАВИЕ

 

А) ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ЭКУМЕНИЗМА

 

Но даже будучи вовлеченной в экуменическое движение Русская Православная Церковь не раз выражала свое недовольство и несогласие с ним. Так, после Бангкокской конференции «Спасение сегодня» (январь 1973 г.) Синод РПЦ во главе с Патриархом Пименом направил ВСЦ (экуменической организации «Всемирный совет церквей», – примеч. ред.) послание со следующими словами: «Вызывает недоумение и большое сожаление то обстоятельство, что в „Письме к церквам“ полностью отсутствует чрезвычайно важное, прежде всего с пастырской точки зрения, упоминание о той стороне процесса спасения, без которой самое понятие спасения утрачивает свой существенный смысл. Умалчивается о конечной цели спасения, то есть о вечной жизни в Боге, и нет достаточно ясного указания на нравственное исправление и совершенствование как на необходимое условие для ее достижения».

Далее, протестуя против почти исключительного подчеркивания «горизонтализма» в деле христианского спасения, Священный Синод РПЦ пишет: «Здесь не нашлось места для основного – „вертикального“ – измерения, которое указывало бы на то, что спасение требует совершенствования личности как части общественного организма, призванной к борьбе с грехом в себе и вокруг себя, ради достижения полноты бытия в живом общении с Богом и в земных условиях, и в вечности». В синодальном послании высказывается мысль, что «почти исключительное подчеркивание „горизонтализма“ в деле спасения многих христиан, которым дороги священные традиции Древней Церкви, может производить впечатление, что в современном экуменизме нарождается новый соблазн стыдливости относительно благовествования о Христе Распятом и Воскресшем – Божией силе и Божией премудрости (см.: 1 Кор. 1, 23–24), в результате чего умалчивается о самой сущности Его Евангелия из ложной боязни казаться несовременными и утратить популярность» (ЖМП. № 9. 1973. С. 6).

Столь же обличительным было послание Синода после V-й ассамблеи ВСЦ в Найроби (Кения) в декабре 1975 года. В нем критикуется искусственное замалчивание перед внешним миром вероисповедных различий, подчеркивается опасность превращения ВСЦ в некую «сверхцерковь», решительно отвергается экуменическое предложение допустить женское «священство» (Там же. № 4. 1976. С. 8–9). Наконец, выражается неприятное удивление «православных» делегатов «исключением из внешнего оформления ассамблеи общехристианских символов» (Там же. С. 13), т. е. прежде всего Святого Креста.

Хотя все эти прискорбные факты должны были бы привести к немедленному выходу из ВСЦ как из нехристианского сборища, в синодальном послании вдруг делается совершенно обратное заключение: «Русская Православная Церковь, несмотря на свое несогласие с отрицательными сторонами ассамблеи, по-прежнему ценит свое участие в этом экуменическом содружестве Всемирного совета церквей. А потому вслед за участниками I Генеральной ассамблеи ВСЦ в Амстердаме мы хотим повторить, обращаясь к нашим сестрам и братьям во Всемирном совете церквей: „Мы решили оставаться вместе!“» (Там же).

Спрашивается, какой смысл был во всех этих протестных посланиях в ВСЦ, если в итоге все закончилось возвращением в экуменическое болото (ср.: 2 Петр. 2, 22)?!

Вопрос о вступлении в ВСЦ был решен одновременно и параллельно с вопросом об устранении духовенства от управления приходами. На Поместном соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года это действие было признано незаконным, и руководящее положение священника в церковном приходе восстановлено (Там же. № 9. 1988. С. 19). Логично и естественно ожидать также пересмотра решения о вступлении Русской Православной Церкви в ВСЦ в 1961 году, как продиктованного теми же «сложностями ситуации, в которой оказалась Русская Церковь в конце 50-х и начале 60-х годов» (Там же).

 

+ + +

 

Знаменитым борцом нашего времени против экуменической ереси был также сербский архимандрит преподобный Иустин (Попович) († 1979), профессор догматики Богословского факультета в Белградском университете, автор многих богословских трудов, в частности, книги «Православная Церковь и экуменизм», переведенной и изданной на греческом языке его учениками в 1974 году в Фессалониках.

Книга в соответствии с заглавием делится на две части. В первой автор разбирает православное учение о Церкви (экклезиологию), останавливаясь на четырех основных признаках Церкви – «Единой, Святой, Соборной и Апостольской», а затем на «Пятидесятнице» и «Благодати», которая была дана тогда Церкви как действующая в ней Божия сила, подаваемая во «Святых церковных Таинствах», плодом благодатного воздействия которых являются «Святые добродетели». Общая мысль, объединяющая эти рассуждения, – «все, существующее в Церкви, – богочеловеческое, так как происходит от Богочеловека» (Архим. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм (по-греч.). Фессалоники, 1974. С. 98).

Во второй части книги богочеловеческая сущность Церкви противопоставлена человеческому (гуманистическому) характеру экуменизма в следующих главах:

1. «Гуманистический и богочеловеческий прогресс».

2. «Гуманистическая и богочеловеческая цивилизация».

3. «Гуманистическое и богочеловеческое общество».

4. «Гуманистическое и богочеловеческое просвещение».

В предпоследней главе «Человек и Богочеловек» гуманистическому принципу «человек – мера всего» противопоставлен Богочеловек Христос, Который соделался «раз навсегда высшей всеценностью и главным мерилом для человеческого рода» (Там же. С. 204, 205).

В последней главе «Гуманистический экуменизм» автор подводит итог: «Экуменизм – это общее название лжехристианства, лжецерквей Запада. В нем сосредоточен весь европейский гуманизм во главе с папизмом. Эти лжехристианство и лжецеркви есть не что иное, как ересь на ереси. Общее их название – все-ересь. Почему? Потому что на протяжении истории разные ереси отрицали или искажали отдельные качества Богочеловека Господа Иисуса, а эти ереси вообще устраняют Богочеловека и ставят на Его место человека. Тут нет существенной разницы между папизмом, протестантизмом, экуменизмом и прочими ересями, имя которым – „легион“ (ср.: Лк. 8, 30)» (Там же. С. 224, 256).

В заключении книги, озаглавленном «Выход из безысходности», архимандрит Иустин пишет: «Выход из этой безысходности: гуманистической, экуменической, папистской есть исторический Богочеловек Господь Иисус Христос и Его историческое Богочеловеческое творение – Церковь, которой Он есть вечный Глава, и которая есть Его вечное Тело» (Там же).

Православный христианин не может ради конъюнктурной человеческой «правды», противной Божией абсолютной правде и истине, вступать в компромиссы с инославными верами!

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию:
СПб., 1992. Текст сверен
с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией
«Православного Креста»

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
Десятая ассамблея ВСЦ

    


Экуменический «алтарь»
на ассамблее в Пусане

     Десятая ассамблея руководящего органа экуменического движения «Всемирного совета церквей» проходила с 30 октября по 8 ноября с. г. в южнокорейском городе Пусане. Ассамблеи, являющиеся верховной властью ВСЦ, созываются раз в семь лет. На этих форумах рассматривается деятельность совета за подотчетный период, избирается новое руководство, обсуждаются проблемы, волнующие экуменистов разных конфессий.
     В прошедшей ассамблее приняли участие около 3000 человек. Тема мероприятия была сформулирована как «Бог жизни, веди нас к справедливости и миру». По словам генсека ВСЦ норвежского пастора Олафа Фюксе Твейта, ассамблея дала «новый толчок развитию экуменического движения». Состоялось избрание центрального комитета в составе 150-ти членов, который будет принимать все основные решения в ВСЦ до следующей ассамблеи. 39% членов ЦК – женщины, 13% – молодые люди, 5% – представители автохтонных народностей, 2% – инвалиды. 68% – «священники» и пасторы, остальные – «миряне». Были также избраны восемь президентов ВСЦ из числа активных экуменических деятелей разных конфессий – Патриарх Антиохийский Иоанн Х (как представитель Православных Церквей), «Патриарх и католикос всех армян» Гарегин II (от еретических монофизитских «церквей»), пастор «Южноафриканской объединенной реформатской церкви» Мэри Анна Плаатйис Хуффель (от экуменистов Африки), пастор «Корейской пресвитерианской церкви» г-жа Санг Чанг (от экуменистов Азии), «архиепископ» «лютеранской церкви Швеции» Андерс Вейрид (от экуменистов Европы), пастор «Пресвитерианской церкви Колумбии» Глория Ноэми Ульоа Альварадо (от экуменистов Южной Америки и Карибского региона), «епископ» «Англиканской церкви Канады» Марк МакДональд (от экуменистов Северной Америки) и пастор «Свободной веслианской церкви» Тонги Меле'ана Пулока (от экуменистов Океании). В работе ассамблеи принимала участие и делегация экуменистов из нашей Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).


Максим БОЙКО

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник