ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовная беседа с отцом Симеоном

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 9

 

Святой Иоанн Кассиан учит, что существует три степени употребления пищи. Для молитвы предпочтительнее оставаться слегка голодным. Кто хочет быть бойцом, пусть выходит из-за стола с легким чувством голода. Не грех и поесть досыта. А вот объедение – это уже грех. И если вкушаешь с жадностью – это тоже грех. Когда нас угощают, нужно взять тот кусочек, который к нам ближе всего, вне зависимости от того, какой он, потому что такова в данном случае воля Божия о нас, и ее следует исполнять.

Воздержание, подчеркнем, очень важно, ибо оно поддерживает молитву. Если человек желает сохранять внутреннее внимание, чтобы молиться Богу, стараться как можно глубже молиться в течение дня, то ему необходимо воздержание желудка. Если не будем держать в узде свой желудок, сами станем его рабами. Мы знаем, как можно этого достигнуть, но не имеем сил исполнять. Значит, для того чтобы человек воспользовался Божественной силой, благодатью Божией, данной ему во Святом Крещении, необходимо послушание. Мы обогащаемся Богом через Святое Причащение. Нужно проявлять послушание Святым Отцам, Апостолам, Господу Христу, Его Святому Евангелию, а не тем, кто сегодня все это отрицает и порицает, требуя, чтобы мы слушали их, этих заблудших учителей, и их ложные толкования Святого Евангелия. Если кто-то ставит себя выше Святых Отцов и Святых Апостолов, он однозначно в прелести. Это ересь. Здесь не о чем говорить (Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). – Примеч. М.И. и С.Ч.). Потому что мы всегда учимся у старших. Не может человек учиться у современника, если этот современник не согласен со своими родителями, т. е. с нашими Отцами.

Однако когда мы готовимся ко Святому Причащению, то в любом случае принимаем пищу на воде. Например, праздник Введения в этом году (речь идет о 2008 г. – Примеч. ред.) выпал на четверг, а Рождественский пост начался в пятницу предыдущей недели. Те, кто хотел причаститься на Введение, все дни до Причащения должны были употреблять пищу на воде. Нет разрешения на пищу с маслом, несмотря на то, что на этот период пришлись суббота и воскресенье. Нет перерыва в посте, все дни – на воде. Всегда так было в Сербской Церкви, в сербских домах это касалось и взрослых, и детей. Смотрите, в соответствии с канонами, за исключением Великой Субботы, вкушать пищу на воде по субботам не разрешается. Но, чтобы иметь возможность рассуждать, нужно понимать внутреннюю логику закона, а не механически судить и осуждать. Что такое пост Великой Субботы? Это употребление один раз в день пищи на воде. Обычно в Сербской Церкви в Великую Субботу Литургия святителя Василия Великого начинается около часа пополудни и заканчивается через два – два с половиной часа. Если есть причастники, она может затянуться и до трех часов. Получается, что в половине четвертого или в четыре часа дня мы идем на трапезу и едим пищу на воде. Если в этот день человек употреблял еду на воде дважды, то он уже не сохранил пост Великой Субботы. Но, когда мы постимся по субботам или воскресеньям ради Христа, ради подготовки к Таинству Причащения, то это отнюдь не нарушение, это совершенно нормально. (Здесь о. Симеон критикует сербских обновленцев, которые высказывают упреки и издевки в адрес верующих, пытающихся с Божией помощью надлежащим образом готовиться ко Святому Причащению. – Примеч. пер.). В Житиях святых описан следующий случай. Некоторые иноки нашли в пустыне старца, постившегося и в день Пасхи, не зная, что время Светлого Христова Воскресения уже настало. Они сказали ему: «Отче, ты постишься, а ведь сегодня Пасха!» «Что, уже наступила?», – удивился старец. И он простер свои руки и целых три дня славил Господа с воздетыми к небу руками, ничего не ел и не пил. Так что же, его надо отлучить от Церкви как нарушителя канонов? Это безумие! Человек должен делать все ради Христа, чтобы обогащаться Богом. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Все, что делаем, делаем Бога ради, Христа ради, и так обогатимся Богом», Бог дарует нам Свою нетварную энергию – благодать. Это, по сути, жизнь, такой человек жив. А то, что сегодня в Церкви проповедуют и советуют иное, это уже другой вопрос. Люди, которые распространяют ошибочные мнения, скорее всего, и не начинали истинной духовной жизни. Если бы они начали с того, что советовал святитель Николай, о чем мы говорили в начале беседы, – с пробуждения, покаяния, очищения и причащения, то такого с ними бы не случилось. Сегодня в Сербской Церкви есть епископы, я заявляю это ответственно, которые еще и не начинали каяться. Они окончили университеты, защитили докторские диссертации в Греции или еще где-то, но не знают, что такое покаяние на практике, не имеют монастырского опыта. И именно они являются главными источниками нестроений в нашей Церкви. Они могут спровоцировать в ней раскол и в некотором смысле уже сейчас сами пребывают в расколе с Сербской Православной Церковью. Они упрекают в раскольничестве нас, святосаввцев, но как это возможно? Мы идем путем святителя Саввы, путем святителя Николая. Мы послушны нашему Архиерейскому Собору и его постановлениям и потому не являемся раскольниками. Раскольники – это те, кто не подчиняется решениям Собора. И они не только раскольники, но и еретики. Потому что они учат, что душа смертна, потому что считают, что частицы на дискосе являются Телом Христовым и ими можно причащаться (по учению Православной Церкви, частицы из просфор на дискосе не претворяются в Тело Христово, претворяется только Агнец. – Примеч. ред.). Они позволяют себе доливать вино в Потир, поскольку им причащаются священники, которые не служили, но которые надели епитрахили перед Причащением и употребили Кровь Господню, и потом народу доливают вино. (В «Известии учительном» – приложении, помещенном в конце Служебника, в котором изложены наставления для священника и диакона относительно совершения богослужений и приготовления к ним, – на тот случай, если недостанет частиц Тела Христова или Божественной Крови, вследствие большого числа причащающихся, дается такое наставление: «Если недостанет частиц Тела Христова, то можно всыпать в чашу хранимые в кивоте для больных Божественные Тайны (но отнюдь не частицы Пресвятой Богородицы, девяти чинов ангельских и другие); если же недостанет Божественной Крови, то повелевается отложить причащение говевших до следующего дня, но отнюдь не приливать в чашу вина под опасением смертного греха и казни извержения». – Примеч. ред.). Причастятся ли люди на такой Литургии? Вообще, можно ли молиться Богу с такими? Дошло до того, что необходим Собор, возможно, даже Вселенский, который бы рассмотрел эти вопросы и непослушных Церкви отлучил от нее, чтобы отсечь от тела гниющие уды, если, конечно, они не покаются.

 

Беседовали Милан ИЕРОТИЧ
и Славица ЧЕМБИЧ

 

Перевод с сербского
Ранко ГОЙКОВИЧА

 

Источник: «Богоискатель»,
газета православной народной
общины г. Шабац (http://borbaza
veru.info/content/view/1005/58)

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник