ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

2. ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА КРИТИКИ
НА ПРИЗНАК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ
БОГОУСТАНОВЛЕННОСТЬ
ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

Склонялся перед всемогуществом истинного Бога, сообразовал свои действия с Его волею и языческий царь Дарий Мидянин. Он так любил и почитал пророка Даниила, что сделал его первым из верховных своих сатрапов. Он очень опечалился, когда из-за козней врагов Даниила последний был брошен в львиный ров. После этого Дарий отказался от пищи и всю ночь не мог заснуть. Когда же он увидел Даниила совершенно невредимым во рве от хищных зверей, то чрезвычайно обрадовался его чудесному спасению, повелел тотчас его вынуть из рва и бросить туда его врагов с их женами и детьми. Тогда Дарий обратился ко всем своим подданным с воззванием: От лица моего заповедася заповедь сия во всей земли царства моего, да будут трепещуще и боящеся от лица Бога Даниилова, яко Той есть Бог живый, и пребываяй во веки, и Царство Его не разсыплется, и власть Его до конца. Подъемлет и избавляет, и творит знамения и чудеса на небеси и на земли, Иже избави Даниила от уст львовых (Дан. 6, 26–27).

Еще более преклонялся перед истинным Богом и повиновался Его Божественной воле Кир, царь персидский. В Священном Писании он изображается орудием Божественного промышления об избранном израильском народе. В первой книге Ездры говорится: В лето первое Кира царя персскаго, да исполнится слово Господне от уст Иеремииных, воздвиже Господь дух Кира царя персскаго, и повеле проповедати во всем царствии своем, и писаньми, глаголя: сия глаголет Кир царь персский: вся царства земная даде мне Господь Бог небесный, и Той повеле ми, да созижду Ему дом во Иерусалиме, иже во Иудеи. Кто в вас от всех людей Его, и будет Бог Его с ним, и да взыдет во Иерусалим, иже во Иудеи, и да созиждет дом Богу Израилеву (1 Ездр. 1, 1–3; ср.: 4–11; 2 Пар. 36, 22–23). А в книге пророка Исаии Кир, царь персидский, даже называется помазанником, о чем мы говорим в своей книге (см.: Ин. 45, 1, 5, 13) (Русская идеология. София, 1939. С. 94–95).

Как видим, приведенные богооткровенные свидетельства не дают права отрицать богоустановленность власти языческих царей, так как власть многих из них определялась послушанием Божественному гласу (см.: 1 Цар. 15, 22–23).

В другом месте критической статьи сказано, что «о богоустановленности можно говорить только в отношении царя – помазанника, а не просто царя единодержца или самодержца» (П.С.Л. К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2–3. С. 96).

Но и это мнение противоречит Священному Писанию. В Библии имеется много свидетельств о богоустановленности языческой царской власти, как таковой, не освященной Таинством святого Миропомазания.

Пророк Даниил, имея в виду вообще царей и, в частности, языческого царя Навуходоносора, говорит: Той [Бог] пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет (Дан. 2, 21). Лично царю Навуходоносору пророк Даниил сказал: Ты царю, царь царей, емуже Бог небесный царство даде крепкое, и державно и честно. Во всяком месте, идеже живут сынове человечи, и зверие польстии, и птицы небесныя, и рыбы морския дал есть в руку твою, и поставил тя властелина всем <...>, владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е (Дан. 2, 37–38; 4, 14; ср.: 4, 22, 29).

А царю Валтасару, сыну Навуходоносора, перед его гибелью, пророк Даниил говорил: Царю! Бог Вышний царство и величество, и честь и славу даде Навуходоносору отцу твоему <...>. И егда вознесеся сердце его <...>, сведеся от престола царства <...> и от человек отгнася, <...> и житие его с дивиими ослы, и травою аки вола питаху его, <...> дондеже уразуме, яко владеет Бог Вышний царством человеческим, и емуже хощет, даст е (Дан. 5,18, 20–21).

Желая показать, что вообще царская власть происходит от Бога, книга Притчей от лица Божественной Премудрости говорит: Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду (Притч. 8, 15).

В книге Иова говорится, что Господь посаждаяй цари на престолех и обвязуяй поясом чресла их (Иов. 12, 18). Слышите убо, царие, и разумейте <...>, – обращается к царям составитель книги Премудрости Соломоновой, – яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго (Прем. 6, 1–3).

Все эти библейские свидетельства о богоустановленности царской власти вообще, и у языческих народов в частности, находят для себя прекрасное подтверждение на словах апостола Павла: Несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

 

Собиратель Руси

 


Вел. кн. Иоанн Даниилович.
Портрет из «Титулярника», 1672 год

 

Иоанн I Даниилович (Калита, Добрый) (в схиме – Анания) – великий князь Московский (1325–1341), великий князь Владимирский (1328–1341), князь Новгородский (1328–1337), из рода Московских великих князей, сын святого благоверного князя Даниила Московского, внук святого благоверного Александра Невского.

Свое прозвище Иоанн Калита получил, скорее всего, от привычки всегда носить с собой кошелек («калиту») для раздачи милостыни бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Впервые Иоанн Даниилович упоминается в Новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века он княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В 1303–1325 годах Иоанн Даниилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Данииловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. А после гибели брата в 1325 году занял великое княжение в Москве.

Времена правления Иоанна Калиты были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Великий князь обезпечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие хана Узбека. «Перестали поганые воевать Русскую землю, – писал летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Именно при Иоанне Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города, и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иоанн Даниилович заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Князь также добился того, чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси.

Митрополит Московский Петр помогал Иоанну Калите в проведении политики централизации русских земель. Летописцы свидетельствуют, что Иоанн избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил свое второе прозвище – Добрый.

При Иоанне Данииловиче также были построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве – Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь переместился на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

Почил великий князь Иоанн 31 марта 1340 года, перед смертью приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе, построенном при его княжении.

 

По материалам сайта http://vidania.ru

 

 

Календарь монархиста

с 19 марта/1 апреля по 1/14 апреля

 

23 марта / 5 апреля:

– в 1801 году восшел на Престол Император Александр I Павлович.

 

24 марта / 6 апреля:

– в 1155 году на Киевский Престол вступил князь Юрий Долгорукий.

 

25 марта / 7 апреля:

– в 1479 году родился великий князь Московский Василий III Иоаннович, во Святом Крещении Гавриил, в схиме Варлаам, Августейший отец первого Русского Царя Иоанна IV Васильевича (Грозного);

– в 1753 году Императрицей Елизаветой I была отменена смертная казнь в России.

 

27 марта / 9 апреля:

– в 1111 году объединенное войско русских князей Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича Мономаха победило половцев у реки Салницы. Мономах сражался как истинный герой. Летописец говорит: «Ангел свыше карал половцев, и головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю. Бог всегда невидимо помогает храбрым»;

– в 1462 году почил великий князь Василий II Васильевич (Темный). На Престол вступил Иоанн III Васильевич;

– в 1793 году произошло присоединение к Российской Империи древних русских земель Волыни, Подольской и Минской губерний;

– в 1795 году были присоединены Курляндия и Семигалия.

 

31 марта / 13 апреля:

– в 1340 году почил великий князь Иоанн I Даниилович (Калита).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник