АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Трикирий и дикирий на архиерейской службе
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 12
ОСЕНЕНИЕ ТРИКИРИЕМ НА ГОРНЕМ
МЕСТЕ, ТРОПАРЬ «ТРОИЦЫ ЯВЛЕНИЕ»
А когда при конце Трисвятого поется: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», тогда архиерей берет возженное трисвещие, означающее, что спокланяемый со Отцом и Духом Иисус открыл нам светлое таинство Святой Троицы. С трисвещием архиерей восходит на священное сопрестолие и благословляет народ, показуя, что Бог в трех Лицах есть Един по естеству, каким Он и явился на Иордане, при Христовом Крещении; согласно сему перед архиереем и читается тропарь «Троицы явление во Иордане бысть».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 69, о храме) говорит: «Архиерей восходит на божественное сопрестолие, которое означает сидение Христа одесную Отца, и оттуда благословляет народ трисвещием – в ознаменование того, что Троицею мы осветились, и что Христос, восшед на Небеса, открыл нам сияние Троицы, знаменуемое светом, и подал благословение»; и (в гл. 98): «Архиерей знаменует крестообразно священное Евангелие двусвещием – в ознаменование двух естеств Христа, нераздельного ипостасию. И потом, когда поется: „Слава Отцу и Сыну и Святому Духу“ – трисвещием показывая, что Троица в трех Лицах есть Едина по естеству и что познание о Ней, как свет, воссияло в мире через двоестественного, воплощенного Одного из Лиц Ее. И потом он молится совершитися Евангелию, „яко лозе живущей, животворящей же и веселящейся, и свыше насажденной“».
«ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ»
В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву субботу, в Великую Пасху и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Эта песнь поется потому, что в древности крестились в эти праздники оглашенные, которые, сделавшись новопросвещенными, сею песнию вместо Трисвятого приветствовались церковно. Об этом подробнее будет сказано в 4 ч., гл. 6, § 1.
§ 13
«ПОВЕЛИ, ВЛАДЫКО»
После сего архиерей или иерей должен взойти на горнее место для сидения. Диакон же, предлагая это, говорит архиерею или иерею: «Повели, Владыко», т. е. из смирения просит, чтобы архиерей или иерей сам себе повелел сесть. Ибо греки, смиряясь перед высшими, и в других случаях не говорят прямо: «Сядь!» или «Кушай!», или, по-нашему: «Изволь сесть!», «Изволь кушать!»; но – «Повели себе сесть!», «Повели себе кушать!» Так точно и здесь диакон просит архиерея или иерея, чтобы он повелел себе сесть.
Подобно тому и касательно требования диаконом благословения от священника некто написал так: «Когда диакон просит благословения от священника, не того просит, чтобы священник благословил, но просит, чтобы он повелел себе благословить кого-нибудь». В этом смысле возглашается и при поставлении диакона и пресвитера первое «повели» – к Богу, второе «повелите» – к народу, третье «повели, Преосвященнейший Владыко» – к Преосвященному, который имеет совершить это поставление.
§ 14
СИДЕНИЕ НА ГОРНЕМ МЕСТЕ
Христос, обещанный в начале через пророческие изречения в антифонах, потом предъявленный миру через торжественное изнесение и возвышение Евангелия и, наконец, в песни Трисвятого познанный Своими возлюбленными учениками, теперь словами: «Благословен грядый во имя Господне» – возвещается как Ходатай и Царь и грядет для обладания Своим Царством. Посему иерей, а особенно архиерей, носящий образ Самого Христа, дабы показать это обладание или сидение одесную Бога и Отца, отходят на горнее место.
Святой Герман поясняет: «Когда служащие сидят на горнем месте, тогда сидение их означает то, что Сын собственную плоть, которую носил, и знаменуемое омофором овча, которое поднял на рамена, восшедши превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства вышних Сил, принес к Богу и Отцу». Святитель Симеон Солунский (в гл. 93) пишет: «Потом бывает восход на священное сопрестолие и сидение на оном: и это делается во образ восшедшего на Небеса Иисуса Христа и сидящего одесную Отца».
Сидящие же с иерархом на сопрестолии носят образ апостолов. Святитель Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) пишет: «Иерарх, сидящий на сопрестолии, образуя Христа, соседателями имеет соепископов и иереев, образующих апостолов».
О горнем месте и сопрестолии подробнее см. в 1 ч., гл. 5. Горнее место в таинственном смысле означает тот пренебесный престол, или престол славы Христовой, о котором упоминается в следующей молитве так: «Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех». И хотя без сомнения этот таинственный престол можно бы назначить и в другой части видимого храма; но нет ни одной части в храме, где бы удобнее можно было видимым образом изобразить невидимый престол Христа и сидение Его одесную Отца, как превосходное то горнее место, куда отходят для сидения в церкви архиерей или иерей.
ОМОФОР ОТЛАГАЕТСЯ
Отходя на горнее место, архиерей сначала снимает с себя омофор для означения, что Иисус Христос принес овча Свое, т. е. нас, человек, и предал оное Отцу Своему; ибо мы через Иисуса Христа имеем приведение ко Отцу.
Сверх сего архиерей не может иметь на себе тогда омофора и потому, что наступает благовестие слова Божия. Святитель Симеон (в гл. 69) говорит: «Во время чтения Евангелия архиерей слагает омофор, показывая свое рабство перед Господом: потому что в это время представляется Сам Господь, вещающий через Евангелие и присутствующий здесь в это время, и омофор, образ воплощения Его, архиерей не дерзает носить, но, сняв оный с плеч, отдает диакону, который и держит его согнутым в правой руке, стоя близ архиерея, а также предходя и на Великом Входе со Святыми Дарами».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОБЪЯВЛЕНИЕ | || | Продукция издательства «Благословение» |
Дорогие братья и сестры! Теперь нашу газету можно приобрести в центре Москвы, в магазине православного издательства «Благословение» по адресу: м. «Китай-город», ул. Маросейка, д. 4/2. Там же вниманию покупателей предлагается литература, аудио- и видеопродукция православно-патриотического содержания:
• КНИГИ по актуальным вопросам глобальных проблем современного мира и жизни русского народа: «Глобализм против Православия», «Под самым прекрасным флагом», «Беседы на Апокалипсис», «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского и др.;
• КНИГИ с практическими советами по выживанию и помощи человеку в критической ситуации, например, во время бедствий или войны, – как прокормиться дикорастущими растениями, чтобы выжить в условиях голода, как лечиться по методикам, не требующим приобретения лекарств, и проч.: «Пропитание на последние времена», «Когда наступит хаос», «Лекарственные растения при онкологии» и др.;
• ИЗДАНИЯ духовной тематики: «Духовные наставления и житие старца Паисия Величковского», «Кто нас корит, тот нам дарит», «Милосердие к ближнему», «Аскетика для мирян: перечень смертных грехов и страстей» и проч.;
• ФИЛЬМЫ К. Душенова «Россия на переломе», «Геополитика Апокалипсиса», фильм-беседа О. Четвериковой «Трансгуманизм и „новый мировой порядок“», сборник видеоматериалов «О подлинной истории Украины-Руси»;
• ВИДЕОЗАПИСИ, посвященные предсказаниям Святых Отцов и современных старцев о последних временах: «Пророчества православных старцев о будущем России, о Третьей мировой войне, о грядущем Царе», «Собор афонских старцев: призыв к покаянию», «Россия перед Вторым пришествием», «Пророчества Святых Отцов о последних временах и антихристе»;
• ФИЛЬМЫ из серии «Школа выживания»: «Травы Господни», «Полный цикл о лечении лекарственными растениями» (8 серий), «Беседы о лечении лекарственными растениями», «Лекарства под ногами» и др.
Подробную информацию можно найти на сайте издательства: http://blagoslovenie.ru, а также получить по электронной почте: blagoslovenie3@mail.ru и телефонам: 8 (495) 623-78-22, 628-10-51, 505-13-85, 8-916-475-84-00.