ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«НАША РОДИНА УСНУЛА,
НО ВСКОРЕ ПРОБУДИТСЯ»

 

 

Критикуя Россию, многие говорят о так называемом «патернализме» русского народа – его «излишнем» отцелюбии, почитании родителей, предков, Царя, Бога. Согласно этому мнению, указанная черта русского характера – досадный недостаток, мешающий стране наконец-то стать частью «цивилизованного мира» и «равноправным партнером на рынке» – т. е. отбросить все моральные «условности» и принять «демократические ценности».

Но, конечно, людям православным ясно: в этом и есть счастье русского человека, что отцелюбие – одна из главных особенностей его чуткой души. Именно это качество побудило Великого Князя Владимира откликнуться на Божий призыв и обратиться к Православию. Эта черта – любовь и уважение к своим родителям, старшим – в каждом из нас заложена с детства. И как раз ее наличием объясняется мистическое, не вытравляемое десятилетиями уклонений от истины стремление народа к самодержавию и чаяние православного Царя.

Сегодня, после почти векового разрушения устоев России, наша страна все еще духовно страждет. Рассчитывать на исцеление можно лишь в случае восстановления благодатной преемственности русской жизни, зиждущейся на сокровищах тысячелетней истории. Вместе с тем мысли о возрождении монархии неотделимы от подвига святых Царственных Мучеников, память которых Православная Церковь чтит 4/17 июля. Об этих истинных хранителях и защитниках веры Христовой, а также о самодержавии и возвращении к нему мы побеседовали со священником Георгием Правдолюбовым.

 

– Отец Георгий, почему святой преподобный Серафим Саровский говорил: «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного Царя»? Что подтверждает соответствие царской власти закону Божиему?

– Святая Церковь учит, что православная монархия – это власть от Бога, по благоволению Божию, утверждаемая в Таинстве Помазания Государя на Царство. При совершении этого сакрального действа монарх получает свыше особую благодать – править державой и народом, ему сообщаются духовные дары для исполнения его миссии. Т. е. Царем, если он верен Православию и старается не отступать от учения и нравственных уставов веры, руководит Сам Господь. Поэтому мы можем говорить не только о соответствии царской власти закону Божиему, но и о том, что она напрямую из этого закона проистекает.

 

– Какой уклад жизни внутри страны существовал при Царе Николае II? Как Государь заботился о своих подданных? Какие преобразования за время его правления произошли в России?

– Попечение Царя-Мученика о своем народе, Церкви, армии отражают многие известные случаи и факты. Так, в царствование Николая II наша Родина была главной кормилицей Западной Европы. В отличие от современной экономики, использующей правило равных доходов и расходов, императорская Россия строила свою экономическую политику еще и на принципах значительного накопления золотого запаса. Налог в России до Первой мировой войны был самым низким во всем мире, при этом государственные доходы росли, процветало не только народное хозяйство, но и культура, искусство. По словам Тафта, президента США тех лет, рабочее законодательство, созданное Государем, было более совершенным, чем в демократических странах. Все находилось в гармонии – религия, политика, культура, потому что Царь, Помазанник Божий, искренне любил свой народ и действительно как отец заботился о подданных. Он жил с Россией одной душой, имел необыкновенную чуткость, относился к людям с сугубым вниманием, был смиренным Царем. Позже его смирение враги пытались выдать за слабохарактерность. Но чистое сердце всякого русского человека, знающего об испытаниях, выпавших на долю Государя, прекрасно видит в этой кротости необычайную крепость духа.

 

– По законам Российской Империи Царь считался светским главой, земным покровителем Православной Церкви. Каков религиозный и нравственный облик Николая II Александровича? Что известно о его взаимоотношениях с Церковью как Императора?

– Как чадо Церкви Христовой Царя Николая отличало истинное боголюбие и сострадание к ближним. Повторюсь – при этом он обладал сильной волей и глубокими разносторонними познаниями. Он, конечно, никогда не гордился, не радовался власти, но нес этот крест как послушание, приняв в конце жизни венец мученика. За время его правления Церковь обогатилась многими святыми, и Царь принимал личное участие в прославлении угодников Божиих. Например, вопреки нежеланию Синода канонизировать преподобного Серафима Саровского, Государь добился этого от инертного собрания бюрократов. Он хотел прославить и Иоанна Грозного, т. к. почитал его как святого. Царь Николай жертвовал из своего личного состояния на монастыри и храмы, ревностно заботился о церковно-приходских школах, щедро снабжал различные епархии Автокефальных Церквей по всему миру, был ктитором Вселенской Православной Церкви.

В качестве православного Государя его основной задачей было вернуть Россию на спасительный путь. Он пытался восстановить Соборы, Патриаршество; стремился воплотить в жизнь свое искреннее убеждение, что в основе могущества православной державы лежит единство Церкви, Царя и народа. Именно так – Царь хотел выстроить государственное здание на духовных началах.

 

– Как известно, основа государства – это семья, и возрождение нашей страны необходимо начинать с восстановления этого института. Сейчас, в результате насильственной ломки многовековых традиций, мы наблюдаем его распад. Многие семьи просто не знают, как возобновить потерянную преемственность. Охарактеризуйте, пожалуйста, семейный уклад Царственных Мучеников – в назидание всем нам.

– Духовный строй жизни Царской Семьи – это чистый образец семьи русской, патриархальной, единой «домашней церкви», фактически семейный идеал Святой Руси. Дети Царя воспитывались в строгости, скромности и целомудрии, были покорны воле родителей, с трепетом испрашивали у них благословения. Без строгости вообще не может быть нормальной семьи. В основу воспитания были положены любовь к Богу, к молитве и святоотеческому чтению. Дочери почти каждый день пели на клиросе. Родители служили детям примером во всем – в христианской супружеской любви, духовном единении, религиозном миролюбии. Учили, что смысл жизни – не здесь, не в земном существовании, а в Царствии Небесном. «Уста в скорби, не произносящие ропота, равны устам святых мучеников», – говорил святитель Иоанн Златоуст. И Царь Николай с Царицей Александрой привили эти высокие добродетели – покорность воле Божией и всегдашнее благодарение Ему – своим чадам, которым вместе с родителями пришлось подъять крест великих скорбей и страданий. В воспитание царских детей внес свою благую лепту и мученик Григорий Распутин…

А насчет нашей современной русской семьи мысль проста: без любви к Богу воспитать детей невозможно. Как и без любви к родителям. В прежние времена не было школ и детских садов, дети росли в своих семьях в атмосфере веры и благочестия, ходили в храм с отцом и матерью, братьями и сестрами, вместе молились, трудились... Тем не менее, даже сегодня воспитание должно начинаться с дома, с храма и Таинств. Это целая наука, некое народное предание, которое не выразить словами, – оно постигается только жизнью. Дети практически все перенимают от родителей, внимательно слушают их разговоры, усваивают привычки. Взрослые говорят о духовном – и ребенок навсегда сохраняет это в сердце своем. А если спорят о деньгах, о работе, о покупках, о машине, об одежде? Конечно, дети и это тоже впитают! Поэтому совет только один – наполняйте сердца детей нетленным, чистым, вечным! Тем, что именуется закваской духовной. И тогда окрепнут наши семьи, а ими – вся Россия. Все еще вернется, Господь приведет нас опять к Себе, примет как блудных чад. Сердце мое чувствует, что Россия не погибла. Наша Родина лишь уснула, но вскоре она пробудится.

 

– Батюшка, дети – это лицо родительницы. Какова же была Государыня Александра? Как Царица, будучи немкой по рождению и англичанкой по образованию, стала истинной матерью нашего Отечества?

– В том, что немка по рождению стала русской Царицей, сокрыт особый Промысл Божий. Но сама Царица Александра жизнью своей совершила великий духовный подвиг; немало тут значили и молитвы Государя. Первоначальные колебания исчезли, когда она приняла Православие и уже без тени сомнения сказала супругу: «Твой Бог – мой Бог, твой народ – мой народ». И сила Божия, и ее личная заслуга – в том, что Государыня соделалась истинно православной по духу, религиозному чувству и всему своему мировосприятию.

 

Оканчание см. на стр. 5

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник