В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
23 апреля / 6 мая – в 1610 году почил
воевода
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
Памятник М.В. СКОПИНУ-ШУЙСКОМУ
в Калязине, где князь разбил поляков
Велика заслуга воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (1586–1610) в Смутное время. Племянник Царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, обладал «многолетним разумом» и душевным благородством. Он не был заносчив перед низшими, отличался скромностью и не запятнал себя с целью выдвижения ни единым доносом. 2-го декабря 1606 года 20-летний князь разбил войско мятежника Болотникова, а затем показал себя выдающимся военачальником при освобождении русской земли от иноземцев и помогавших им бунтовщиков.
Выдержавшая 16-ти месячную осаду Троице-Сергиева Лавра 12-го января 1610 года была освобождена его войсками. Затем князь очистил и Москву от окружавших ее польско-воровских отрядов. Царь Василий Шуйский и вся столица с величайшим торжеством встречали 12-го марта 1610 года своего молодого полководца; «Народ падал перед ним ниц и называл его отцом Отечества», – пишет историк. Имя князя Скопина было у всех на устах; он был тем героем, которому предстояло окончательно освободить Московское государство от поляков и воров.
Но 23 апреля / 6 мая 1610 года последовала неожиданная кончина князя (по рассказу летописца он был «испорчен», то есть отравлен). Похоронен князь с большими почестями в Архангельском соборе Кремля.
А кровопролитная смута продолжалась еще два с половиной года, принося стране все новые страдания, потери и разорения.
Исторический
календарь-альманах
23 апреля / 6 мая – день тезоименитства Царицы-Мученицы Александры Феодоровны
Что же делать, придется страдать, и чем больше здесь, тем лучше там. После дождя – солнце, надо только терпеть и верить. Бог милостив, своих не оставит. И Вы увидите еще лучшие дни. <...> Надо перенести смертельную болезнь, потом организм окрепнет и легче живется и светлее. Молюсь всем сердцем, нежно обнимаю».
«Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни. Любовь – это самое великое в мире. Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других. Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность – великое слово!»
«Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. И потом, нам надо по-настоящему верить в Бога даже в малом. Большинство людей проводят жизнь, охая и сокрушаясь по поводу своих привычек, рассуждая о том, что их надо изменить, составляя правила своей жизни в будущем, которого они ждут, но которого, быть может, будут лишены, и таким образом теряют время, которое следовало бы тратить на добрые дела на пути к своему спасению. К спасению нужно стремиться каждый день и каждый час. Нет времени, лучшего для того, которое Господь в Своей милости дает нам сейчас, а что принесет нам завтрашний день, мы не знаем. Спасение достигается не одним нашим мечтанием, а усердным прилежанием. Постоянное трезвение угодно Богу».
Из писем и дневников
Императрицы Александры
Феодоровны РОМАНОВОЙ
Сидение Царя Михаила Феодоровича с боярами
в государевой комнате Худ. А. РЯБУШКИН
В своей домашней жизни московские Государи являлись образцом умеренности и простоты. Они вставали обыкновенно в четыре часа утра. Умывшись и одевшись, Государь шел прямо в крестовую, где его ожидал духовник или крестовой поп и крестовые дьяки; здесь он молился около четверти часа, при этом на аналой ставился образ того святого, память которого праздновалась в тот день. По окончании молитвы священник кропил Государя святой водой, называвшейся «праздничной»; она привозилась из разных монастырей и церквей всего государства, прославленных чудотворными иконами, где освящалась в дни храмовых праздников; затем крестовой поп читал духовное слово из особых сборников, составленных из поучений отцов Церкви, преимущественно – Иоанна Златоуста.
Прослушав поучение, Государь посылал ближнего человека спросить Государыню о ее здоровье, если почивал особо, а затем сам шел к ней здороваться, после чего они вместе отправлялись в одну из своих домашних церквей слушать заутреню, а иногда и раннюю обедню. В это время все бояре, думные и ближние люди собирались во дворец, чтобы ударить челом Государю, а затем присутствовать в Государевой думе.
Поздоровавшись с боярами, Царь шел в сопровождении их всех к поздней обедне, служившейся в одной из придворных церквей. Тут же иногда он принимал и бояр. Затем Государь возвращался в комнату и слушал доклады и челобитные, а в известные дни присутствовал и в думе. После приема докладов или сидения в думе Государь шел обедать, обыкновенно после полудня. Обеденный стол Царя отличался крайней умеренностью.
Послеобеденное время назначалось для отдыха. К вечеру во дворец съезжались снова все чины, и в сопровождении их он выходил в верховую или внутреннюю церковь к вечерне, а затем иногда опять собиралась дума и слушались дела. Обыкновенно же по окончании церковной службы и до вечернего кушанья Государь проводил время со своей семьей и самыми близкими людьми. Свой день он оканчивал в крестовой комнате, где молился перед сном около четверти часа.
В каждый церковный праздник совершалось торжественное богослужение в одном из Кремлевских соборов или же в приходской церкви, на которое Государь совершал богомольный выход в полном блеске и великолепии своего наряда и в сопровождении всего двора.
Особенно торжественно праздновалось Светлое Христово Воскресение, причем в течение всей Святой недели Царь принимал поздравления от людей различного рода занятий и званий, жаловал каждого к руке и оделял всех крашеными яйцами.
Накануне или в самые дни великих праздников, на Рождество, на Светлый день, в прощальные дни масленицы и Страстной недели, особенно же в Великую Пятницу, Государь скрытно, только в сопровождении небольшого отряда доверенных слуг, выходил из дворца в городские тюрьмы и богадельни, где и раздавал из собственных рук милостыню всем заключенным преступникам и пленным иноземцам, а в богадельнях – дряхлым, увечным, малолетним сиротам и всякого рода беднякам, каждому не меньше полтины, а многим по рублю, иным же по два, по три и по пять рублей – деньги огромные по тому времени. Проведав об этом выходе Государя, нищие собирались во множестве по пути его следования, и каждому из них особо он также подавал щедрую лепту из своих рук. Затем нищие собирались тоже у Лобного места, на Красной площади и близ Иверских ворот, где их оделяли от имени Государя доверенные лица; кроме того, они приглашались по некоторым дням на обед во дворцовые палаты, причем Государь иногда и сам обедал за столом «на нищую братию». В праздник Благовещения кормление нищих происходило часто в его собственных комнатах.
Так жил Василий III по обычаям своих предков; так же жили московские Государи и после него – в XVI и в XVII веках.
А. НЕЧВОЛОДОВ
«Сказания о Русской земле»
21 апреля / 4 мая:
|