ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Мои мысли и размышления

 

Краткое описание путешествия по святым местам и
вызванные им размышления по религиозным вопросам

 

 

Продолжение. Начало см. в № 23 (47).

 

 

Имя Григория Ефимовича Распутина неотделимо от подвига святой Царской Семьи – Государя Императора Николая II, Государыни Императрицы Александры Феодоровны и их чад. При жизни царский друг был оклеветан и принял мученическую кончину; и по смерти, по сей день, на него возводится напраслина, причем, к сожалению, порой и со стороны верующих людей.

Мы публикуем воспоминания Григория Ефимовича о паломничествах по святым местам и навеянные ими размышления в надежде, что кому-то они помогут пересмотреть свое отношение к этому человеку. Воспоминания написаны простым языком, но в них отражено благочестивое настроение души автора, благоговение, глубокая вера и убежденность в истинности Православия.

 

О БЛАГОДАТИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

 

Когда ехали на пароходе на обратном пути, опять приблизились к месту тому, где кит выбросил пророка Иону, и запели пасхальную песнь «Яко от кита Иона, воскрес еси от гроба». Вся толпа народа смотрела на то место, где совершилось событие чуда. Там маленький каменный столбик и яма неглубокая, четыреугольная, пароход стоял полсуток против этого места.

Крестный монастырь, самый древний из всех. В нем показывают место, где росло древо, то самое, на котором был распят Христос и которое посажено было праведным Лотом. Короче всего сказать, что когда Лот выведен был из Содома, то был искушен соблазном, и вот Господь через одного старца благословил его посадить три головешки и поливать их водой. Три головешки были им посажены, и он носил воду с Иордана и поливал их. Господь услышал молитву его: из одной головешки выросло древо. Есть изображение этого древа на иконах и как Лот поливает и сажает его, все это в пещере изображено. Как Господь даже грешников прославляет! Сама Церковь воспевает это древо, из него крест был сделан, на котором распят Христос*.

Как увенчал Господь праведного Лота, он и раньше был праведный, а потом пал в великий разврат, но покаялся. Вот первое спасенье – если ради Бога кто живет, то, хотя искусит его сатана, все-таки спасется, только бы не из корысти, а кто из корысти, тот Иуде брат будет.

В доме Иоакима и Анны нашли мозаику – лань приклонила голову к ногам их.

Господи, все животные им покорны!

Много разных народов и все умные в своем духе, но веры у всех и во всех нациях мало, и любви нет. С ними очень нужно быть ласковым, они не понимают, но на любовь твою смотрят, как на диковину. И вот в то время, когда мы указываем на небо, они с любовью смотрят, и в лице у них делается перемена, и сейчас говорят о пророках. Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви, спаси их Бог! Критиковать и указывать на свою веру, как она высока, – не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко свою веру, но на это годы нужны. Надо показать пример любви и иметь любовь яркую, вот тогда будут христиане, как в первые годы, и миссия христианская будет не за деньги служить, а по доброте. Они очень понимают, когда говоришь, и удивительно на них слова отражаются – сейчас садятся кругом и смотрят на тебя. Надо обязательно знать язык их и характер их наций, а всего короче любовь к Богу иметь, как к другу, а то хоть и постимся, а не умеем с Богом беседовать, то и на людей не подействуем! Как колокол без серебра плохо звучит, так и неопытный всегда только напортит.

Если любишь, то никого и не убьешь – все заповеди покорны любви, в ней великая премудрость, больше, чем в Соломоне, и такая высота, что только одна любовь и существует, а остальное все как дроби в ней, и через нее – выход на небо.

Насколько один маленький кусочек хлеба дороже для человека большого корабля! А сколько денег на корабль надо? Кто уразумеет, тот и разумей.

Действительно много народа едет на пароходе, несколько сотен, и в этой толпе рассадник веры, только многих бес запутал, но в ней много золота и жемчуга – тайная поддержка государства. Всякий в своем уголке имеет духовную силу, расскажет юношам про Иерусалим, в этих юношах явится страх, и полюбят Родину и Царя. Я уверен, если больше веры будет, никакой варвар не подточит корень ее. Надо обратить побольше внимания на паломников – возить их подешевле и так устроить, чтобы миссия не брала с них денег за кипяток, за номера, за барак и раз в день давали бы кушать и не возили бы, как скот, в трюмах, иногда до семисот вместе, а в этом году пятьсот, менее чем всегда. А то с паломниками обращаются, как со скотом, а деньги отдай и за кипяток, и за барак, и за все!

Паломники ради святыни едут, но много им приходится терпеть. Богатым очень хорошо, денег много и номер хороший! Да, надо постараться, чтобы посвободнее возили бедных паломников, очень они поддержат Россию верой простой, расскажут своим про Гроб Христов – это ничем неоценимая для простого народа великая доброта!

Необходимы обители для простого люда, пусть они ведут себя, как братья, Бог им Судья; но есть посреди них движимые Духом Святым и молитвенники. Устав монастырский очень влияет на христианина и служит великой поддержкой для государства.

Простачок поклонится святыне и пойдет по селам, расскажет с верой о службе и об уставе монастырском на своем простом языке; видно, что он говорит правду, и вот простота его вселит в семействе любовь к Богу, и юноши выслушают странника и будут помнить его слова, когда пойдут на военную службу. Вселится в них любовь: будут любить монастырь, а в нем сама родина любви, и это правда, на самом деле, что кто поносит монастырь, тот и все остальное поносит, а устав монастырский учит любить.

Вот еще большое событие – пасха католиков в Иерусалиме. Я был очевидцем и сравнивал их пасху с нашей – у них неделей раньше она была. Что же сказать про их пасху? У нас все, даже неправославные, радуются, в лицах играет свет, и видно, что все твари веселятся, а у них и в самом храме никакой отрады нет, точно кто умер, и нет оживленья: выходят, а видно, что нет у них на душе Пасхи, как у избранников, а будни. Какое же может быть сравнение с Пасхой Православия? Совсем это другое! Ой, мы счастливые, православные! Никакую веру нельзя сравнить с Православной! У других есть ловкость – даже торгуют святыней, а видно, что у них нет ни в чем отрады; вот обман, когда даже в пасху служат, и то лица мрачные, поэтому и доказывать можно смело, что если душа не рада, то и лицо не светло – вообще мрак, а у православных, когда зазвонят и идешь в храм, то и ногами Пасху хвалишь, даже вещи – и те в очах светлеют. Я не берусь судить, а только рассуждаю и сравниваю католическую пасху с нашей, как я видел во Святом граде служили Пасху у гроба, а премудрости глубину не берусь судить. Я чувствовал, как у нас ликуют православные, какая у нас величина счастья, и хотелось бы, чтобы нашу веру не унижали, а она без весны цветет над праведниками, для примера указать можно на отца Иоанна Кронштадтского, и сколько у нас светил – тысяча мужей Божиих!

 

 

* Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние со своими дочерьми. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет – то будет знамением его прощения.

Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.

И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда Царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, в Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительных страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали. – Примеч. ред.

 

Григорий Ефимович
РАСПУТИН

Мои мысли и размышления.
Петроград, 1915 г.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник