ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Официальная позиция Церкви по вопросам
развития технологий обработки персональных
данных и внедрения биометрических документов

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 2

 

+ + +

 

Безпокойство Церкви вызывает также принуждение граждан к подписанию согласия на обработку персональных данных, что имеет место после вступления в силу Закона Украины «О защите персональных данных». Подобная ситуация сложилась в разных странах, относящихся к канонической территории Русской Православной Церкви, независимо от того, интегрируются они с Европейским Союзом или нет. Поэтому в феврале 2013 года данный вопрос был вынесен на рассмотрение Архиерейского Собора РПЦ, который, в частности, подчеркнул, что «в связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обезпечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

Понятия «персональные данные» и «обработка персональных данных» являются терминами с четко определенным законом содержанием. В частности, персональные данные – это любая информация о человеке, а обработка персональных данных – это любые операции с такой информацией. Поэтому передавать кому бы то ни было право осуществлять любые операции с любой информацией о себе, по меньшей мере, опрометчиво.

Законодательство Украины никого не наделяет правом требовать от граждан согласия на обработку персональных данных. Несмотря на это, имеют место многочисленные случаи, когда отказ от предоставления согласия на обработку своих персональных данных становится причиной лишения граждан их конституционных прав. Людям незаконно отказывают в выдаче документов об окончании образования, в социальных выплатах, подвергают другим формам дискриминации. Более того, ситуация складывается так, что человека заставляют давать согласие на обработку персональных данных, что является насилием над свободой выбора человека и над его волей.

Церковь в принятом 26 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» отметила: «Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. <...> Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом». Свобода воли – это дар Божий, который служит спасению души, но она также может стать и причиной гибели человеческой души. Человек, направляющий свою волю на служение Богу через исполнение заповедей Божиих, разумно пользуется этим даром, заботясь о вечном. С другой стороны, требование ограничить свободу человека или же передача права выбора любым способом другим лицам или иные ограничения свободы по согласию лица являются служением веку сему и угождением ему.

«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», на которые была ссылка выше, подчеркивают, что «стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора». Именно поэтому реализация государственных функций должна осуществляться без принуждения человека к согласию на обработку персональных данных. Их обработка должна осуществляться, как и раньше, в пределах и на основании тех Законов Украины, на которых строятся правоотношения между гражданами и государством. Церковь предупреждает о серьезной опасности для духовной жизни человека добровольного ограничения свободы выбора путем предоставления согласия на обработку персональных данных.

 

+ + +

 

Следующий вопрос, являющийся темой как общественного, так и Церковного обсуждения, – это внедрение биометрических документов. Замена обычных бумажных документов на биометрические происходит в разных странах мира, как относящихся к территории канонической ответственности Русской Православной Церкви, так и в тех, которые не относятся к ней. Специалисты разных отраслей указывают на риски и опасности, которые будут иметь место при тотальном внедрении таких документов. Церковь, как и всегда, изучая тот или иной вопрос, не стоит на защите материальных благ или социальных гарантий, но заботится и печется о спасении человеческих душ.

Как показывает многовековая история Церкви, чтобы уловить в пагубные сети, зло часто так мастерски использует различного рода материальные рычаги влияния на людей, что и не заметишь. Спаситель мира Иисус Христос был предан из-за страсти к деньгам одного из учеников. И поэтому предупреждение верующих об опасности ситуаций, когда манипуляции с материальными благами могут иметь негативные последствия для человеческих душ, является одной из задач Церкви.

В принятом в феврале 2013 года на Архиерейском Соборе РПЦ документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в частности, отмечается: «В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь».

Трансформация общественного устройства, когда имеет место внедрение элементов, способных служить установлению тотального контроля над человеком, вызывает серьезное безпокойство со стороны Церкви, поскольку в тоталитарном государстве посягательство на свободу воли является нормой. Более того, в современных условиях бурного технического прогресса такое посягательство может осуществляться не только через насилие над телом, но и через насилие над душой человека, когда на это есть согласие человека, осознанное им либо полученное путем обмана. С целью предупреждения внедрения таких элементов Собором определены критерии, которым должен соответствовать документ, имеющий отношение к личности, а именно: «Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих».

Биометрические документы в обязательном порядке содержат машиносчитываемую зону, где зашифрована информация о личности, непонятная для владельца документа, поскольку расшифровывать ее можно лишь при наличии специального оборудования. А документы с безконтактным электронным носителем содержат информацию, которая не только непонятна, но еще и скрывается от владельца документа, а ее считывание также требует специального оборудования. В свою очередь, «недопущение тотального контроля над человеком, над его мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» является одной из важных задач Церкви, о которых говорится в резолютивной части «Основ...», которые были приняты 26 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ.

Важно подчеркнуть, что все биометрические документы предусматривают обязательное принятие и использование идентификатора личности для всех без исключения групп лиц, что, как было указано выше, может быть опасным для духовной жизни и дает основания усматривать типологическое сходство этого идентификатора с апокалиптическими знаками.

Как известно, завершение земной истории связано с приходом к власти единого правителя мира, которого Писание называет антихристом. Его пришествие будут предварять события, описанные в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Одним из таких событий должно быть клеймение людей меткой, которая называется «начертанием антихриста» или «печатью». С греческого есть несколько вариантов перевода, основной – «клеймо». Священное Писание описывает признаки этого начертания: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 16–18).

Цифровой идентификатор личности в виде «уникального номера записи в реестре» может быть записан в виде штрих-кода. Его использование в документах становится обязательным для всех без исключения. Наличие машиносчитываемой информации в документе, удостоверяющем личность, делает возможным идентификацию человека при осуществлении любых операций купли-продажи, где используется кассовый аппарат или безналичные расчеты. Такая ситуация сделает невозможными куплю-продажу без идентификатора личности или цифрового имени. В 2003 году Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики провел экспертизу и обнаружил в штрих-коде число «666».

Как видим, остается все меньше различий между идентификатором личности и апокалиптическим знаком. Если такое начертание, клеймо нанести на правую руку или чело человека, то различия вообще исчезнут. Конечно, эта ситуация не может не безпокоить Церковь, поэтому в Решении Архиерейского Собора РПЦ от 4 февраля 2013 года содержится строгое предостережение: «Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека». <…>

Следовательно, вполне безопасными для человека с духовной точки зрения до сих пор остаются бумажные документы без цифрового идентификатора личности, информация в которых понятна и не скрывается от владельца документа, процедура получения которых не предусматривает осуществления централизованных манипуляций с телом человека, как контактных при снятии отпечатков пальцев, так и безконтактных при снятии оцифрованного образа лица.

 

Архиепископ Белоцерковский
и Богуславский
Августин (МАРКЕВИЧ),
глава Богословско-канонической
комиссии УПЦ МП

 

Печатается с сокращениями
и незначительной
литературной правкой

Полную версию см. на сайте:

http://religions.unian.net/rus/detail/15670

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник