ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ
№21 (141) 1 ноября 2015 г.
|
|
«НАДЛЕЖИТ
О спасении в годину оступления |
|
ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ |
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ |
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО |
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче...
стр. 3 |
ПОЧЕМУ
|
В житии святого великомученика Димитрия Солунского повествуется о грубых и безнравственных удовольствиях, которым предавался языческий Император Максимиан. Побеседуем и мы ныне об отношении христиан к чувственным удовольствиям вообще.
Общий предлог и общая цель всех удовольствий и увеселений есть необходимое отдохновение от трудов. <…> Но прежде нежели предаться удовольствиям, необходимо испытать себя – точно ли тело и душа твоя утомлены, хотя изнурительными, но полезными, важными и необходимыми трудами, и заслуживают того, чтобы дозволить им то или другое удовольствие. <…> Надобно рассуждать и о том, послужит ли предполагаемое увеселение и удовольствие к укреплению, а не к большему истощению сил телесных; возвысит ли упадший дух твой или, напротив, еще более ослабит его; оживит ли сердце твое тою чистою, глубокою и животворною радостию, которая наполняет, умиротворяет, возвышает и ободряет душу, делает ее бодрою в трудах, благодушною в печалях и скорбях; или, напротив, еще более взволнует сердце твое и возмутит душу твою, так, что нужно будет искать новых средств к успокоению ее <…>. Надобно, наконец, рассуждать и о том, не отвлечет ли предполагаемое увеселение от каких-либо важнейших занятий, не помешает ли исполнению высших и священнейших обязанностей. <…>
Но главная опасность чувственных удовольствий состоит в том, что они могут привязать к себе самое наше сердце, сделаться неотразимою потребностию души нашей, предметом страстного увлечения, возобладать над нашею и лишить нас свободы духовной. Христианин более всего должен дорожить тою свободою, еюже свободи нас Христос, – тою независимостию от всего земного, которая не прельщается ничем и не страшится ничего; тем самообладанием, которое делает его господином своих желаний и чувствований, истинным царем своего внутреннего мира. При этой только свободе духа он может побеждать всякое искушение, всегда и во всем исполнять волю Божию и идти прямым путем заповедей Господних. Явно, что достигнуть такой свободы духа можно только постоянным самоотвержением и терпением, постоянным побеждением своих склонностей и отвержением своей воли, умением всегда отказывать себе во всем. Но если будем удовлетворять всегда склонности своей к чувственным удовольствиям, то не будем ли добровольно подчиняться и покорствовать ей и не дадим ли ей власти со дня на день становиться сильнее, требовательнее и неотвязнее?...
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Из Слова в день памяти святого
великомученика Димитрия Солунского
Полный годичный круг
кратких поучений. М., 1897.
СОБЫТИЯ | ИСТОРИЯ | ПРОРОЧЕСТВА | СВЯТЫЕ ОТЦЫ | ТОЛКОВАНИЯ |