ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Печальник и заступник Православной Руси

 


Потрет Патриарха Тихона
Худ. В.В. ШИЛОВ


Cвятитель Тихон родился в семье благочестивого сельского священника и с детства отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви, кротостью и смирением. Товарищи по учебе в Духовной семинарии и академии любили его за мягкий, искренне добрый и спокойный характер и в шутку прозвали «Патриархом», что явилось пророчеством о его будущем великом служении.

Желая всецело посвятить себя служению Богу, Тихон принял монашество. После окончания академии он преподавал в семинарии, а спустя несколько лет его возвели в сан епископа и направили в Америку, где он возглавил православную епархию. В разных местах приходилось служить святителю, но, где бы он ни находился, везде проявлялись его наилучшие человеческие качества, которые, в соединении с чистосердечным, непоказным благочестием, привлекали к нему любовь многих людей.

Когда на Поместном Соборе в 1917 году стали избирать Патриарха, имя Тихона, тогда уже митрополита Московского, было внесено в список кандидатов; окончательное же решение участники Собора решили предоставить Самому Богу. И после общей молитвы, с помощью жребия, Патриархом Московским и всея России был избран святой Тихон.

Это было очень тяжелое для Церкви и всего народа время. Большевики, захватившие в ноябре 1917 года власть, помимо многих других преступлений, закрывали храмы и монастыри; убивали, мучили, сажали в тюрьмы священников. Держали под арестом и много раз допрашивали как преступника и Патриарха Тихона. Он пытался увещевать нечестивых правителей, но они не слушали его, а еще больше озлоблялись. Однажды ночью подосланные ими разбойники ворвались к Патриарху и хотели застрелить его, но верный келейник заслонил собой святителя и вместо него принял мученическую смерть.

Почил святой Патриарх Тихон в 1925 году, не дожив до своего шестидесятилетия. Отходил он из земной жизни, осеняя себя крестным знамением, с тихой молитвой к Богу: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи!» После преставления Патриарх о нем, как о своем печальнике и заступнике, плакала вся Православная Русь.

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

 

Страдалец за иконопочитание

 

Преподобный отец наш и исповедник Евстафий, епископ Вифинийский, жил во времена иконоборцев, т. е. людей, отвергавших поклонение святым иконам. За почитание святых икон он принял от них угрозы, оплевания, биения, заключения в темницах, много видел мятежей и восстаний в своей пастве, был бит жезлами и палицами и, наконец, лишен епископства и осужден на изгнание. В изгнании провел святой много лет и был оскорбляем, озлобляем, лишаем, пребывал в алчбе, жажде и ноготе и в таких скорбях скончался. И не один Евстафий перенес такие муки от иконоборцев. Не только тысячи, но и тьмы православных за поклонение святым иконам перенесли от них то же, что и Евстафий.
Что же это значит, что так злобно относились иконоборцы к святым иконам? Уж не правы ли они были в отрицании их? Нет, братие, неправы, и это мы сейчас докажем им.
В Православном Богословии сказано: достоверное предание свидетельствует, что евангелист Лука, который был врачом и живописцем, писал и оставил после себя иконы Богоматери. В первых трех веках христианства, хотя употребление икон не так было всеобще, по тесным обстоятельствам Церкви, однако известно несомненно, что изображение Иисуса Христа было в употреблении. В IV веке с торжеством Церкви повсюду являются вместе с иконами Христа Спасителя и иконы святых Божиих, как благолепнейшее украшение храмов и предмет почитания. Святитель Василий Великий в слове по случаю памяти мученика Варлаама желает, чтобы сей мученик изображен был на доске, и вместе с ним венчающий его Иисус Христос. Святитель Афанасий Великий называет гордыми и глупыми тех, которые отвергают изображения святых. Далее, в несчастные времена иконоборства, когда было воздвигнуто страшное гонение на почитателей икон, догмат сей запечатлен был кровью многих великих и святых мужей Церкви – исповедников и, наконец, решительно утвержден общим голосом Церкви на Седьмом Вселенском Соборе, где провозглашено отлучение отметающим святые иконы и называющим их идолами.
Итак, неправы иконоборцы, отвергающие святые иконы и называющие их идолами. Мы не идолопоклонники и иконы почитаем, а не боготворим. Взирая на святые иконы, мы чтим их, возносясь мыслию к Богу и святым Его; но чтим не дерево, не краски, не искусство, но лики, и не сами по себе, но ради изображенных ими существ. Мы благоговеем и поклоняемся пред иконами, но поклонение свое относим к Богу и святым Его, нашим молитвенникам пред Ним. Пусть знают это иконоборцы и хулы свои на святые иконы и на нас, поклоняющихся им, прекратят. Аминь.

 

Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ

 

Пролог в поучениях. М., 1912.

 

 

 

 

19 марта / 1 апреля. Вторник.

Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Св. Иоанна исп. (1932). Прмц. Матроны (1938). Преп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мч. Панхария (ок. 302). Преп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

 

20 марта / 2 апреля. Среда.

Препп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796). Сщмч. Василия диакона (1938). Преп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мцц. Анатолий, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты исп., архиеп. Аполлониадского (ок. 813–820).

 

21 марта / 3 апреля. Четверг.

Преп. Иакова исп., eп. (VIII–IX). Сщмч. Владимира пресвитера (1931). Преп. Серафима Вырицкого (1949). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I–II). Свт. Фомы, Патриарха Константинопольского (610).

 

22 марта / 4 апреля. Пятница.

Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363). Мц. Дросиды, дщери Царя Траяна (104–117). Преп. Исаакия Далматского (IV).

 

23 марта / 5 апреля. Суббота.

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251). Сщмч. Макария пресвитера (1931); прмч. Илии, сщмчч. Василия, Стефана пресвитеров, прмцц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938); преп. Сергия исп. (1948). Преп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Мч. Василия Мангазейского (1600).

 

24 марта / 6 апреля. Неделя 5-я Великого Поста.

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преп. Марии Египетской (празднование в 5-ю Неделю Великого Поста). Преп. Захарии монаха. Свт. Артемия (Артемона), еп. Солунского (Селевкийского) (I–II). Сщмч. Владимира пресвитера (1920). Преп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Преп. Иакова исп., eп. (VIII–IX). Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

 

25 марта / 7 апреля. Понедельник.

Седмица 6-я Великого Поста (седмица ваий).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (1925). Преп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери, в Кремле (XVI).

 

26 марта / 8 апреля. Вторник.

Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Мц. Параскевы (1939). Сщмч. Иренея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, Царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Преп. Малха Сирийского (IV). Преп. Василия Нового (ок. 944).

 

27 марта / 9 апреля. Среда.

Мц. Матроны Солунской (III–V). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Преп. Иоанна прозорливого, Египетского (ок. 395).

 

28 марта / 10 апреля. Четверг.

Преп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Преп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Св. Николая исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Преп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

 

29 марта / 11 апреля. Пятница.

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364). Св. Михаила исп., пресвитера (1933). Преп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Препп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.

 

30 марта / 12 апреля. Лазарева суббота.

Воскрешение прав. Лазаря. Преп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до P.X.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Преп. Иоанна безмолвника (VI). Преп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).

 

31 марта / 13 апреля. Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Преп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418–424). Преп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).

 

1 / 14 апреля. Страстная седмица. Великий Понедельник.

Преп. Марии Египетской (522). Преп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Преп. Варсонофия, старца Оптинского (1913). Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Преп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник