ПОКАЯНИЕ | СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО | СТРАНИЦА 7 |
Иеромонах Алексий
из монастыря Будисавцы
ЗАПЛАКАЛА
БОГОРОДИЦА
В МЕТОХИИ
В монастыре Будисавцы в Метохии, около Клины, заплакала икона Пресвятой Богородицы, когда перед ней читал акафист иеромонах Алексий. В этом же монастыре ранее подвизался сербский новомученик иеромонах Стефан (Пурич), которого шиптары похитили 19 июля 1999 года и убили. Очевидно, эти слезы Пречистой не случайны: они появились в то время, когда местные политики в масках народных вождей устанавливали границу между Сербией и Сербией, между телом и сердцем (ведь Косово – это мистическое сердце всего государства Сербского, и останется им навсегда). Бог предупреждает и напоминает о Себе и о Своем Завете, который в Сербии зовется Косовским и за который отец Стефан был замучен врагами Креста.
ИЗ ИСТОРИИ
БОЖИИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ
В конце 70-х годов прошлого века, во время арнаутского (Арнауты – субэтническая группа албанцев. – Примеч. перев.) неистовства на Косове и Метохии, близ монастыря Высокие Дечаны разразилась сильная гроза, и молния ударила в крест на куполе монастырского храма. Огонь наполнил весь храм. Пламя с особой силой полыхало у раки святого Стефана Дечанского. Но ничего не пострадало – ни рака, ни что-либо из бывшего в церкви. Тогдашний игумен отец Иустин (Тасич) сразу же известил об этом епископа Рашско-Призренского Павла, будущего Сербского Патриарха.
Косово и Метохия – это святая Сербская земля не только потому, что на ее пространстве построены храмы и алтари. Косово свято и пресвято, потому что столько крови пролито за Христа, от Видовдана 1389 года, через страдания и борьбу против турецкого гнета, Первую балканскую и Первую мировую войны, до нынешнего дня, когда новые злодеи и притеснители сербов (которых заклинали Богом не делать этого) извлекали органы, чтобы продавать их «потрошителям» с папско-протестантского запада.
В то же время в селе Медна близ Мрконич Града, на четвертой неделе Великого Поста, в конце святой Литургии перед служившим священником и тремя пожилыми прихожанами, членами церковного совета, святой антиминс, на котором совершалась Литургия, сам собой трижды открылся и закрылся. Об этом немедленно доложили местному епископу и в Синод Сербской Православной Церкви, и Патриарх Павел сказал, что это событие предвещает большие страдания. Война в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах подтвердила слова Патриарха.
В 1989 году в монастыре Сланцы заплакала копия иконы Богородицы Троеручицы, а в 1990-м в монастыре Студенице появилась кровавая слеза на лике святого Саввы на занавеси Царских Врат.
Зимой 1991 года, накануне начала «войны за югославское наследие», в соборной церкви Белграда из тернового венца на главе Христа и из раны в Его ребре истекло миро.
Войну против сербов в Хорватии предвозвестил следующий случай. Весной 1991 года в доме серба из Беловара копия чудотворной иконы Богородицы Лепавинской (из сербского монастыря около Крижеваца в современной Хорватии) стала передвигаться по стене. Чуду предшествовало внезапное озарение комнаты светом и самовозгорание лампады; в помещении постоянно пахло розовым маслом. Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн подтвердил истинность чуда. И вскоре началось распятие сербов в Славонии, Краине, Бановине, Кордуне, Лике.
Маленькая церковь монастыря Савина около Герцега Нового на черногорском приморье в 1992–1993 годах была свидетелем плача Христовой иконы.
На Благовещение 1992 года источала слезы икона Богородицы в церкви в Севойно.
В 1993 году, весной, над Радованьским Лугом, местом, где Вуица Вуличевич убил своего крестного отца вождя Карагеоргия, небо пылало заревом всю ночь, и отовсюду слышались странные, непонятные звуки.
В 1995 году, когда с мая по август войска Туджмана гнали сербов из Славонии и Краины, в день святого Саввы над всей сербской землей гремел гром, и молния ударила в соборную церковь в Белграде, в телевизионную башню на горе Авала и в полицейскую антенну на Белгражанке. «Гром загремел на святого Савву, среди зимы, когда не время ему», – гласит эпическая народная песня…
Накануне великого изгнания сербов с Косова и Метохии в 1999 году в Дечанах днями крутилась лампада перед одной из монастырских икон.
В русском храме в Риме, накануне дня святого Саввы в 2002 году, на бдении, которое вместе с местными служил и сербский священник, заплакала икона святого Саввы.
В храме в честь этого же святого в Крагуеваце, с 8 по 11 сентября, из Распятия Христова истекало миро в виде слез. Первым это заметил пономарь Радомир Стефанович, который в 1999 году был экспатриирован из Призрена. А затем, накануне великого арнаутского погрома сербского народа и его святынь на Косове и Метохии, в марте 2004 года, произошел пожар в величайшей сербской святыне – монастыре Хиландар на Святой Горе, последствия которого до сих пор не устранены.
Перед Пасхой 2004 года (об этом писали «Вечерние новости» от 25 апреля того же года), во Введенском храме в Липляне, снова на Косове, заплакала икона Богородицы. Священник Ранджел Денич сказал, что это «знак оставаться, потому что святые с нами!»
Ясно, что все эти предупреждения и напоминания имеют великий, священно-таинственный смысл. Каждое было призывом к покаянию и к борьбе за Крест честной и Свободу золотую.
ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СЫН БОЖИЙ?
Святое Предание Восточной Церкви говорит, что Господь Иисус Христос в земной жизни никогда не смеялся. Окруженный людским страданьем с одной стороны и ненавистью распявших Его с другой, Он воистину не имел причины смеяться в мире, который, говоря библейски, есть юдоль слез. Но зато он плакал. Плакал над умершим Лазарем, потому что человек не сотворен для смерти, но для жизни вечной (см.: Ин. 11, 35).
Плакал, входя в Иерусалим, зная, что Его, после восторженной встречи, иерусалимляне распнут, и что тогда, потому что большинство не будет каяться в своем преступлении, придет войско жестоких римских оккупантов и сравняет Святой Град с землей, а его жители будут убиты или изгнаны. Христос Свой плач над Иерусалимом сопровождал словами боли: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 41–44).
Христос плакал и плачет над грешным родом человеческим, который отказывается познать Его, Путь, Истину и Жизнь, но обращается к безпутью, лжи и смерти. Так Христос и Его Матерь плачут и над сербами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Косово и Метохия – это святая Сербская земля не только потому, что на ее пространстве построены храмы и алтари. Косово свято и пресвято, потому что столько крови пролито за Христа, от Видовдана 1389 года, через страдания и борьбу против турецкого гнета, Первую балканскую и Первую мировую войны, до нынешнего дня, когда новые злодеи и притеснители сербов (которых заклинали Богом не делать этого) извлекали органы, чтобы продавать их «потрошителям» с папско-протестантского Запада. Свою кровь за Христа пролил и иеромонах Стефан из монастыря Будисавцы в Метохии, где плачет икона Богоматери. Это напоминание, предупреждение, которое, если не будет услышано и через покаяние удовлетворено, станет объявлением наказания Божиего. А Бог наказывает так, что оставляет и позволяет людям пожинать то, что они посеяли с диаволом. <...>
Президент Сербии Томислав Николич, председатель правительства Ивица Дичич и министр обороны Александр Вучич, как сербы и православные христиане, наиболее ответственные за защиту святой Сербской земли, не смеют не прислушаться к голосам наших мучеников, на Косове и Метохии проливших кровь за Христа, Бога Правды, Которого воспевает сербский гимн, Бога, Который и нам завещал Крест честной и Свободу золотую. Слезы Богородицы из монастыря Будисавцы и им, и нам об этом напоминают.
Владимир ДИМИТРИЕВИЧ
Перевод с сербского
Марии ДЕРКАЧЕВОЙ
Библиографический список:
Димитриевич В. Почему плачет святой Савва? Чачак, 2006.
Иеромонах Мирон (Косач). Сербский деисус. Чудеса Божии в XX веке. Белград, 2006. С. 334–339.
* Слова из известной сербской поэмы «Горный венец» Петра Петровича Негоша, правителя Черногории в 1830–1851 годах и митрополита Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви.