ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ…» СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Правила Церкви – ограда веры

16 февраля / 1 марта – Неделя 1-я Великого Поста.
Торжество Православия

 

 

 

Вера для человека составляет величайшее, ни с чем не сравнимое сокровище. Она – дар живой и небесный. Тысячекратно счастлив тот, кто сохранил веру; жалок и беден тот, кто ее расточил, потерял или легкомысленно уничтожил. Чтобы не потерять веру, от человека требуется зоркая осторожность.

Люди, у кого есть сокровища и драгоценности земные, обыкновенно прячут их от похищения в безопасном месте, берегут за надежными замками. Запорами и оградой веры служат разнообразные христианские установления, правила и обычаи. Отцы и деды наши соблюдали веру; они берегли и набожно хранили православные установления. Мы же, их потомки, на разные христианские обычаи или смотрим холодно до пренебрежительности, или же совсем их зачеркиваем как необязательные, вовсе безполезные для нашей нравственной цели.

Укажем на некоторые довольно поразительные в этом случае явления.

Прежде всего, укажем на общественное богослужение в дни воскресные и праздничные. В не очень далекие времена, на нашей памяти, не быть за обедней в воскресный и праздничный день считалось не только грехом, но стыдом и позором. В праздник все шли в церковь, не только взрослые, но и немощные старцы; младенцев туда несли на руках. Присутствие в храме Божием для наших предков составляло обязательнейшее из дел. Но теперь совсем иное. Немногие семьи могут заявить, что они безопустительно присутствуют на воскресных и праздничных богослужениях. Напротив, множество семейств может признаться в том, что под воскресенья и накануне праздников их члены совершенно свободно посещают целонощные зрелища, игры и забавы, после которых, разумеется, физическая усталость не позволяет даже и мысли об участии в общественной молитве. Да и что пользы такому богомольцу, который, не освободившись от груза всякого рода чувственных наслаждений, явился бы в церковь, где молитвы и песнопения полны задушевно умилительными просьбами о помиловании, о спасении души, об исцелении душ озлобленных, бедствующих и нуждающихся в Божией милости и Божией помощи? В храме Божием идет воскресная служба, к которой зовет громкий призыв колоколов, но этот призыв глухо отзывается в сердце беззаботных...

Обычай пропускать воскресные и праздничные службы вошел в такую силу, что наше молодое поколение к нему привыкло. В глазах большинства это не кажется преступным, а между тем на самом деле с этим обычаем сломалась значительная ограда нашей веры. Не в диковинку встретить у нас так называемых ученых людей, которые позабыли уже главный состав наших общественных богослужений. Они путают молитвы литургийные с молитвами всенощной, путают числа праздников, забывают значение праздников. Таким образом, в делах Православной веры некоторые бояре стали на одну линию с неграмотными простецами; и тот, и другой в области Православия – как в темном, безвестном лесу.

Другое учреждение церковное – посты. Тягостно даже говорить, во что они обратились во многих православных христианских семьях! Образовалось разделение столов и трапез: обеды скоромные, обеды рыбные, безрыбные. Это разделение само по себе уже есть раздробление взглядов и убеждений на установление поста. В суждениях об установлении поста слышится то явное, нескрываемое негодование на пост, который будто бы несовместен с духом свободы христианства, то какое-то снисходительное отношение к посту: одни не признают поста, другие измышляют свое деление поста, дают ему свой устав, третьи, желая не оскоромиться, пускаются в истинное сластолюбие – множеством разнообразных блюд стараются облегчить немощи свои... Трудно даже сказать, много ли найдем лиц, которые твердо держатся убеждения православно-христианского, что не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4).

Легкомысленные воззрения на пост расшатывают его установления в православном обществе. Расшатывая пост, ослабляют самую веру. Известно, что если неприятель, осаждая крепость, заметит в ней хоть маленькую брешь, он усилит все свои средства, чтобы нанести чрез это слабое место возможно больший вред всей крепости. Так и в делах веры: враг нашего спасения чрез ослабление поста в христианском обществе не преминет сделать более успешные нападения. После ослабления и нарушения нами поста – что может препятствовать нам нарушить и евангельские заповеди, и так далее? Ведь все преступления начинаются с малого и уже потом опытностью доходят до большего и ужасного: в морозный холодный день за несколько часов через открытое малое отверстие можно остудить самое теплое помещение. Так в тяжелое, смутное время постепенно совершается утрата религиозных начал: сперва отрицается малое, а потом больше, а потом уже все святое, благочестивое и священное.

Говорят, что хотя в наше время народ мало ходит в церковь, что хотя мало или совсем не постится, зато в нашем обществе более, чем прежде, развит дух христианства; евангельские заповеди, проповедуемые Церковью отвлеченно, вошли в дух, цели и деятельности общества. Где же и в чем состоят плоды этой веры? Мы видим, что общественные и частные силы погружены в заботы о жизненных удобствах: всюду широкое требование, широкие и безграничные потребности, а отсюда – ненасытная жажда корысти, прибыли, барыша, всюду погоня за богатством, за добычей... Между тем заповедь евангельская ясна и проста: что пользы человеку, хотя бы он, если бы то было возможно, приобрел целый мир, а душу свою потерял (см.: Мк. 8, 36), – душу, которую ему ничем не выкупить из вечных мук адских?

Далее, всюду нынче проповедуют гражданскую честность, а между тем то и дело слышится про лихоимство, про кражу общественных, государственных и казенных сумм. Христианство проповедует общую честь человеческую, оно просто говорит: живи своим, не бери чужого, не завидуй имущему, будь доволен тем, что имеешь по закону Божию и человеческому.

Далее, кому же неизвестны у нас расточительность и мотовство? С каждым ветром меняются моды платьев, уборов и нарядов. Кому неизвестно у нас искажение вкуса в забавах и развлечениях? Это, разумеется, не признак усвоения нами веры, а те тусклые факелы, видя которые, мы знаем, что позади их шествует погребальная, печальная процессия...

Как бы ни было, а нам, православным христианам, не следует забывать и оставлять благочестивых обычаев своих отцов. Для этой цели теперь время самое благоприятное. Пост святой Четыредесятницы только что начался: можно попривыкнуть к добрым делам, если захотим. Пост – дело святое; в это время Церковь все свои меры употребляет для того, чтобы оживотворить нас верою и возбудить в нас чувство раскаяния и исправления. Аминь.

 

Протоиерей
Валентин АМФИТЕАТРОВ

 

Великий Пост.
Духовные поучения. М., 2003.

 

 

СТАТИСТИКА ||
Как нам жить в согласии с совестью?

    

      «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) выяснил, как за последние 25 лет в России изменились жизненные приоритеты, взгляды на семью, рождение детей и супружеские измены.
     Исследование показало, что ныне, как и в прошлом, подавляющее большинство респондентов видит первостепенными задачами в жизни создание хорошей семьи (94%), воспитание детей и обезпечение их будущего (95%). В то же время 95% отметили особую ценность здоровья (в 1989 г. об этом говорили 82% участников опроса). С 75% до 90% увеличилась доля тех, кто считает крайне важным жить в согласии с совестью.
     Однако отношение к «гражданскому браку» в нашем обществе за четверть века почти не изменилось: вполне приемлемой подобную форму отношений, к сожалению, называет большинство респондентов (81% в 2014 г., 72% в 1989 г.). Только 16% видят сожительство вне брака недопустимым (в 1989 г. – 18%). Аналогичная ситуация наблюдается и в восприятии матерей-одиночек, родивших не замужем: 87% относятся к ним с пониманием (в 1989 г. – 84%). Еще одна печальная тенденция – незнание действительного смысла создания семьи, который, согласно учению Слова Божия, состоит в рождении и христианском воспитании чад. Так, супругов, не желающих иметь детей, сегодня осуждают меньше, чем раньше: с 33% до 18%. Лояльность к ним проявляют 3/4 респондентов (79%). Об изменах в семье в наши дни судят практически так же, как и во времена перестройки, и это суждение, увы, далеко от идеалов христианской нравственности. К неверным супругам с порицанием относятся лишь 39%; женщины в этом вопросе настроены более категорично (46%), чем мужчины (32%).
     Какие выводы можно сделать по результатам данного исследования? Выходит, что люди в России осознают непреходящую ценность «малой Церкви» – семьи, имеют стремление жить «в согласии с совестью». Однако осознания того, что т. н. «гражданские браки», блудные сожительства (ведущие к появлению матерей-одиночек), супружеские измены – это смертные грехи, удаляющие человека от Бога, Источника всех благ, как душевных, так и материальных, пока нет.
     На второй извечный русский вопрос – что делать? – подвижник благочестия наших дней приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и ладожский Иоанн (Снычев) отвечал так: «Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить? <…> Прежде всего – надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое – душу человека – от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: „Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы“ (Мф. 11, 28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой, и тогда – силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия».


По материалам http://christian-spirit.ru

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник