ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Ангелы невидимо укрепляли Святую

 

Св. мц. Христина была дочерью правителя области Урвана, ревностного язычника, который был настолько ослеплен мнимым величием своих ложных богов, что решил и дочь не отдавать замуж, а посвятить на служение им. Однако сердце юной Христины было расположено к Единому Истинному Богу, и Он просвещал ее Своей благодатью, так что постепенно Христине как бы невзначай открывалась истина. Наконец, ей явился ангел Господень и в совершенстве наставил в богопознании. Он же возвестил ей о будущих ее страданиях за Христа.

Комната, в которой жила Христина, была вся уставлена золотыми и серебряными идолами ложных богов. Исполнившись ревности о Христе, она все их разрубила на куски и выбросила на улицу. Узнав об этом, отец ее страшно разгневался и стал бить свою дочь. Когда же он услыхал от Христины, что она христианка, то предал ее на жестокие мучения.

Святую секли прутьями, строгали железными когтями, жгли огнем и поливали раны кипящим маслом. Человеческое естество не могло бы вынести таких страданий, но Бог послал ангелов Своих, и они невидимо укрепляли Мученицу и облегчали ей страдания. Наконец, Урван велел слугам привязать Христине камень на шею и бросить в море, но ангел Божий освободил ее и, проведя по воде, как по суше, поставил перед мучителем-отцом. Безумный язычник намеревался продолжить мучения своей святой дочери, но внезапно скончался.

На место Урвана в город Тир был прислан новый игемон – Дион. Он также силился пытками заставить Христину поклониться идолам, но как только ее подвели к статуе Аполлона, идол упал и разбился, а демон, обитавший в нем, изгнанный молитвой Христины, напал на игемона, умертвил и унес его душу в преисподнюю.

После Диона Cвятую стал мучить игемон Юлиан. Когда же он увидел ее непоколебимую твердость в исповедании Христа и множество творимых ею чудес, так что люди, видя их, становились христианами, то приказал разрубить Святую заживо на части, но при этом сам вдруг ослеп. По его приказу Христину закололи копьями, и она предала свою душу Богу.

 

Православный календарь

 

 

 

«Второй Серафим»

 

 

С ранних лет преп. Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь; и только после ее смерти, в 1885 году, пришел в Оптину Пустынь 30-летний калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре его благословили быть келейником у старца Амвросия. Уже тогда открылись отличительные свойства о. Анатолия – дар любви и сострадания.

После кончины старцев Иосифа и Варсонофия о. Анатолий вместе с о. Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Так уж сложилось, что к старцу Нектарию шли монашествующие и интеллигенция, а к о. Анатолию стремился простой люд со своими скорбями, болезнями и жалобами. Смиренного Старца народ любовно называл «утешителем» и еще – «вторым Серафимом».

На благословение к Старцу, на исповедь всегда стекалось множество людей. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на безконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточащих ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм.

В народе было твердое убеждение, что нет такого вопроса, который бы батюшка Анатолий не разрешил, не было положения, из которого бы он не вывел.

Именно смиренному и кроткому о. Анатолию в феврале 1917 года, накануне революции, было открыто о судьбе любимой им России, что «будет шторм, и русский корабль будет разбит...», и что Оптиной Пустыни и ее последним старцам предстоит вместе с Россией взойти на свою Голгофу. Готовя к предстоящему, старец Анатолий писал одному из духовных чад: «Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя... Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу».

После закрытия Оптиной в 1918 году, когда духовные чада предложили Батюшке на время оставить обитель, он решительно отказался, продолжая принимать скорбящий народ.

Власти объявили монастырь «рассадником контрреволюционной пропаганды». Пришли с обыском и к о. Анатолию и больного увезли его в тюрьму, но на этот раз отпустили. В обитель Старец вернулся измученный, еле живой, но со светлой улыбкой и благодарением Господу на устах.

Двадцать девятого июля 1922 года в монастырь вновь нагрянули чекисты, начались допросы. Еле живого о. Анатолия решили арестовать. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться «в путь». Келейнику о. Варнаве грубо приказали к завтрашнему утру приготовить Старца к отъезду. Всю ночь Старец молился, а к утру келейник нашел его сидящим в кресле со склоненной набок головой: о. Анатолий в молитве тихо отошел ко Господу.

Утром первый вопрос чекистов был: «Старец готов?» – «Да, готов», – ответил о. Варнава, и впустил их в келию. Там, на столе, в гробу, лежал «приготовившийся» Старец. Господь принял душу Своего раба, не допустив надругания над ним. Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс. 115, 6).


Исторический
календарь-альманах

 

 

19 июля / 1 августа. Понедельник.
Седмица 8-я по Пятидесятнице.

Преп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Преп. Дия (ок. 430). Обретение мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых. Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Св. прав. Стефана Высокого, Короля Сербского (1427), и матери его Милицы (в схиме Евфросинии) (1405).


20 июля / 2 августа. Вторник.
Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Сщмчч. Константина и Николая пресвитеров (1918); сщмчч. Александра, Георгия, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия, Космы и мчч. Евфимия и Петра (1930); сщмч. Алексия пресвитера (1938). Преп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой («Знамение») (1637) икон Божией Матери.


21 июля / 3 августа. Среда.
Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.) Препп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Сщмч. Петра пресвитера (1938). Препп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII).


22 июля / 4 августа. Четверг.
Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Алексия пресвитера (1931). Преп. Корнилия Переяславского (1693).


23 июля / 5 августа. Пятница.
Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Прав. воина Феодора Санаксарского (прославление в 2001). Мч. Андрея (1938). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).


24 июля / 6 августа. Суббота.
Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015). Сщмч. Алфея диакона (1937); свв. Николая (1942) и Иоанна (1951) испп., пресвитеров. Преп. Поликарпа, архим. Печерского (1182).


25 июля / 7 августа. Неделя 8-я по Пятидесятнице.
Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы (409) и Евпраксии, девы Тавеннской (413). Преп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Сщмч. Александра пресвитера (1927); св. Ираиды исп. (1967). Память V Вселенского Собора (553). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).


26 июля / 8 августа. Понедельник.
Седмица 9-я по Пятидесятнице.

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Преп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161).


27 июля / 9 августа. Вторник.
Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Преп. Германа Аляскинского (1837). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона и Пантелеимона пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Преп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента Охридского, еп. Великой Македонии (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.), учеников свв. Кирилла и Мефодия (X в.).


28 июля / 10 августа. Среда.
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Aпп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Сщмч. Николая диакона (1918); прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937). Преп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой лавре) (1730).


29 июля / 11 августа. Четверг.
Мч. Каллиника (III–IV). Прмчч. Серафима и Феогноста (1921); прмч. Анатолия (1930–1935); сщмч. Алексия пресвитера, прмч. Пахомия (1938). Препп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).


30 июля / 12 августа. Пятница.
Aпп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Преп. Анатолия II, старца Оптинского, (1922). Сщмч. Иоанна диакона (1918). Обретение мощей преп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа, трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273).


31 июля / 13 августа. Суббота.

Предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Сщмчч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Мч. Максима (1928); сщмч. Владимира пресвитера, св. Константина исп. (после 1937); сщмч. Николая пресвитера (1941); свт. Василия исп., еп. Кинешемского (1945). Мц. Иулитты (304–305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822). Заговенье на Успенский пост.


1 / 14 августа. Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1937). Обретение мощей преп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Начало Успенского поста.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник