ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Из проповедей святителя Филарета Московского*

 

 

Продолжение. Начало см. в № 12 (60)

Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ:
ВЕРНОПОДДАНИЧЕСКАЯ ПРИСЯГА

 

Человецы большим кленутся,
и всякому их прекословию
кончина во извещение клятва есть

(Евр. 6, 16)

 

Присяга, или клятва, есть именем Божиим утвержденное удостоверение о чистой истине объявляемого, или о верном исполнении обещаемого.

О клятве апостол говорит вообще, что человецы большим кленутся, то есть клянутся обыкновенно тем, что выше или важнее человека. При этом апостол мог иметь в виду обычай своего времени клясться не только именем Божиим, но также небом и землею, храмом и алтарем. Все эти образы клятвы, по изъяснению Самого Христа Спасителя, имеют одно истинное значение, по которому прямо или не прямо относятся к Богу, и в Нем, в Его имени имеют свою силу и важность. Иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней: и кленыйся небесем, кленется престолом Божиим и Седящим на нем (Мф. 23, 21–22).

Как же мы дерзаем в наших уверениях и обещаниях употреблять святое и страшное имя Божие? Позволительно ли такое дерзновение? И в каких случаях позволительно?

Решение этих вопросов мы имеем в словах апостола: всякому прекословию кончина во извещение клятва есть, то есть клятва позволительна как крайнее средство удостоверения в тех случаях, когда бывает необходимо устранить сомнение, прекратить прекословие.

Понятно поэтому, что если прекословие или сомнение, встречающееся в сношениях между людьми, не так важно, чтобы требовало чрезвычайных средств для устранения его; или если для этого есть простые, обыкновенные средства, находимые в свойствах и обстоятельствах дел и отношений, то в таких случаях и обыкновенное благоразумие не присоветует прибегнуть к чрезвычайному средству удостоверения, и благочестивое чувство не должно позволить клятвы именем Божиим. Хочешь ли, например, чтобы верили твоему слову в разговоре, твоему обещанию в общежитии? Во множестве случаев сего рода, большею частию маловажных, прибегать к клятве было бы сколько дерзновенно, столько же и излишне. Для той степени удостоверения, какая нужна в подобных случаях, есть простые ближайшие средства. Именно: говори всегда правду с точностию и без уклончивости – и твоему простому слову будут верить, как клятве. Не давай обещаний, в удобоисполнимости которых ты не уверен, а данные обещания исполняй неизменно, – и твоему простому обещанию будут верить несомненно. К таким-то случаям относятся и древняя заповедь не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7), и заповедь Христова не клятися всяко (Мф. 5, 34), и увещание апостола не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете (Иак. 5, 12).

 


Воинская присяга на верность службы Царю и Отечеству.
Москва, 1904 год

 

Но есть другого рода случаи, в которых для устранения сомнения и для достижения удостоверения обыкновенные средства недостаточны; а недостижение удостоверения сопровождалось бы крайним вредом, не только частным, но и общественным. Отсюда происходит необходимость, а от необходимости обязанность – с крайним усилием достигать кончины во извещение, прибегать к крайнему средству удостоверения, какое только возможно.

Например, Государь и государство требуют от подданных верности вообще и в особенных служениях, должностях и поручениях. В сей верности необходимо нужно твердое удостоверение, потому что без сего не был бы обезпечен общественный порядок и даже не было бы общественной безопасности. Чем же обезпечить верность? Законами? Но, чтобы законы имели полную силу и действие, для этого нужна строгая верность в их употреблении; а чем же обезпечить верность в употреблении законов? Не честностию ли, предварительно дознаваемою? Для сего удобнее находить время и способы в необширном кругу частных сношений, нежели в необъятном пространстве государственных отношений. Власть употребляет ближайшие и важнейшие свои орудия, без сомнения, с предварительным испытанием и дознанием, поколику достигает и проницает человеческий ограниченный взор; но можно ли испытанием и дознанием решительно определить честность каждого из тысяч и тем людей, прежде употребления их как орудий государства? Опять возвращается вопрос: чем обезпечить верность? Не честным ли словом? Но честное слово может быть принято обезпечением только из уст человека дознанной честности; а где предварительное дознание честности неудобоисполнимо, там не обезпечивает слово, которое само себя провозглашает честным. Кто не знает, что так называемое честное слово дают и те, которые не обезпечили его исполнения для самих себя и даже не думают о его исполнении! Чем же обезпечить верность? Не страхом ли наказаний? Как неприятно было бы, если б и было возможно, основать общее спокойствие на одном общем страхе. Но это и невозможно; потому что могут быть нарушения верности такие, которых человеческая проницательность открыть не может и правосудие человеческое не может преследовать. Страх наказания нужен и полезен для обуздания склонных к преступлениям; но недостаточен для образования качества верноподданных. Таким образом, неудовлетворительность более близких и обыкновенных средств к обезпечению верности приводит к чрезвычайному средству: к запечатлению обещаемой верности великим и страшным именем Божиим, дабы каждый так уважал верность, как благоговеет пред Богом; дабы тот, кто вздумал бы дерзновенно коснуться своего обещания, неизбежно встретился с именем Божиим, которое не есть только произносимый звук, но призываемая сила Божия, проницающая души, испытующая сердца, благословляющая верных и карающая неверных.

 

* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г., и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначаются страницы книги.

 

Продолжение см. на стр. 13

 

 

Календарь монархиста

с 19 декабря / 1 января по 1 / 14 января

 

20 декабря / 2 января:

– в 1816 году Александр I изгнал иезуитов из Петербурга и мальтийский орден из России;

– в 1709 году Император Петр I въехал в Москву после Полтавской победы, проведя парад пленных шведов.

 

21 декабря / 3 января:

– день памяти святой благоверной Княгини-мученицы Иулиании Вяземской и Новоторжской († 1406).

 

22 декабря / 4 января:

– день тезоименитства святой новомученицы Великой Княжны и Царевны Анастасии Николаевны Романовой.

 

25 декабря / 7 января:

– в 1761 году последовала кончина Государыни Императрицы Елизаветы Петровны;

– в 1812 году Император Александр I издал Манифест, извещающий об изгнании войск Наполеона из пределов Отечества. В сей день ежегодно совершалось «воспоминание избавления России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

 

28 декабря / 10 января:

– в 1806 году родилась Елена Павловна, супруга Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны (до перехода в Православие – Фредерика-Шарлотта-Мария, принцесса Вютермбергская).

 

31 декабря / 13 января:

– в 1563 году почил митрополит Московский и всея Руси Макарий, духовник и наставник Благоверного Царя Иоанна IV Грозного. Когда колокол ударил к заутрени, «Преосвященный же дивный Святитель и Пастырь Русския митрополия всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и, взем ярем Его, последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник