АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Святой антиминс
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 28
УМОВЕНИЕ РУК
Архиерей перед перенесением Даров и во время пения Херувимской песни перед всеми умывает свои руки, показывая этим свою чистоту и непорочность в священнодействии и что нужно совершенно чистым, сколько это возможно человеку, приступать к служению чистейших Таин. Об умовении смотри в сей же части, в главе 6, § 25.
§ 29
ВЕЛИКИЙ ВХОД
Два входа положены на Литургии – один малый, а другой великий. В малом входе переносится Евангелие из предложения на престол, а в великом – Святые Дары. Перенесение Святых Даров в таинственном смысле означает перенесение Тела Господня со Креста или Голгофы, где Христос был распят, до места погребения. Святитель Герман поясняет: «Святая Трапеза соответствует погребению Христову, когда Иосиф, сняв Тело Христово со Креста, обвив чистою плащаницею и помазав ароматами и миром, подъял с Никодимом и положил в новом иссеченном из камня Гробе. Образ сего-то Святого Гроба есть жертвенник или место возложения, где положено Святое и Всечестное Тело, т. е. Святая Трапеза». И еще: «Мысленные силы, видя херувимский хор, грядущий с Честными Дарами, т. е. Телом Господа Иисуса, преносимым как бы от Краниева места до Гроба, невидимо вопиют с нами песнь „Аллилуиа“».
АНТИМИНС ПРОСТИРАЕТСЯ,
ИЗОБРАЖАЯ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ
Все таинство перенесения Святого Тела Христова на Литургии совершается следующим образом. Еще прежде, когда говорится возглас: «Да и тии с нами славят…», простирается на святом престоле святой антиминс, означающий в этом случае Гроб Господень, который Иосиф, еще будучи оглашенным и несовершенным учеником, сделал сначала для себя, но потом посвятил Христу. Отсюда начинается воспоминание всего крестного таинства.
КАЖДЕНИЕ
Потом, придя в предложение, служащие обретают здесь Иисуса, как бы распятого на Голгофе, и кадят тогда как Дары, так и весь алтарь, говоря: «Помилуй мя, Боже...»
АРХИЕРЕЙ НЕ ВЫНОСИТ
СВЯТЫХ ДАРОВ
Архиерей же, по открытии Даров, во время каждения, вынимает частицы о Государе и его Августейшей фамилии, об архиереях, синклите и о всех людях, и бывает с непокрытою головою до тех пор, пока не примет Святых Даров. И поскольку архиерей носит образ Христа, то он и не выносит сам Святых Даров, но передает их священнику и диакону, которые тогда изображают Иосифа и Никодима. При сем случае воздух означает плащаницу, а из прочих двух покровов – один означает сударий, которым обвита была глава Иисуса, а другой – погребальные пелены или саван. Кадильница, несомая диаконом перед Дарами, означает смирну и алой, которые куплены были погребателями, чтобы помазать Тело Умершего. Иисуса не погребли на месте Его распятия, но перенесли в вертоград и там положили в пещеры в новом Гробе.
ПРЕСВИТЕРЫ И ДИАКОНЫ
В воспоминание сего священник исходит со Святыми Дарами от предложения, как от Голгофы, северною стороною; перед ним несут лампады, а за ним идут сослужащие, которые образуют и предшествующих пророков и последовавших апостолов. При этом воспоминают слова разбойника, сказанные незадолго до смерти Спасителя: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42). Наконец, священник молится и о всех людях, говоря: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Согласно с сим и предстоящий народ, благоговея перед вынесенными Дарами, стоит, наклонившись с глубоким почтением, и с умилением воспоминает грехи свои, прося ради смерти Христовой отпущения их и взывая из глубины души, подобно разбойнику. Но т. к. Сей же Иисус некогда имеет опять прийти со славою судить живых и мертвых, то святитель Симеон Солунский это священнейшее перенесение Тела Христова, кроме погребения, таинственно уподобляет Страшному и Второму Пришествию Господа на землю. В гл. 76, о храме, он говорит: «Даронесение, т. е. торжественное перенесение Божественных Даров в сопровождении чтецов с лампадами, диаконов, иереев с священными сосудами означает Второе Пришествие Христа, Который некогда приидет со славою».
ОМОФОР ПРЕДНОСИТСЯ
Когда сему перенесению Даров дается значение Второго Пришествия Христова, тогда и предносимые во время входа перед Дарами омофор и воздух и диаконы, за омофором идущие, имеют значение соответственно обстоятельствам сего пришествия. Симеон Солунский в том же месте пишет: «Для того несут спереди и омофор, имеющий на себе крест, как знамение Креста, некогда имеющее явиться людям на Небеси, так же как Сам Иисус. За ним вслед идут диаконы, образующие чин ангелов, – и на это указывают рипиды, которые Дионисий называет крылами ангельскими».
СЗАДИ НЕСЕТСЯ ПОКРОВ
Потом идут несущие Божественные Дары, а за ними и все прочие сослужащие и наконец – тот, у которого на главе покров, означающий нагого и мертвого Иисуса. Когда обходят со Святыми Дарами храм, то воспоминают молитвы разбойника. Святитель Симеон в том же месте пишет: «Священнослужители, обойдя храм и помолясь о людях, при входе в алтарь молятся все об архиерее; при этом воспоминают не иную молитву, как только ту, которая о Царствии Божием. Все это внушает, что при конце мира, когда Спаситель явится и отделит злых, верные получат не иное наследие, но Царствие Божие. Царствие же Божие есть Сам Христос и познание Его Домостроительства». Тот же Святой Отец говорит, что сей великий вход означает не только Второе Пришествие Христа, но и погребение Его: «Вход сей означает Второе Пришествие Его и вместе и погребение, ибо мы, как сказано, только впоследствии узрим Его».
ДАРЫ СВЯТЫЕ
ПОЧИТАЮТСЯ ПОКЛОНЕНИЕМ
Святым Дарам, хотя еще и неосвященным, воздается на сем входе поклонение. Святитель Симеон в том же месте указывает: «Перед иереем все верные справедливо припадают: одни – прося молитв его и чтобы он воспомянул их в священнодействии, а другие – воздавая честь Божественным Дарам. Хотя еще они не освящены, но на предложении принесены Богу; там иерей молился о них и просил принять их в горний жертвенник. Хотя они и не совершены, но приготовлены к совершению и приношению Богу, и суть вместообразные Тела и Крови Господней. Если мы иконам воздаем честь и поклонение, то тем более должны оное воздавать Дарам, которые вместообразны, как сказал Василий Великий, и которые имеют преложиться в Тело и Кровь Христовы».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Церковное учение о браке |
1. Знаете ли Вы, что Православная Церковь признает нормой для христиан только единобрачие?
2. Известно ли Вам, что повторный брак овдовевших лиц допускается Церковью лишь как снисхождение – во избежание плотских грехов?
3. Знаете ли Вы, что от клирика и его жены канонические правила требуют абсолютного единобрачия?
4. Согласны ли Вы, что пренебрежение этими правилами ведет к упадку нравственности в среде клира и мирян и дальнейшему отступлению от Православия?
|