ПОЛЕМИКА | «БЛЮДИТЕ УБО...» | СТРАНИЦА 8 |
Окончание. Начало см. в № 4 (124)
ВСЕГДАШНЯЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
СВЯТЫХ КАНОНОВ ЦЕРКВИ
Посмотрим, каким образом профессор обосновывает свое кощунственное утверждение, которое сродни хуле на Духа Святаго, о мнимой недействительности в наши дни правил Вселенских Соборов. Проанализируем по порядку все его четыре довода.
<…> Доказательство второе. А.И. Осипов говорит: «Я помню, мы долго занимались, была комиссия у нас Синодальная, высшая – одна была. Когда мы посмотрели на эти правила многие – отлучают от Причастия за некоторые грехи на пять лет, на 10 лет, на 25 лет, до конца жизни… Вы слышите? Попробуйте сейчас применять эти правила! Так что имейте в виду: это просто неприменимо! Сейчас – это человека просто отторгнуть от Церкви, и он во веки веков не придет».
Такие рассуждения – яркий пример погибельности, недопустимости решения духовных вопросов собственным разумом. По логике плотского ума, если современный человек, принявший Крещение без постижения основ веры и правил христианской жизни (а именно так крещается ныне подавляющее большинство людей), в последующем придет в храм, то его не надо спрашивать о содеянных смертных грехах, иначе в соответствии с правилами придется налагать многолетний запрет на Причащение. Но как отлучать от главного Таинства, если человек еще только-только обретает свою дорогу в храм? Значит, его нужно не отлучать, а оглашать. На практике же не только не оглашают, но даже не интересуются, как он прожил прошедшие после Крещения годы – якобы чтобы не отпугнуть. По этой причине у людей полностью утрачивается понятие о смертных грехах, а их перечня в виде епитимийного номоканона уже не существует, хотя такой имелся и применялся в Церкви в прошлые века. И теперь новообращенный сразу получает отпущение ряда своих малосущественных и (или) нескольких тяжких грехов, оставляя за душой еще множество неосознанных и любимых, в том числе и смертных, и – допускается до Причастия. В оправдание такой практики приводится довод, что «если не допустить, то он больше совсем не придет». Но причащение человека, не знающего основ веры, разделяющего какие-то еретические взгляды, имеющего искаженные представления и Боге и не желающего расставаться со смертными грехами, с любимыми страстями, – разве не послужит ему в осуждение?!
Так как же быть с длительными сроками епитимий за смертные грехи в наши дни? Неужели нужно совсем упразднить касающиеся этого вопроса правила Святой Церкви, как предлагает А.И. Осипов? Чтобы, доверившись самомнению, не допустить трагической ошибки, обратимся за разъяснением к Святым Отцам. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Но которые не знают таинства христианства, каковы наибольшая часть из таких крещеных, которые именуются, как крещеные, христианами, но не оглашены христианским учением и совсем остаются неведающими и, скажу так, непросвещенными (Крещением просвещены, но не просвещены ведением), потому что не знают и не разумеют воистину, в чем состоит таинство христианства, – так, когда таковые, каясь, исповедают грехи свои, соделанные ими по Крещении, то их не должно слишком вязать на духу и возлагать на них тяжелые епитимии, потому что это не будет для них полезно, так как они, будучи не научены и не просвещены и не имея ведения о тайне Христа, не могут восчувствовать, как должно, этих вязаний и епитимий. Они в неведении веровали, в неведении и грешили, и поскольку без разума грешили, то не могут как должно уразуметь разумность духовного их врачевания. Итак, как для тех, которые научены и просвещены и знают таинство христианства, по мере их знания и греха, т. е. судя по тому, какое имеют ведение и знание о таинстве христианства и сколь тяжкий учинили грех, потребны и обязания, и врачества, и прижигания, и злострадания, т. е. посты, бдения, долулежания, коленопреклонения и прочее; так для тех, которые не знали и не были научены таинству христианства, потребны наперед научение, оглашение учением веры и просвещение и потом уже канонические епитимии, ибо неразумно вязать и прижигать, т. е. налагать по правилам епитимию на немогущего восчувствовать то, как несмысленно лечить мертвого» (Слово 37).
Преподобный Симеон сравнивает епитимию с лечением, поэтому и говорит, что «несмысленно лечить мертвого», но нужно прежде оживить его через «научение, оглашение учением веры и просвещение», помня, что только правильным, неложным покаянием восстанавливается утраченная благодать Крещения. Слова Святого Отца ясно опровергают второй довод Алексея Ильича: тех, кто был крещен без оглашения, нужно прежде огласить, т. е. преподать им основные понятия веры и правила христианской жизни, в том числе подробно рассказать о грехах и страстях и научить борьбе с ними, но никак не отменять правила Церкви о епитимиях за смертные грехопадения, потому что наученные и принявшие благодать, но согрешившие смертно, должны понести епитимию как лечение от своей добровольной болезни. Сроки же епитимий могут изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств – об этом говорит 102-е правило Шестого Вселенского Собора.
Доказательство третье. А.И. Осипов утверждает: «Они (правила, – С.М.) принимались в Византийской Империи, которая вся была православной, и поэтому решения Собора рассматривались точно так же, как законы государственные. Например, осуждалась ересь – и все, кто принадлежал к ней, изгонялись из Империи или сами бежали, чтобы не попасть в тюрьму. Попробуйте это применить сейчас! Надо изгнать всех атеистов, правда? Всех иноверных, инакомыслящих…»
Такими «доводами» профессор пытается убедить нас в том, что «многие» правила святых Соборов невозможно считать имеющими силу в настоящее время – якобы потому, что они были приняты в государстве православном, а у нас Церковь от государства отделена. Однако пример с выдворением еретиков не подтверждает этой мысли Осипова, поскольку в правилах Соборов ничего не говорится о прямых гражданских санкциях, и никаких указаний гражданской власти Соборы Отцов не давали. В чем же, в таком случае, заключается проблема, если в канонах вовсе не имеется предписаний о необходимости изгнания из государства неверующих и неправоверующих?
Но посмотрим, многие ли правила затрагивают отношения Церкви с православным Царем и с православной государственной властью. Оказывается, таких канонов всего 15. Часть из них вполне применима и к неправославным властям, а прочие не могут употребляться в наши дни по объективной причине – из-за отсутствия субъекта права, т. е. православного Государя, Помазанника Божия. Однако отсюда не следует, что эти правовые нормы нужно немедленно упразднять, ибо это обстоятельство может измениться – именно так учат Святые Отцы, ожидавшие возрождения православной монархии, что засвидетельствовано в пророчествах.
В свете вышесказанного понятно, что абсурдно проводить ревизию правил, касающихся субъектов, существующих в настоящее время. Поэтому и третий аргумент А.И. Осипова не подтверждает «справедливости» его слов о недействительности канонов.
Доказательство четвертое. «Как Христос поступал в этом отношении? – вопрошает Алексей Ильич и отвечает, – Он прямо как нарочно берет и исцеляет в субботу. В субботу исцеления непрерывно, как нарочно! А Он говорит: „Не человек для субботы, а суббота для человека“. <…> Но, оказывается, даже в этих Соборах, которые приняты Церковью, далеко не все правила могут быть применимы, поскольку меняются, радикально меняются условия жизни, в которых существует Церковь».
От этого заявления маститого профессора веет революционным протестантским задором. Он предлагает относиться к святым правилам Соборов так же, как Христос относился к запретам о дне субботнем. Но это, безусловно, сравнение неправомерное: попрание церковных правил повлечет за собой искажение догматов, возникновение новых и возобновление старых ересей (например, того же лжеучения Целестия). Такой смелый подход к святоотеческим соборным постановлениям, утвержденным Святым Духом, может затем распространиться и на заповеди Христовы: нравятся – принимаем, не нравятся – отвергаем. И, толкуя их по своему усмотрению, православные скатятся до протестантизма. Кто возглавит эту современную реформацию, что это будет за «новейший завет» и с кем? Уж не с антихристом ли?
Примеры произвольного изъяснения А.И. Осиповым в угоду своим воззрениям заповедей Христовых уже есть, но это отдельная тема. Думается, что всякому нетеплохладному христианину понятно, что пересматривать отношение к правилам святых Соборов в связи с «радикальным изменением условий жизни, в которых существует Церковь», недопустимо. Таким образом, и четвертый тезис профессора – ложный.
Итак, все три оправдания А.И. Осипова, прозвучавшие в его ответе на обвинение в ереси, опровергнуты. Очевидно, что Алексей Ильич возродил осужденную 1-м и 4-м правилами Третьего Вселенского и 124-м правилом Поместного Карфагенского Соборов ересь Целестия, – неправо учащую, что некрещеные младенцы наследуют рай.
В заключение отметим также, что все ссылки А.И. Осипова на Святых Отцов, якобы подтверждающие правоту разделяемого им лжеучения, выдернуты из контекста и в его трактовке приобрели неверный смысл.
Искренне сожалеем о глубоком заблуждении заслуженного профессора МДА и желаем ему как можно скорее осознать свое уклонение в смертный грех ереси, публично признаться в нем и покаяться перед Богом и верными чадами Святой Церкви.
Сергей Михайлович
МАСЛЕННИКОВ