ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР»
И ЕРЕСЬ «ВОСТОЧНОГО ПАПИЗМА»

 

 


Инициатор т. н. «Всеправославного собора»
Константинопольский Патриарх Варфоломей

с папой римским Франциском

 

Мы продолжаем рассматривать темы намеченного на следующий год т. н. «Всеправославного собора» и предлагаем вниманию читателей прозвучавший на конференции православно-патриотических СМИ «„Восьмой вселенский собор“ и его вопросы» доклад отца Александра Павлова. Автор разбирает наиболее сложные, незнакомые и непонятные многим простым верующим проблемы – православная диаспора, церковные автокефалия и автономия и диптихи, разъясняя основную причину включения этих тем в соборную повестку.

 

Инициаторы предстоящего в 2016 году «Всеправославного собора» отвели первые четыре важнейших пункта в каталоге его тем следующим вопросам:

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ;

2. Процедура признания статуса церковной автокефалии;

3. Процедура признания статуса церковной автономии;

4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.

Нельзя не заметить, что все обозначенные темы составляют различные стороны одной и той же проблемы – так называемого «восточного папизма».

«Восточный папизм» – это теологическая доктрина, возникшая в начале XX века и служащая для оправдания и обоснования стремления Константинопольских Патриархов подчинить своей власти все остальные Поместные Православные Церкви. Основоположником данного учения считается Константинопольский Патриарх-масон Мелетий (Метаксакис) († 1935).

Православную позицию по этому вопросу выразил святитель Тихон, Патриарх Московский († 1925). В 1924 году он писал: «Священные Соборы за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти».

Проблему «восточного папизма» удобнее рассмотреть на конкретных примерах.

Так, 10 апреля 1970 года Синод Русской Православной Церкви в соответствии с канонами и исторической практикой церковной жизни даровал автокефалию своей Североамериканской митрополии, из которой образовалась Православная Церковь в Америке (ПЦА).

Несмотря на традиционный характер деяния, Фанар (квартал в Константинополе, где находится резиденция Константинопольского Патриарха, – примеч. ред.) отнесся к нему негативно. Еще 8 января 1970 года, когда велись переговоры, Константинопольский Патриарх Афинагор († 1972) обратился к Предстоятелям всех Поместных Православных Церквей со специальным Посланием, в котором охарактеризовал намерение русского Синода как «ниспровержение существующего церковного порядка», могущее внести путаницу и превышающее полномочия РПЦ. Он предложил не признавать дарование Русской Церковью автокефалии ПЦА и создать специальную комиссию Постоянной Конференции канонических епископов в Америке, поручив ей разработку плана создания Автокефальной Церкви в Америке.

17 марта того же года Московский Патриарх Алексий I († 1970) обратился к Константинопольскому Предстоятелю с «братским и справедливым разъяснением». В ответном Послании от 24 июня Патриарх Афинагор коснулся двух ключевых вопросов – о власти, имеющей право предоставлять автокефалию, и об условиях для дарования этого статуса. Такой властью он назвал всю Церковь в лице «Всеправославного собора» под председательством Константинопольского Патриарха. Т. е. по сути право предоставления автокефалии, по мнению Патриарха Афинагора, должно принадлежать Константинополю. Условиями же такого шага были определены выраженное мнение всего духовенства и народа Церкви-дочери, суд матери-Церкви и согласие всей церковной полноты – опять же в лице руководимого Константинополем «Всеправославного» собрания.

Чтобы понять, в чем состоит неправота такого взгляда на рассматриваемый вопрос, уясним для начала, что представляет собой автокефалия Церкви.

Слово «автокефальный» – греческого происхождения и составлено из двух частей – «аутос» – сам и «кефал» – глава. Этот термин применяется по отношению к церковным организациям, которые имеют независимую высшую власть. По церковным канонам сущность автокефалии состоит в рукоположении епископов Автокефальной Церкви своими епископами: «Обрати внимание, – пишет известный канонист Феодор Вальсамон, толкуя 2-е правило Второго Вселенского Собора, – что по этому правилу все митрополиты провинций были автокефальны и были рукополагаемы своими Соборами».

Вселенские Соборы действительно не раз рассматривали вопросы о предоставлении автокефалии. Но в древности же бывали и прецеденты, когда Церковь-мать без специального решения Вселенского Собора предоставляла автокефалию Церкви-дочери. Так, в 457 году Антиохийский Патриархат даровал автокефалию Иверской Церкви, и это не встретило возражений у Святых Отцов Вселенских Соборов.

 


Встреча Патриарха Варфоломея
с президентом США Б. Обамой

 

Но вернемся к нашему примеру. Итак, в 1970 году, не оглядываясь на папистские амбиции стамбульского Патриарха, Священный Синод РПЦ предоставил автокефалию Православной Церкви в Америке. Тогда же им была дарована и автономия Японской Православной Церкви.

Слово «автономия» тоже греческое, происходит от «аутос» – сам и «номос» – закон. Автономная Церковь отличается от автокефальной ограниченной самостоятельностью. Церковь-дочь получает от Церкви-матери устав. В определенной уставом границе автономная Церковь самостоятельно управляет своей внутренней жизнью.

Все соображения стамбульских Патриархов по поводу автокефалии (выраженные в вышеупомянутом Послании Патриарха Афинагора) относятся и к предоставлению автономии. Т. е. представители Фанара убеждены, что автономию может даровать только «Всеправославный собор» или же Константинопольский Патриарх, что, опять же, не находит подтверждения в церковном законодательстве и истории.

В заключение своего Послания от 24 июня 1970 года Патриарх Афиногор призвал РПЦ устранить «создавшееся каноническое замешательство», а в противном случае пригрозил рассматривать ее деяния по предоставлении автокефалии и автономии «как не бывшие». Эти угрозы были исполнены: в диптихе Константинопольской Церкви до сих пор отсутствуют Православная Церковь в Америке и Японская Православная Церковь.

Диптих – это список имен, поминаемых во время Литургии в Православной Церкви. Это слово происходит от греческого «диптихос», что переводится на русский язык как «сложенный вдвое». Первоначально так назывались употреблявшиеся греками и римлянами таблички-книжки для записи, представлявшие собой две соединенные друг с другом деревянные, костяные или металлические дощечки. Для записей предназначались внутренние стороны складня. Со временем формы и размеры диптихов менялись. Позже так стали называть и содержащиеся в книгах для записи имен списки. Диптихи явились прообразом синодиков и помянников. Кстати, у каждого православного христианина есть свой диптих – это книжечка, в которой записаны имена наших родных и близких, живых и усопших.

Кроме того, диптихи впоследствии развились в мартирологи, епископские списки, церковные календари. Если мы рассмотрим официальный православный церковный календарь РПЦ, то найдем, что в нем содержится указание имен святых (мартиролог), список епископов Церкви, а также перечень Поместных Православных Церквей и их Предстоятелей. Это и есть диптих, адаптированный для массового использования. А в Элладской Церкви православный календарь так и называется – «Диптих».

В настоящее время в Русской Православной Церкви термин «диптих» употребляется преимущественно для обозначения списка имен Предстоятелей Автокефальных и Автономных Православных Церквей, в котором они перечислены в традиционном порядке чести. Номер Церкви в современном списке Поместных Церквей называется рангом чести. Определяется он различными факторами: древностью Церкви, столичным положением престола ее Первоиерарха, исторически сложившейся традицией. В соответствии с диптихом распределяются места при сослужении Предстоятелей Церквей, на Соборах и всеправославных форумах. Также диптих служит основой межцерковного этикета.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник