ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ЧАДО ПОСЛУШАНИЯ НЕ УМИРАЕТ НИКОЛИЖЕ»

 

Окончание. Начало на стр.4

 

– Обязательно ли каждому христианину иметь духовного отца? Для чего это необходимо? Как быть, если его нет?

– Наличие духовного отца крайне желательно. Самому без посторонней помощи духовную жизнь постичь невозможно, если не поможет Бог. Но если духовного отца все же нет, святитель Игнатий советует руководствоваться писаниями святых Отцов.

 

– Могут ли святоотеческие творения полностью заменить духовное руководство?

– Чтение святоотеческих книг на пути спасения незаменимо. Святитель Игнатий говорил, что «того, кто читает писания святых Отцов, я почитаю спасающимся». Напротив, без этого чтения, особенно в наше время, спасение весьма затруднительно. Но при чтении святоотеческих книг все равно необходим совет с духовно опытными людьми. Кроме того, святитель Игнатий пишет и о возможности руководствоваться указаниями, заимствованными у современных отцов и братий, которые не противоречат святым Отцам. Мир святоотеческой литературы весьма богат. Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, порой нужно потратить много времени. А опытный советчик может сразу дать ответ на основании писаний Отцов.

Также необходимо быть у кого-либо в послушании и для стяжания смирения. А смирение – это такая добродетель, о которой преподобные Оптинские Старцы говорили: «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет». Более того, есть масса таких вопросов, в которых необходим опыт именно умудренного жизнью человека. Для всего этого и нужен духовный отец.

 

– В творениях свт. Игнатия есть указание и на третий путь – жительство по совету с единомысленным братом или сестрой. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

– Тут можно обратиться к житию преподобного Паисия Величковского. Когда он пришел на Святую Гору, то долго искал духовно опытного старца, но так и не нашел. Тогда он принял решение руководствоваться писаниями святых Отцов. Вскоре к нему попросился на совместное жительство еще один подвижник – Виссарион. Старец отказался быть его прямым духовным руководителем, но принял его как собрата на совместное жительство, чтобы вместе с ним руководствоваться святоотеческими писаниями. Их жизнь является примером успешной реализации этого третьего пути. Насколько известно, им следуют и многие современные абхазские пустынники.

 

– Может ли у человека быть одновременно несколько духовных отцов, к которым он обращается со своими недоумениями? Или же это неполезно для души, и вопрошать надо кого-то одного?

– Как не может быть двух отцов у ребенка, так не может быть и у духовного младенца нескольких духовных отцов. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи (Сир. 6, 6).
Для избавления от страстей иметь одного духовного руководителя намного полезнее. Если ты одному рассказываешь о своих страстях, он лучше тебя знает и понимает. Например, если исповедовать грех многоспания разным духовникам, то никакой проблемы ни ты сам, ни они тут не увидят; в нем не стыдно признаться, это не убийство и не блуд. Но если ты будешь этот грех исповедовать одному и тому же человеку из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год, тогда тебе и самому станет стыдно за это. Потому что духовник понимает, что для тебя это отнюдь не маловажный грех, а серьезная брань. И ты это понимаешь и стараешься прилагать усилия к исправлению.

 

– Как и где можно найти духовного отца? На что нужно в первую очередь обращать внимание в процессе поиска?

– Не следует спешить с выбором духовного отца. Старец Кирилл (Павлов) советует сначала исповедаться у разных священников, а потом уже выбирать наиболее опытного. Поиск будет более успешным, если к нему приложить молитву. Решающим в выборе духовного отца должно быть его твердое стояние в Православной вере, согласие его учения с учением святых Отцов, смирение его перед Словом Божиим и церковным законодательством – святыми канонами.

 

– Что такое послушание духовному отцу? До каких приделов оно должно простираться?

– Послушание духовному отцу – один из путей ко смирению. Во всех советах, если слова духовного отца не расходятся со святоотеческим учением, послушание необходимо. Иначе не будет духовного преуспеяния. Если же наставник будет учить вопреки святым Отцам, тогда надо следовать святоотеческому учению.

Преподобный Никон Оптинский пишет: «Надо помнить, что еп. Игнатий, предостерегая от безрассудного послушания старцам, имеет в виду послушание нравственное, совершаемое в душе с целью нравственного, духовного воспитания себя, своего ума и сердца, а не послушание внешнее, потребное и необходимое во всяком общежитии иноческом и даже вообще при всяких взаимоотношениях людей, исключая из этого лишь тот случай, когда приказывается или советуется что-либо явно греховное. <…> Следовательно, здесь не дается никакого повода к презорству, самочинию, самосмышлению, как это может показаться при беглом и невнимательном чтении. А что нравственно, душою своею и сердцем предаться в полное послушание кому-либо возможно лишь при условии уверенности в истинности преподаваемого учения, постоянно подтверждаемого и личною добродетельною жизнию учащего, согласно с духом Евангелия и свв. Отцов Церкви Православной – не приходится спорить».

 

– Может ли человек поменять духовного отца? В каких случаях это допустимо, а в каких – не спасительно для души?

– Святые Отцы допускают смену духовного отца только в том случае, если он впал в ересь. В других случаях менять духовного отца нежелательно. Даже если он впоследствии окажется недостойным человеком, имеющим какие-либо личные грехи или слабости, чего да не будет. Ведь не святые же у нас родители, но мы не отказываемся от них по причине их грехов или ошибок. И за такое почтительное отношение к своему духовному отцу Господь все равно выводит человека на путь спасения.

Например, в «Лествице» описан такой случай. Один брат, преподобный Акакий, жил со строптивым и злым старцем, который не только укорами и безчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Но он не уходил от него, а все мужественно терпел. Преподобный Иоанн Лествичник подкреплял его и поддерживал. Через несколько лет преподобный Акакий скончался. Его старец пришел к преподобному Иоанну и сказал:

– Акакий умер.

Св. Иоанн, услыхав это, сказал:

– Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер.

– Идем, посмотришь место, где он погребен.

Они пришли на могилу Акакия. Преподобный отец воззвал к нему, как к живому:

– Брат Акакий, умер ли ты?

Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил:

– Отче, чадо послушания не умирает николиже (никогда).

Его старец был поражен до глубины сердца. Он раскаялся, изменил свою жизнь и остаток дней провел в суровых подвигах, достигнув спасения.

 

Беседовал
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

МУДРОСТЬ ||
Покоряться с верою

    

    «Суждению духовного отца надо покоряться с верою».
   «Духовная дочь не должна по произволу переменять духовника, ибо сие противно духовным правилам». (Свт. Филарет Московский)
   «Мы остаемся младенцами, не в хорошем смысле слова. Если бы мы остались в миру, то сами были бы уже родителями, а мы все ищем родительской любви (от духовных родителей). Но нужно приобретать мужество, нужно работать над собой. Следует сказать себе: „Сейчас я не должен искать человеческого утешения. Я должен принести себя в жертву, а не иметь претензий к другим“». (Старец Паисий Афонский)
   «Послушание и преслушание твое не останавливается на старце, но через него поднимается к Богу». (Старец Иосиф Афонский)
   «Вся радость духовного отца, если он видит свое духовное чадо стоящим в духе, и душа его открыта духовному отцу. Вся скорбь духовного отца, если чадо закрывает свое сердце, и он видит окаяшку приблизившегося и издевающегося. И душа находится в упадке духа и унынии до тех пор, пока не осознает, что надо идти к отцу, открыть свои помыслы и грехи». (Св. прав. Алексий Московский)
   «По себе не суди о духовном отце, говоря: ему все равно. Это неверно».
«Обижаться <надо> не на него, а на свое самолюбие и тщеславие, самовластие и самоугодие, т.к. оно лишает утешения и помощи от благодати».
   «Неправильно любишь себя, если жалеешь себя». (Сщмч. Серафим (Звездинский))


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник