ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О ДУХОВНЫХ ПРИЧИНАХ
«ВОСЬМОГО СОБОРА»

 

 

 

 

Модернизм или обновленчество на протяжении вот уже двух веков тревожит Церковь Божию и смущает ее чад. Зародившись в середине XIX века на Западе под влиянием протестантской «теологии», в следующем столетии это течение окрепло и развилось, проявляясь с особой силой в международном экуменическом движении. В наши же дни оно стало практически господствующим «богословским» направлением во всех Поместных Православных Церквах.

Пытаясь утвердиться в Церкви за счет разрушения ее апостольского фундамента, модернизм возводит на его месте свои шаткие псевдоцерковные строения. Главным инструментом в этом процессе сегодня является т. н. «Всеправославный собор», подготовка к которому продолжается уже около ста лет. По замыслам организаторов он должен стать неким концентрированным выражением обновленчества, орудием утверждения его господства.

Слава Богу, в последнее время православные СМИ освещают проблему созыва «восьмого собора» достаточно активно. Но внимание при этом уделяется в основном каталогу тем и возможной реформации традиционных церковных устоев в соответствии с намеченным перечнем. Внутренние же, духовные, идейные причины форума обычно остаются за рамками публикаций и конференций. Однако осведомленность об этих скрытых пружинах, первопричинах навязываемой нам ревизии Православия позволяет взглянуть на проблему в новом ракурсе и обозначить ее главного автора и вдохновителя – отца лжи и изобретателя всех ересей, исконного врага рода человеческого...

 

Если определить основной фактор стремления к «обновлению» Церкви, то это, прежде всего, духовное невежество. Это непонимание Богочеловеческой природы Тела Христова и проистекающее из него неприятие его в том виде, в каком оно сохранено до сего дня всеми святыми, вплоть до наших современников – новых мучеников, исповедников и подвижников благочестия. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14), – говорит святой апостол Павел. Душевный человек не способен постигнуть глубину, красоту и премудрость всех постановлений, уставов и устоев Церкви, основанной Христом при посредстве водимых Духом Святым Апостолов и Отцов. Он почитает идеальный церковный организм несовершенным и потому пытается его «улучшить», в действительности же – исказить, привнеся в него свои, более приемлемые для ограниченного земного разума «обновленные» правила и нормы. Однако падший человеческий разум – самое ненадежное средство для постижения глубин и тайн Премудрости Божией. «Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, – что разум падшего естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом».

Схоластическое «богословие», особенно нынешняя постреформенная «теология», происходящая от иезуитской и протестантской, несомненно есть часть «учености» мира сего. И эта мирская премудрость – один из главных источников лжеучений экуменизма и т. н. «восточного папизма», которые лежат в основе повестки предстоящего в 2016 году «Всеправославного собора» и, вероятно, будут на нем легитимизированы. «Это очень естественно: книжник, или земной ученый, должен, по завещанию Спасителя, научиться Царствию Божию, чтоб прийти в состояние износить из сокровищницы своей ветхое и новое, т. е. предлагать учение Божие в формах учености человеческой (см.: Мф. 13, 52), – поясняет святитель Игнатий. – Научиться Царствию Божию – значит стяжать Царствие Божие внутри себя. Без этого земной ученый может предлагать одно ветхое, хотя бы он беседовал о Боге из душевного, школьного знания. Ему невозможно избежать заблуждения, несмотря на всю его ученость, потому что ветхость, в духовном смысле, и есть состояние заблуждения и самообольщения».

Здесь богомудрый Святой Отец затронул ключевую для церковного образования двух предыдущих и особенно нынешнего веков проблему. Наши духовные академии, семинарии и училища, сообщая студентам познания в догматике, каноническом праве, церковной истории, к сожалению, обычно не научают их стяжанию Царствия Божия. Правда, в семинарском курсе есть предмет «Нравственное богословие», а в академическом существует или, по крайней мере, раньше существовала «Аскетика», которые были призваны отчасти восполнить этот пробел. Однако отнюдь не многих выпускников духовных школ прошлого и тем более нашего времени можно назвать аскетами. Увы, для большинства духовное образование и самообразование (воспитание своей личности по образу Божию) завершается с получением соответствующего диплома. Затем вчерашние слушатели семинарий и академий принимают священный сан, становясь носителями апостольской благодати, и, туне получая сей высокий дар, зачастую ощущают себя полноправными наследниками Святых Апостолов и Отцов, равными им по способностям, возможностям и полномочиям. «Разве Христос не Тот же, каким Он был во времена первохристианской общины и Вселенских Соборов? Разве в нас не пребывает та же благодать, какую имели Апостолы и Святые Отцы? Если же Церковь наша по-прежнему благодатна, то почему бы нам не провести новый Вселенский Собор?» – говорят они, упуская из вида указанное святителем Игнатием коренное различие между нынешним поколением пастырей и наставниками древней Церкви. А именно – наличие у Святых Отцов аскетизма, благочестия и ревности в исполнении заповедей Божиих. «Святые Григорий Неокесарийский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий и многие другие церковные светильники, стяжав современную человеческую ученость, позаботились, посредством евангельского жительства, перейти из состояния плотского и душевного в духовное, совлеклись ветхого Адама, облеклись в Нового, – пишет тот же Святой Отец, – таким образом они соделались способными преподать братии своей, человекам, учение новое, в форме ветхой, столько приятной падшему человеку, сколько естественной падшему человечеству».

Вот в чем главная и принципиальная разница между инициаторами «восьмого вселенского» и Святыми Отцами Первого и последующих Вселенских Соборов! Организаторы предстоящего в следующем году форума хотят «исправить» постановления, узаконенные в Церкви Духом Святым при посредстве Отцов, не разумея их духовную высоту и красоту. А это означает, что они, в отличие от святых, как раз таки и не постарались «перейти из состояния плотского и душевного в духовное».

Так, например, почему возник «Вопрос поста в современном мире» – седьмая тема повестки «Всеправославного собора», реформы по которой направлены на радикальное сокращение и ослабление постов? – Он поднят лишь потому, что модернисты не осознают благостных плодов подвига воздержания, которое, по слову святителя Афанасия Великого, есть «жизнь Ангелов», ибо оно «врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим». Они не понимают, что посредством намеченных пагубных реформ не только самих себя, но и овец стада Христова лишат душевного и физического здоровья, ясности ума, чистоты сердечной и в конечном итоге – возможности достижения христианского совершенства.

Из уст некоторых весьма образованных пастырей нередко можно услышать критику великих Святых Отцов, даже таких, как преподобные Иоанн Дамаскин и Серафим Саровский, и эти порицания порой граничат с кощунством. Не разумея ложности убеждения о своем мнимом «равенстве» со святыми, они выискивают в трудах богодухновенных мужей несуществующие ошибки. Что это, если не прелесть бесовская?

Цель и предназначение западного «богословия» (и ориентированного на него отечественного) – подменить просвещение от благодати Духа Святаго, обретаемое в посильном исполнении заповедей Божиих и аскетическом делании, своим лжемудрованием, удобным и выгодным для падшего человеческого естества. Столкнувшись с трудностями на пути духовного совершенствования, которые для западных «теологов», лишенных Божественной благодати, непреодолимы, их последователи почувствовали необходимость как-то успокоить себя, оправдать свои немощи и восстановить внутренний комфорт. Конечно, враг рода человеческого подхватил эту инициативу, ибо он, по слову Кавказского святителя, «употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие – ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти – эти болезненные влечения – он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям. <…> Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму подчиняется врагу и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу».

«Исполнены безрассудной гордости желание и стремление видеть духовные видения умом, не очищенным от страстей, не обновленным и не воссозданным десницею Святаго Духа, – читаем в том же труде, – исполнены такой же гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, Божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений». Исполнено безрассудной гордости и намерение «обновить» Церковь посредством реформ «восьмого вселенского собора», продолжим мы мысль святого.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник