ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

 

Сочинитель «Новой Скрижали» блаженной памяти Преосвященнейший Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамазский, родился в 1739 году; на двадцатом году своей жизни вступил в монашество и с 1768 года был префектом Александро-Невской семинарии; с 1770 года – ректором и Старо-Ладожского Николаевского монастыря архимандритом, потом архимандритом же Сергиевской Пустыни. В 1774 году хиротонисан во епископа Олонецкого, в 1775-м переведен в Архангельск, а в 1798-м – в Нижний Новгород, где и скончался 16 марта 1811 года.

Преосвященный Вениамин оставил немало памятников своих литературных трудов (он написал подробное историческое описание Архангельской епархии; перевел на русский язык Гоаров Требник, и под его же непосредственным надзором переведена с латинского «История о животных безсловесных, с присовокуплением нравоучительных употреблений, из природы их взятых»); но особенно обезсмертила имя его составленная им «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных», которую Преосвященный в первый раз издал в 1803 году; потом, пересмотрев и исправив, вторично напечатал в 1806-м и в третий и последний раз при своей жизни – в 1810 году. С тех пор «Новая Скрижаль» была напечатана еще шесть раз, но уже без всякого изменения. Такой огромный успех книги всего более свидетельствует о ее пользе и существенной потребности и избавляет нас от труда рекомендовать ее вниманию читателей. <…> (В. Кораблев, М. Сиряков. СПб., 23 июля 1856 г.).

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Священнослужение Православной нашей Церкви и при одном простом воззрении на его благолепие рождает в смиренных душах благоговейные чувствования; но несравненно высшие чувства благоговения – как в служителях Церкви, так и в предстоящих и молящихся – может возбудить разумение таинственной силы и сущности церковных священнодействий. В совершающих безкровную жертву оно усиливает священный восторг, как естественное чувство вполне понятого священнодействия, а предстоящих с сокрушенным сердцем, перенося мысленно как бы в горние ангельские жилища, нечувствительно побуждает оставить в сладостном забвении всякое житейское попечение.

Многие благочестивые христиане искали средств к просвещению своего ума таким светом разумения и, не находя пособий, соответственных своим желаниям, принуждены были некогда почерпать общие сведения о Церкви, священнослужении и о всем, касающемся сих важных предметов, единственно из книги, давно изданной и именуемой «Скрижаль». Но в ней, как в таблице, содержащей только оглавление предметов с кратким их объяснением, не находили для своей жаждущей души достаточной для себя пищи. Во удовлетворение такой жажды христиан, желающих глубже вникнуть в церковные постановления, издается в свет сия «Новая Скрижаль», так названная не столько по значению слова той древней «Скрижали», сколько по сходству порядка и предметов, в ней содержащихся, со всевозможным при том изъяснением всего священнослужения и всех церковных утварей.

По разнообразию содержания, книга эта разделена на четыре части. В первой упоминается о Церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих, и проч.; во второй – о службах, положенных в священническом служебнике, и о постах; в третьей – о хиротониях, основании храмов и освящении тех же храмов и антиминсов; в четвертой – о молитвах и последованиях, содержащихся в требнике.

Из писателей, способствовавших своими объяснениями при сочинении этой книги, преимущественно были: Симеон, епископ Солунский или Фессалонитский, скончавшийся в 1428 году, святитель Герман, Патриарх Цареградский, которого память совершается 12 мая. Во многих местах служили пособием и некоторые другие Отцы Церкви, имена которых можно видеть при их свидетельствах, упоминаемых в этой книге.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА I:
ОБ ИМЕНАХ И СВЯТОСТИ ЦЕРКВИ

 

§1. ЧТО ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ

 

Слово «церковь» имеет два значения.

Во-первых, «Церковь» означает общество истинных христиан, по всему земному кругу рассеянных, и объемлет их, на каком бы месте и в какое бы время истинно верующие ни жили. Принимая в сем значении слово «Церковь», святитель Герман, Патриарх Константинопольский, называет ее «Телом Христовым» и «Христовою Невестою», которая очищена водою Святого Крещения, орошена честною Кровию Искупителя, брачно одеяна и запечатлена миром Святаго Духа. Сию-то Церковь, продолжает тот же святой Герман, Патриархи прообразовали, Пророки провозвестили, Апостолы основали, иерархи украсили и мученики прославили. Глава сей Церкви – Христос: потому что она управляется одним Законом Евангельским, воинствует под одним знамением Христовым и стремится к единой блаженной цели.

Во-вторых, церковь – есть храм Божий, или молитвенный дом, куда верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. В сем последнем значении слово «церковь» и принимается в настоящей книге, в которой имеют быть объяснены все части церкви, утвари и молитвы, в ней совершающиеся. Слово «церковь» – не русское, но происходит от греческого «κυριακν», что значит «дом Господень». Из сего, с переменою букв «κ» на «ц» и «υ» на «е», образовалось слово «церковь», которое тоже значит «дом, или храм, Господень». В самых российских словах многие буквы переменяются, например вместо «на реке» говорится «на реце», вместо «в человеках» говорится в «человецех» и проч.

 

§2. НАЗВАНИЕ ЦЕРКВЕЙ

 

Церкви, или молитвенные храмы, бывают многоразличны. Одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы, или одного из Лиц Троицы; другие – во имя Пресвятой Богородицы; а некоторые – во имя Ангелов, Апостолов или одного из иерархов, мучеников, святого или святой. Посему храмы и носят имена тех святых, которым они посвящены. Так мы говорим: пойдем к Троице, пойдем к Рождеству Христову, пойдем к такому-то святому, иерарху или мученику, то есть в храмы тех святых, именам которых они посвящены. Впрочем все эти храмы без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы. Все они одинаково освящаются Божественною Благодатию Отца и Сына и Святаго Духа, во всех одинаково совершаются священнические молитвы и все одинаково помазуются Божественным миром. Симеон, епископ Солунский, пишет (128 гл.): «Всякий храм посвящается Богу; это дом Его, и Он живет в нем; и раб Божий, которого имя носит храм, обитает в нем, как в своем жилище, невидимо является там духом, часто тут полагаются и мощи его, и он действует Божественною благодатию и силою».

 

Продолжение см. на стр. 9

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Крестный ход Екатеринбург – Кострома

    

     С 19 мая по 1 августа с. г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится пеший Крестный ход Екатеринбург – Кострома. Маршрут включает следующие населенные пункты: выход из Екатеринбурга, после Литургии, от Храма-на-Крови – 19 мая (в день рождения св. Царя-Мученика Николая Александровича), переход 10 км до Московского тракта, 20 мая – выход от храма сщмч. Петра Крутицкого, переход до Первоуральска, ночлег; Билимбай – 21-го, Первомайское – 22-го, Бисерть – 23-го, Кленовское – 24–26-го, Афанасьевское – 27-го, Ачит – 28-го, Новое село – 29-го; Пермский край: Алтынное – 30-го, Тюш – 31 мая – 1 июня, Енапаево – 2-го, Тюй – 3-го, Чернушка – 4-го, Куеда – 5-го, Талмаз – 6-го, Б. Уса – 7–9-го, Сосново – 10-го, Чайковский – 11-го; Удмуртия: Перевозное – 12–13-го, Завьялово (Ижевск) – 14–16-го, Никольское – 17-го, Нылга – 18-го, Вавож – 19-го, Водзимонье – 20-го; Кировская обл.: Кильмезь – 21–23-го, Шурма – 24-го, Уржум – 25–26-го; Марий Эл: Косолапово – 27-го, Сернур – 28–30-го, Нов. Торъял – 1 июля; Кировская обл.: Никулята – 2-го, Яранск – 3–4-го, Уртма – 5-го, Кикнур – 6-го, Тырышкино – 7-го; Нижегородская обл.: Мелешиха – 8-го, Бол. Широкое – 9-го, Ветлуга – 10–11-го; Костромская обл.: Печенкино – 12-го, Рождественское – 13–14-го, Шарья – 15–16-го, Шекшема – 17-го, Мантурово – 18-го, Карьково – 19–20-го, Никулино – 21-го, Макарьев – 22-го, Кадый – 23-го, Дымница – 24-го, Островское – 25-го, Судиславль – 26–28-го, Раслово – 29-го, Кострома – 30 июля– 1 августа. К Крестному ходу на любом его участке могут присоединиться все желающие.
     Возможны незначительные изменения в графике. По всем вопросам обращаться к руководителю Крестного хода Бардижу Андрею Анатольевичу (тел.: 8-962-964-42-03). Более подробную информацию смотрите на сайте: http://voskhozhdenie.ru.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник