ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Паломничество в Донской монастырь

 

 

Донской монастырь – одна из старейших московских обителей. Возведен он был благоверным Царем Феодором Иоанновичем по обету, в память избавления Москвы от нашествия хана Казы-Гирея.

В то время крымские татары подступили ратью к Москве. Благочестивый Царь молился Божией Матери об избавлении стольного града от полчища неверных и после усердной молитвы получил от Господа извещение, что враг в Москву не войдет. И действительно, внезапно татарам привиделось, будто из города навстречу им выходят многочисленные полки русских витязей. Ужаснувшись, они в страхе бежали, а Царь Феодор вместе со всем народом возблагодарил Господа и Его Пречистую Матерь, воздвигнув в Ее честь монастырь, в котором и была впоследствии поставлена чудотворная Донская икона. Эта история отражена в настенных фресках, которые открываются взору сразу при входе в обитель, под колокольней.

А роспись с противооложной стороны повествует об иных памятных событиях из истории Донского монастыря – о начале 20-х годов XX века, когда обитель избрал своей резиденцией святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. То была сложная пора. Москва была охвачена гражданской войной, на улицах не стихали бои между «белыми» и «красными». Кремль и его соборы пострадали от большевистской артиллерии. Позже утвердившиеся в городе «красные» учинили большевистский – «красный» – террор. Богоборец Ленин поставил перед ЧК1 задачу «арестовать и расстрелять как можно больше попов». Ф. Дзержинский и его палачи послушно исполнили этот приказ, и тысячи священнослужиетелей и мирян приняли смерть за Христа, воссияв в лике Новомучеников и Исповедников нашей Церкви.

Сердце Патриарха сжималось от боли и терзалось при виде страданий паствы. Но и его собственная жизнь не была безскорбной. Его постоянно держали под надзором ЧК. «Советский обер-прокурор» Евгений Тучков2 склонял Святителя к сотрудничеству с гонителями Церкви. Но мужественный Исповедник не предал Господа и свой народ.

По приказу большевиков Святейшего Патриарха Тихона заставляли ввести в Русской Церкви преданный анафеме тремя церковными Соборами григорианский календарь. Однако он предостерег духовенство, что власти чинят насилие и что его указ не есть его инициатива, но сатанинская хитрость безбожников; этот документ действовал лишь две недели. Православная паства соборно отвергла григорианский3 католический календарь, и Святитель, ссылаясь на ее волеизъявление, отменил это противное церковной традиции новшество.

Вот как описываются заслуги и добродетели святителя Тихона в его кратком житии: «Патриарх не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости, но каждое послание Первосвятителя дышало упованием на то, что в среде богоборцев возможно еще покаяние. Он положил начало почитанию святых Царственных Мучеников, первым отслужив по ним панихиду, несмотря на ненависть богоборцев. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия. Святейший Патриарх жил радостями Церкви и страдал ее скорбями. Он претерпел незаслуженные нападки и обвинения со стороны раскольников-обновленцев, а также арест».

На допросе, когда следователь поставил в вину святителю Тихону участие в работе «Союза Русского Народа»4 в его бытность ярославским архиереем, он спокойно ответил: «Я думал, что не грешно быть русским в России».

Большевики не раз покушались на жизнь Патриарха Тихона. Однажды наемные убийцы по ошибке даже застрелили верного келейника Святейшего, который таким образом отдал жизнь за Христа и Его доброго архипастыря, получив мученический венец. Попытки убийства, даже неудачные, были еще одним способом психологического давления на Святителя, но сломать его, поддерживаемого Господом, не смогли. Он признал советскую власть попущением Божиим и подчинился ей, но исполнять указы богоборцев не согласился. Терпеть далее непокорного Патриарха большевики не стали. Он был отравлен, о чем сохранилось свидетельство настоятеля московского Ильинского храма в Обыденном переулке протоиерея Александра Толгского, принимавшего исповедь у одного из врачей Бакунинской больницы, в которой Патриарх Тихон провел последние дни жизни. «После признаний, сделанных мне на исповеди одним из врачей больницы Бакунина, – говорил отец Александр, – у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен».

Скончался Святейший Патриарх на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1925 году и был погребен в Донском монастыре. В 1989-м году святителя Тихона причислили к лику святых, а 19-го февраля 1992 года его мощи были торжественно обретены и перенесены в Кафедральный собор Донского монастыря, где почивают и доныне.

 


Рака с мощами св. Патриарха Тихона

 

По имени святителя Тихона в годы гонений всех исповедников Христовых – православных в России, верных Господу и Его Церкви, большевики именовали «тихоновцами», в то время как сторонников революции и реформирования церковных уставов – раскольников, не признававших законную власть Патриарха, называли «живоцерковниками» и «обновленцами».
Сегодня в нашей Святой Церкви вновь зазвучали голоса, призывающие к некоему ее «обновлению» путем противоречащих канонам и традициям преобразований. И опять духовенство по своим взглядам разделяется на ревнителей-«тихоновцев» и «неообновленцев». «Тихоновцы» – это противники глобализации в ее двух аспектах: политическом и религиозном. Политический выражается в стремлении установить «новый мировой порядок», где нет места государственности и Православию, а религиозный состоит в ложном учении о необходимости объединения всех религий, т. е. в экуменизме.

Сложно спасаться, верить и проповедовать в таких условиях, но есть у нас предстатель пред Господом – святитель Тихон, коему дана благодать укреплять всех с верой к нему прибегающих в твердом исповедании веры Христовой. Помолились и мы у мощей этого дивного Угодника Божия, приложились к чудотворному списку Донской иконы Божией Матери и вышли на улицу.

Монастырский двор утопал в цветах. А мы направились на монастырский некрополь, который находится с правой стороны кафедрального храма и за его алтарем. Согласно пояснительной надписи, там погребены представители многих дворянских фамилий и родов, а также монашествующие Донского монастыря. Среди могилок встречаются надгробия героев Отечественной войны 1812 года, двухсотлетнюю годовщину которой мы отмечаем в этом году.
В размышлениях о прошлом и настоящем Православной Церкви и России нас не покидала мысль о новом Смутном времени, подобном тому, что царило на Руси в начале XVII века. Сегодня, как и прежде, враги окружили нашу Родину со всех сторон. Вновь, как в XV веке, поднимают голову крымцы, потомок «великой» армии Наполеона – агрессивный блок НАТО у наших границ устанавливает ракеты-перехватчики, чтобы обезопасить себя от ответного удара, не скрывает своих притязаний на Сибирь Китай. В то же время продолжается реформирование – вернее, расформирование – наших армии и флота, которые становятся все слабее и малочисленнее. Но и в таких обстоятельствах мы не должны унывать. Своей многовековой историей Донской монастырь преподносит нам урок, как следует противостоять противнику, когда надежда на земные средства иссякает. Горячее покаяние, твердое стояние в Православной вере и молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице и святым Угодникам Божиим и сегодня способны сотворить чудо возрождения России и обратить вспять всех ее неприятелей.

На иконе небесных покровителей Российского воинства мы видим множество святых, среди которых такие великие заступники земли Русской, как пророк Илия, великомученица Варвара, преподобный Илия Муромец, святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб и многие другие угодники Божии. Ни одно воинство мира не имеет стольких святых помощников и предстателей! А потому, если православные христиане в своих молитвах за нашу армию и флот обратятся к ним, то с их помощью наше воинство вновь обретет былую мощь, как предсказывают об этом пророчества о грядущих войнах, которые окончатся нашей победой.

 

Александр МАЛИНИН

 

    Примечания:
    1 ЧК, также ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917–1922 гг.). Образована 7 / 20 декабря 1917 года. Ликвидирована с передачей полномочий Государственному политическому управлению (ГПУ НКВД РСФСР) при НКВД РСФСР 6 февраля 1922 года.
    2 Евгений Тучков – сотрудник ЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД (в 1918–1939 гг.); в 1922–1929 годах начальник 6-го отделения СО ГПУ – ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР. С октября 1922 года по ноябрь 1929-го – секретарь Комиссии по проведению декрета об отделении Церкви от государства при ЦК РКП (б) – ВКП (б) (антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б)). По роду службы нес в 1920-е годы непосредственную ответственность за выработку и реализацию антирелигиозной политики.
    3 Григорианский календарь получил свое название по имени римского папы Григория XIII, который впервые ввел его в католической «церкви» 4-го октября 1582 года вместо традиционного юлианского календаря, используемого Церковью Христовой с первых веков христианства.
    4 «Союз Русского Народа» – правомонархическая (черносотенная), православно-консервативная общественно-политическая организация, действовавшая в Российской Империи с 1905 по 1917 годы.

 


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник