ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДОКУМЕНТ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»

 

Тридцать первого мая на официальном сайте и в блоге Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а также на портале «Богослов.ру» был опубликован ряд проектов новых документов, подготовленных различными комиссиями Межсоборного присутствия. В список опубликованных материалов вошли: проект «Положения о монастырях и монашествующих», проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции», проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» и другие документы.

С последним документом, касающимся проблем, связанных с глобализацией и волнующих миллионы православных, мы хотим познакомить наших читателей. Как уже справедливо замечают многие верующие и в том числе священнослужители в своих отзывах на портале «Богослов.ру», он, к сожалению, не дает оценки новых технологий идентификации личности в свете Священного Писания, не дает богословского обоснования отказа от участия в процессе построения нового мирового порядка. Безусловно, противникам глобализации хотелось бы большего. Так, в комментариях говорится:

– «Словосочетания «выражают обезпокоенность», «вызывают тревогу», «вызывают критику» и т.п. – ни к чему не обязывают тех государственных деятелей, к которым Церковь обращается по перечисленным проблемам. Они должны быть заменены абсолютно определенными: «Церковь не приемлет» и «чада Русской Православной Церкви не согласны с введением» (и далее перечисляются все элементы электронно-тоталитарной системы)»;

– «Необходимо дать духовную оценку навязыванию человеку цифровых „имен“-идентификаторов, пожизненных и несменяемых, как главному условию получения доступа к земным благам. Особенно в свете слов Апокалипсиса…»;

– «Документ своевременный, но необходимо конкретно сказать своей пастве, нужно ли принимать такие документы. Будет ли принимать такие документы сам Патриарх? Намерены ли священники принимать такие документы?..».

Однако, в сравнении с Решением VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19–20 февраля 2001 года, данный проект нельзя не оценивать положительно – как большой прорыв в деле противостояния процессу глобализации. Отрадно, что он направляется во все епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, и, надеемся, будет одобрен и окончательно утвержден предстоящим церковным Собором. Просим молитв наших читателей о благополучном решении дальнейшей судьбы этого документа, а тем, кто имеет доступ к сети Интернет и возможность оставлять комментарии на упомянутых выше ресурсах, предлагаем поучаствовать в дискуссии и поддержать проект.

 

1) ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, выражают обезпокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Так, тысячи людей сообщают о принуждении к использованию электронных способов учета и электронных документов.

Эта обезпокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19–20 февраля 2001 года. По мере развития новых технологий и включения их в различные сферы общественной жизни, потребовалось существенное уточнение церковной позиции, что нашло свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина не должна противоречить этим документам.

В рамках национальных проектов по созданию «электронного правительства» в разных странах модифицируется законодательство, внедряются новые термины и понятия, а в результате радикально меняется жизнь. Зачастую это делает более удобным процесс взаимодействия человека и различных структур. Одним из главных аргументов государства при введении «электронного правительства» является борьба с коррупцией. Перевод в цифровой формат различных документов и формирование баз данных позволяет сделать прозрачным и контролируемым прохождение документов в разных сферах, будь то экономическая жизнь, судебная система или работа с обращениями граждан.

Несмотря на эти положительные моменты, проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимы новые подходы к гражданской, духовно-нравственной и богословской оценке этих проблем.

 

2) ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ КОДЫ И БАЗЫ ДАННЫХ
КАК ЭЛЕМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

 

Международные документы (в частности, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая «Большой восьмеркой» в 2000 году) открыли путь к созданию «электронного государственного управления» с помощью «электронного правительства», построенного по единым международным стандартам на единой организационной, технической и программной платформе. Органы государственного управления интегрируются в единую всемирную систему. При этом законы работы кибернетических систем подчас переносятся на человеческое общество, а сама система порождает опасность тотального контроля и управления гражданином и обществом.

Любой элемент компьютерной сети (узел, устройство, файл) всегда обозначен (идентифицирован) своим адресом – уникальным цифровым кодом. Поэтому главным технологическим принципом построения глобального информационного общества является присвоение каждому человеку уникального идентификатора личности (кода) и постоянное использование его человеком во всех случаях взаимодействия с общественными инфраструктурами – правовыми, административными, финансовыми, транспортными, торговыми, медицинскими, образовательными и прочими. Данный идентификатор – это обозначение управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы и одновременно ключ доступа к его электронному файлу-досье в базе данных с тем же номером. Принятие данного идентификатора означает фактическое согласие человека (добровольное или вынужденное, осознанное или неосознанное) с правилами работы системы. При этом возникает техническая возможность того, что каждый его шаг может проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с распространенными в ней мировоззренческими и идеологическими установками, которые могут оказаться несовместимыми с христианством. Подобное развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов, вплоть до дискриминации по мировоззренческим признакам.

В последнее время в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования. Человек может быть вынужден повсюду предъявлять этот код вместо имени во взаимодействии с государственными и коммерческими структурами для осуществления своих гражданских прав, получения материальных благ и услуг. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие граждански значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в государственных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обезпечения учебного процесса.

Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

Серьезную критику среди многих верующих вызывает опасность обязательного присвоения идентификационного кода, превращения его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, принуждение к использованию его как основного идентификатора человека в его взаимоотношениях с государством, социальными и коммерческими учреждениями.

 

3) МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

 

Ставшая привычной для многих мобильная связь является одним из самых простых и удобных средств идентификации человека, определения его местоположения, прослушивания его разговоров. Растущая вычислительная мощность телефонов и превращение их в полноценные компьютеры позволяет хранить в них значительные объемы персональных данных. Угроза несанкционированного доступа к этим данным возрастает по мере развития сетей и роста скорости передачи данных.

 

4) ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТЫ

 

Техническим средством, постоянно сопровождающим человека в его повседневной жизни, в самое ближайшее время может стать универсальная электронная карта (УЭК). Речь идет о микропроцессорном устройстве единого всемирного стандарта, идентифицирующем личность. Такая карта, как и цифровой идентификатор, не только существенно облегчает создание системы тотального отслеживания всех граждански значимых действий человека и его личной жизни, но позволяет осуществлять управление каждым гражданином и обществом в целом.
Многие верующие выражали озабоченность планами обязательного присвоения карт и настаивали на добровольности этой процедуры, чего в большинстве случаев на данный момент удалось добиться.

 

5) УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВА

 

Управление глобальными информационными сетями сегодня наиболее доступно тем международным кругам, которые создали их архитектуру, элементную базу и основное программное обезпечение, куда могут быть негласно заложены любые механизмы, позволяющие в нужный момент осуществить перехват реальной власти. Такое развитие событий с использованием информационных технологий и средств компьютерной техники глобального распространения чревато недопустимо высокой зависимостью от внешних поставщиков оборудования и программного обезпечения, а в перспективе – и возможностью утраты государственного суверенитета.

Развитие информационных технологий вызвало появление нового вида преступлений, когда злоумышленники используют для своих целей компьютерные сети и технологии. Сегодня можно ограбить банк, не взламывая дверей и сейфов, находясь на другом конце света. Достаточно легко похитить деньги и у отдельного человека, определив идентификационный номер его кредитной карты. Причем у рядовых граждан нет реальной возможности защитить себя от компьютерного бандитизма.

 

 

Продолжение на стр. 3


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник