ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ ВО
ГЛАВЕ «МАТЕРИ-ЦЕРКВИ»

 

 


Патриарх Диодор

 

В прошлом номере «ПК» мы познакомили читателей с биографией Константинопольского Патриарха Варфоломея (Архондониса), будущего председателя приближающегося т. н. «Всеправославного собора», и отметили причины, по которым указанный форум и его ключевая фигура вызывают у верующих обоснованные опасения. К счастью, наши дни дают возможность увидеть и противоположные, положительные, порой даже замечательные примеры. Да, добрых подвижников веры сегодня не так уж мало, просто, стараясь уклоняться от суетной человеческой славы, они обычно не занимают высоких должностей и таят себя от мира. Однако над ними сбывается слово Христово: Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 14–15).

Одним из таких ревнителей Православия, Промыслом Божиим возведенным на высшую иерархическую ступень в Церкви, был Иерусалимский Патриарх Диодор (Каривалис). Возглавляя Поместную Православную Церковь, он оставался единственным Предстоятелем, не принимавшим участия в экуменическом «диалоге любви», но открыто и решительно противодействовавшим еретическим идеям и начинаниям.

 

Защитник веры Христовой от ересей экуменизма, модернизма и восточного папизма (доктрины, обосновывающей претензии Константинопольских Патриархов на властные полномочия над Вселенской Церковью, – примеч. ред.) 139-й Иерусалимский Патриарх Диодор (в миру Дамианос (Каривалис)) родился 14 августа 1923 года на острове Хиосе (Греция), где и получил доброе христианское воспитание и начальное образование. Движимый ревностью к богоугождению, в октябре 1938 года он прибыл в Иерусалим и продолжил обучение в Гимназии Святогробского братства, которую закончил в 1943 году.

В монашество Дамианос был пострижен 4 марта 1944 года Иерусалимским Патриархом Тимофеем. 22 сентября того же года в Кувуклии Святого Гроба Господня архиепископ Аскалонский Василий рукоположил теперь уже монаха Диодора в иеродиакона, после чего он начал служить в Базилике Рождества Христова в Вифлееме. А 5 октября 1947 года подвижника возвели в священный сан и поставили игуменом монастыря в Претории и секретарем Комиссии по вопросам имущества Иерусалимской Церкви.

Спустя пять лет архимандрит Диодор перебрался в греческую столицу, где обучался на богословском факультете Афинского Университета. Завершив образование, подвижник возвратился в Иерусалим и преподавал в Патриаршей школе святого Димитрия, параллельно неся послушания библиотекаря, архивариуса, председателя церковного суда и переводчика в Иерусалимской Патриархии. Глубокие богословские познания совмещались в нем с горячей верой и искренним благочестием.

10 ноября 1962 года Патриарх Венедикт (Пападопулос) с членами Священного Синода хиротонисал отца Диодора в архиепископа Иерапольского с кафедрой в храме святых апостолов на Елеонской горе; в том же году новый Владыка был назначен патриаршим представителем в Аммане (Иордания). Все возложенные на него обязанности он исполнял ревностно и усердно, со страхом Божиим, подавая духовенству и пастве пример соблюдения заповедей Господних и твердого стояния в вере.

По смерти Патриарха Венедикта 16 февраля 1981 года архимандрит Диодор был избран его преемником и 1 марта в храме Воскресения Христова в Иерусалиме возведен на патриарший престол. В период предстоятельства Блаженнейшего Диодора в Иерусалимской Патриархии продолжались активные восстановительные работы, были построены и новые здания, в частности – храм святителя Николая, патриаршая школа и священнический дом в Акабе (Иордания); опять стал действующим разрушенный монастырь Архангела Михаила в Яффо, совершилось обновление кровли базилики Рождества Христова.

Но основной заботой главы Иерусалимской Церкви были сохранение чистоты Православия и борьба с различными лжеучениями. Он твердо противостоял распространению экуменизма, тайного униатства, модернизма и восточного папизма среди православных. Именно благодаря ему, его ревности и попечению об истине, на заседании Иерусалимского Синода 9 мая 1989 года было принято решение прекратить т. н. «богословский диалог» с еретиками и покинуть «Всемирный совет церквей». В особом Послании к главам Поместных Православных Церквей Патриарх пояснил: «К этому шагу нас прежде всего побудило убеждение, что только Православная Церковь, имея во главе Самого Иисуса Христа, содержит в себе всю полноту истины и является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и надежным хранилищем божественных догматов непорочной веры и Святейшего Предания. Поэтому, будучи абсолютно уверенной в правильности своего пути и в своей спасительной апостольской миссии на земле, она не имеет никакой потребности в богословском диалоге с неправославными, которые, кстати, могут сами изучить нашу Православную веру и, если захотят, жить по ней. Для нашей Православной Иерусалимской Церкви становится опасным всякий дальнейший диалог с неправославными, поскольку они используют его для проведения политики прозелитизма и иной недопустимой для Православной Церкви деятельности» (Журнал «Москва», февраль 1995 г. С. 204–205).

Вскоре после выхода Иерусалимского Патриархата из экуменического движения в одной из своих проповедей Патриарх Диодор еще конкретнее высказался о вреде экуменизма и мотивах, побудивших к принятию упомянутого постановления: «Вот уже две тысячи лет Иерусалимская Церковь борется за сохранение в чистоте православного учения и Предания, за уважение канонов Церкви и сохранение веры, которую мы приняли от Христа и апостолов <...>. Экуменическое движение со своими диалогами, единственная цель которых – нанести вред Церкви, сегодня хочет подчинить Православие папизму и экуменизму. Уже не первый год идет работа по уничтожению Православия на Святой Земле. Однако Господь, защищающий много веков Иерусалимскую Церковь, всегда спасал Православие от любой опасности и не допускал завоевания Иерусалима, о чем свидетельствует его 2000-летняя история. Сменяли друг друга сатрапы и Императоры, но все они ушли в прошлое, а осталась лишь сотня православных монахов – неусыпных стражей нашего святого наследия.

К сожалению, в течение десятилетий, опасаясь нарушить единство Православной Церкви, Иерусалим номинально вслед за другими Церквами участвовал в экуменических диалогах, хотя экуменизм никогда не имел на нас никакого влияния. Тем не менее, это дало повод утверждать, что Иерусалимский Патриарх поддерживает экуменическое движение. Мы с огорчением замечаем серьезное злоупотребление этими диалогами со стороны еретиков. Они смущают наших чад, пытаясь любыми путями обратить их в свою веру. Демонстрируя фотографии папы с нашими Патриархами и епископами, они говорят, что уния якобы уже достигнута: „Не слушайте ваших епископов, уния уже существует, Православная Церковь присоединилась к римской католической церкви“. <...> Поэтому, поразмыслив о своей ответственности перед Господом, перед Церковью, перед историей, мы решили <…> прекратить всякий диалог Патриархии с неправославными „церквами“, – поскольку после многих лет контакта с ними никакого позитивного результата достигнуто не было. Свое решение мы объявили всем сестринским Церквам и постараемся придерживаться его до тех пор, пока у нас будет такая возможность. Вы знаете, что Иерусалимская Патриархия следует старому календарю. Она никогда не меняла и не будет менять учение, каноны и догматы Православия. Мы и дальше готовы трудиться, а если понадобится – и пострадать ради их сохранения. Угрозы, получаемые нами каждый день, и действия наших противников нисколько нас не пугают. Мы останемся непоколебимыми стражами, верными учению нашей Церкви» (Специальное издание газеты «Αγιοζ Κυπριανοζ»).

Выступая против экуменизма, подвижник последовательно выявлял и обличал все разновидности этого лжеучения и в частности – попытки антиканонического соединения с еретиками без их покаяния и отвержения ими своих неправых догматов. Известно его исповедническое Послание против серьезнейшей угрозы Православию в виду возможной унии с монофизитами (монофизитство – христологическая ересь, осужденная Четвертым Вселенским Халкидонским Собором, согласно которой в Господе признается лишь одна природа (Божество), а не две (Божество и человечество), как учат Слово Божие и Православная Церковь. – Примеч. ред.).

 


Благодатный Огонь

 

Окончание на стр. 15

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник