ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Свет Православия и исповеднического
подвига в картинах Павла Корина

 

 


«Реквием. Русь уходящая». Эскиз, 1935–1959 годы

 

В № 17 (89) «ПК» мы писали о выставке великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова, которая проходила в Государственной Третьяковской галерее с апреля по август прошлого года. А с конца ноября до конца марта с. г. Третьяковка порадовала посетителей экспозицией полотен ученика Михаила Васильевича – Павла Дмитриевича Корина. Экспозиция представляет собой спецпроект, посвященный картине художника «Реквием. Русь уходящая» – одному из самых грандиозных и загадочных художественных замыслов ХХ века, который так и остался невоплощенным. В галерее впервые был выставлен весь корпус портретов, этюдов и эскизов к полотну, включая предназначавшийся для него крупноформатный холст.

 

Михаил Нестеров и Павел Корин – художники, на произведениях которых выросло наше поколение. Самой известной работой Нестерова, пожалуй, можно назвать картину «Видение отроку Варфоломею», а наиболее знакомым полотном Корина – ростовой портрет святого благоверного великого князя Александра Невского. Но в советское время доступ ко многим творениям обоих мастеров был затруднен в силу того, что они воспевали Православие; репродукции их картин на религиозную тему стали печататься в журналах и альбомах лишь в конце 80-х годов. Поэтому мы не могли не воспользоваться появившейся возможностью посмотреть религиозную живопись Павла Дмитриевича.

П.Д. Корин (1892–1967) происходил из рода палехских иконописцев. Его живописный гений развился под заботливым вниманием и попечением М.В. Нестерова. И Корин продолжил дело своего учителя – он тоже отражал на холстах духовную красоту Святой Руси. Однако оба художника жили и исполняли свою миссию в эпоху гонений на Православие. Но если большая часть творческой жизни Нестерова пришлась все же на время самодержавной Российской Империи, то Корин жил и писал при безбожных властях и в эпоху т. н. хрущевской «оттепели», обернувшейся для православных новыми скорбями.

Написать полотно «Реквием. Русь уходящая» Павел Дмитриевич задумал в 1925 году, присутствуя на погребении Святейшего Патриарха Тихона, где он увидел собравшуюся воедино Святую Русь: ее будущих мучеников, исповедников и подвижников благочестия. Мастер эпического склада, Корин не мог не поразиться величию представшей перед его взором картины и впоследствии всю жизнь пытался воссоздать в творчестве ее фрагменты. В результате подготовительных работ к задуманному полотну сформировался цикл из 29-ти портретов, эскизов-вариантов композиции, этюдов интерьеров Успенского собора Московского Кремля. Все было готово для воплощения замысла художника: огромный загрунтованный холст (551 на 941 см), представленный в экспозиции, десятилетиями стоял нетронутым в его мастерской, знакомые художники-монументалисты убеждали: «Павел Дмитриевич, давай напишем картину. Мы тебе поможем». Но Корин тактично избегал этой темы. О мотивах такого его поведения сегодня можно только догадываться. Один искусствовед высказал предположение, что картина осталась ненаписанной, поскольку уже не соответствовала реальности. Она носила название «Русь уходящая», но Церковь Христова пережила эпоху ожесточенных гонений и продолжает вместе с русским народом нести тяготы и лишения на пути в Царствие Небесное.

Экспозиция начинается портретом священномученика Иоанна Рождественского (1872–1922), настоятеля приходской церкви села Палеха, создавшего на своем приходе духовный и культурный центр. В 1922 году выездная сессия Верховного трибунала ВЦИК приговорила отца Иоанна к расстрелу. В лике святых он был прославлен на Юбилейном Соборе 2000 года, в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Примечательно, что священномученик Иоанн, будучи настоятелем Крестовоздвиженской церкви, изображен на портрете с крестом в руках; и согласно вековым иконописным традициям мученики на иконах также держат в руках кресты. Таким образом, портрет стал своеобразным предвидением художника. Мастер смог удачным выбором композиции при использовании минимальных выразительных средств передать душевные переживания будущего священномученика. Этот портрет, правда, стоит особняком, поскольку не относится к циклу «Реквием».

Интересен тройной портрет, изображающий послушницу (Софию Михайловну Голицыну (1903– 1982)), неизвестную инокиню и монахиню (Марию Николаевну Елагину (? – начало 1930-х)). Художник отобразил три возраста русского женского монашества: юный, средний и пожилой, и все героини должны были войти в композицию «Реквиема».

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

     1. Черниговский пер., д. 9 / 13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);

     2. Звенигородское шоссе, д. 4, ТЦ «Электроника на Пресне», м-н «Детский мир»,
2 этаж, книжная лавка газеты «Русский вестник» (м. «Улица 1905 года»);

     3. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18 / 15, «Казачья лавка» (м. Волжская).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник