ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА XIII:
О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ,
О ЧИСЛЕ И ВРЕМЕНИ СЛУЖБ ЦЕРКОВНЫХ

 

§ 5

ЛИТУРГИЯ НЕ В ЧИСЛЕ
СЕМИ ДНЕВНЫХ СЛУЖБ

 

Божественная литургия не причисляется к этим семи суточным службам (полунощнице, утрене с первым часом, третьему часу, шестому часу, девятому часу, вечерне и повечерию, – примеч. ред.). Ибо эта Божественная и священнейшая жертва не из числа тех семи славословий, но жертва особенная. Она выше прочих славословий и есть как бы дело Божие, которое никто другой кроме иерея совершать не может. Все вышеперечисленные семь молений могут быть иногда совершаемы без иерея, людьми мирскими, и могут совершаться вне храма, в домах. Но священная литургия совершается только в храме, и никем другим, а только иереем, получившим на это священство и власть.

 

 

КАК НАЧИНАЮТСЯ СЛУЖБЫ МИРЯНАМИ

 

Миряне творят иное начало тем службам: они не благословляют, как это делают иереи, потому что не имеют той благодати и власти, которая составляет преимущество иерея; но только просят Христа помиловать их молитвами отец, смиряясь пред Христом и не дерзая молиться от себя самих. Под именем же отцов они разумеют не одних только архиереев и иереев, но и лики всех святых, которых всех они называют отцами.

 

§ 6

СЛУЖБЫ ДНЕВНЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ВЕЧЕРА

 

Суточные службы, положенные в праздники Господские, Богородичные и других святых, начинаются, как известно, не с утра, как начала дня, но с вечера накануне. Причины этому следующие:

1) В древности у иудеев исчисление дней было двоякое: одно – церковное, а другое – гражданское. Это ясно видно из следующих слов: Субботы суббот будут вам: и смирите души ваша, от девятаго дне месяца <...> до вечера, субботствуйте субботы ваша (Лев. 23, 32); а в стихах 27 и 28 говорится: И в девятый день седьмаго месяца сего день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша <…>. Всякаго дела не сотворите в самый день сей. Из последних слов видно, что день очищения или воздержания, который весь должен быть свят, начинался с утра и оканчивался вечером. Это было по счислению гражданскому или народному, по которому день начинался с полуночи или с восхода солнечного. А из слов 32-го стиха видно, что празднование субботы или службы церковной начинается с вечера прошедшего дня и продолжается до вечера настоящего.

2) Сверх этой ясной заповеди Господней причина празднования дней церковных с вечера содержится в истории сотворения мира. Ибо при нем Сам Бог всегда начинал день с вечера, так как в сказании Моисея о сотворении мира вечер всегда упоминается прежде утра: И бысть вечер и бысть утро день един (Быт. 1, 5), второй, третий и проч.

3) Всякую ночь приличнее относить к последующему дню, а не к прошедшему. Святитель Афанасий Великий доказывает это Воскресением Христовым. В послании к Антиоху на вопрос: «В субботу ли иудейскую Христос Воскрес? (ночь эта была как бы субботняя)», отвечает: «Чтобы евреи не могли нам сказать, будто бы Христос Воскрес в субботу, Сам Бог предупредил их, заповедав им дни субботние начинать с вечера».

4) Тот же святитель Афанасий в послании к тому же Антиоху предлагает и таинственную причину того, для чего мы празднование воскресного дня, а следовательно и всех праздников, должны начинать с вечера, а не с утра. «Для чего Бог повелел нам начинать Неделю (день воскресный) с субботнего вечера?», – вопрошает он и отвечает: «Так как Он призвал народы от тьмы неведения и от закона к свету благоразумия и Евангелия, то сообразно с сим повелел и воскресный день начинать с вечера, а оканчивать днем. Ибо странно и неприлично было бы дням Христа, Который есть истинный Свет, начинаться при свете, днем».

5) Почему празднование святых начинается с вечера, святитель Симеон Солунский (в главе 300) объясняет так: «С вечерних песней начинаем хвалить святых, которые во дни своей [земной] жизни, живя светом благодати Божией и кончивши свою жизнь как бы днем, душами хотя находятся в неприступном свете, но тела их еще содержатся смертию, ожидая конечного, невечернего дня; они прияли обетование воскреснуть с нами, а это совершится с нашею плотию там».

 

§ 7

СЛУЖБЫ ДНЕВНЫЕ СОВЕРШАЮТСЯ ТРИЖДЫ В ДЕНЬ

 

Хотя все церковные суточные моления или службы, разделяемые на семь частей, должны бы были семь раз совершаться днем и ночью, каждая в свое время, но так как столь частое и отделенное одно от другого столь многими часами возношение сих песней рождает как бы уныние и леность, особенно в душах мало благоговейных; то божественнейшие отцы, движимые Божественным Духом, строго сохраняя и порядок всех славословий и отвращая предлог к лености и унынию, определили не семь раз, а только трижды совершаться тем службам в честь и славу Пресущественной Троицы.

В первый раз – от полуночи до утра, в течение этого времени совершаются три службы: полунощница, утреня и первый час, который хотя соединяется с утреней и не причисляется к семи хвалениям, однако есть отдельная и самостоятельная служба. Во второй раз – в третий час дня (т. е. девятый утра); тогда совершаются также три службы, именно: последование третьего и шестого часов и чин изобразительных, который хотя также причисляется к семи хвалениям и поется вместе с шестым часом, но есть отдельная и самостоятельная служба. В третий раз – при конце того же дня, и тогда совершаются опять также три службы: последование девятого часа, вечерня и повечерие. Эти три времени служб все вместе и каждое отдельно изображают Троицу. Посему три раза в день совершаются службы, и в каждый раз три службы, в подражание великому пророку Даниилу, который всякий день молился три раза. Сверх того, совершая по три службы в каждые три раза, мы подражаем девяти чинам ангельским, которых числом трижды три и которые немолчно воспевают Бога в Троице.

 

§ 8

ЛИТУРГИЯ ОТ ОДНОГО СВЯЩЕННИКА
СОВЕРШАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНАЖДЫ В ДЕНЬ,
И ДРУГИЕ ЛИТУРГИИ НА ТОМ ЖЕ ПРЕСТОЛЕ
В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЮТСЯ

 

Наконец, если кто спросит, можно ли одному священнику в один день совершать две или три литургии, одну после другой, отвечаем: нельзя. Литургию одну только в день может совершить священник. Ибо Христос принес за нас Себя, как жертву, однажды и умер на Кресте только раз. Равным образом на одном престоле и в один и тот же день не могут совершать многих литургий и разные священники один после другого, имея в виду, что Христос однажды только умер и однажды пострадал.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
Состояние вооруженных сил России

        

      Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил 1600 человек в 130-ти населенных пунктах в 42-х областях, краях и республиках России с целью выяснить, как жители нашей страны оценивают состояние российской армии и существует ли, по их мнению, военная угроза для нашего государства со стороны других стран.
     Индекс состояния армии, по данным ВЦИОМ, в последние годы демонстрировал положительную динамику и сегодня достиг своего исторического максимума (62 пункта). По мнению авторов исследования, это свидетельствует об улучшении мнения наших сограждан о положении дел в российской армии. Четверть опрошенных (24%) в настоящее время оценивает состояние вооруженных сил как хорошее, причем за год эта доля возросла в полтора раза (с 16% в феврале 2013 года). Также больше стало тех, кто нынешнее положение дел в армии называет средним: сегодня таковых более половины (54% против 46% в феврале 2013 года). Лишь 16% участников опроса считают состояние вооруженных сил нашей страны неудовлетворительным.
     Опрос также показал, что значение индекса военной угрозы – 10 пунктов – находится примерно на уровне 2010 года (12 пунктов), однако намного превышает значения прошлых лет. Подобная динамика свидетельствует, что внешняя военная угроза для россиян сегодня представляется более реальной, нежели 5–10 лет назад. Наименьшее безпокойство данный вопрос вызывал у наших сограждан в 2009 году – тогда значение индекса военной угрозы составляло -15 пунктов. В настоящее время каждый второй опрошенный (52%) считает, что существует потенциальная опасность для нашей страны от других государств.


По материалам сайта ВЦИОМ (http://wciom.ru)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник