ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Святой антиминс

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 28

УМОВЕНИЕ РУК

 

Архиерей перед перенесением Даров и во время пения Херувимской песни перед всеми умывает свои руки, показывая этим свою чистоту и непорочность в священнодействии и что нужно совершенно чистым, сколько это возможно человеку, приступать к служению чистейших Таин. Об умовении смотри в сей же части, в главе 6, § 25.

 

§ 29

ВЕЛИКИЙ ВХОД

 

Два входа положены на Литургии – один малый, а другой великий. В малом входе переносится Евангелие из предложения на престол, а в великом – Святые Дары. Перенесение Святых Даров в таинственном смысле означает перенесение Тела Господня со Креста или Голгофы, где Христос был распят, до места погребения. Святитель Герман поясняет: «Святая Трапеза соответствует погребению Христову, когда Иосиф, сняв Тело Христово со Креста, обвив чистою плащаницею и помазав ароматами и миром, подъял с Никодимом и положил в новом иссеченном из камня Гробе. Образ сего-то Святого Гроба есть жертвенник или место возложения, где положено Святое и Всечестное Тело, т. е. Святая Трапеза». И еще: «Мысленные силы, видя херувимский хор, грядущий с Честными Дарами, т. е. Телом Господа Иисуса, преносимым как бы от Краниева места до Гроба, невидимо вопиют с нами песнь „Аллилуиа“».

 

АНТИМИНС ПРОСТИРАЕТСЯ,
ИЗОБРАЖАЯ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ

 

Все таинство перенесения Святого Тела Христова на Литургии совершается следующим образом. Еще прежде, когда говорится возглас: «Да и тии с нами славят…», простирается на святом престоле святой антиминс, означающий в этом случае Гроб Господень, который Иосиф, еще будучи оглашенным и несовершенным учеником, сделал сначала для себя, но потом посвятил Христу. Отсюда начинается воспоминание всего крестного таинства.

 

КАЖДЕНИЕ

 

Потом, придя в предложение, служащие обретают здесь Иисуса, как бы распятого на Голгофе, и кадят тогда как Дары, так и весь алтарь, говоря: «Помилуй мя, Боже...»

 

АРХИЕРЕЙ НЕ ВЫНОСИТ

СВЯТЫХ ДАРОВ

 

Архиерей же, по открытии Даров, во время каждения, вынимает частицы о Государе и его Августейшей фамилии, об архиереях, синклите и о всех людях, и бывает с непокрытою головою до тех пор, пока не примет Святых Даров. И поскольку архиерей носит образ Христа, то он и не выносит сам Святых Даров, но передает их священнику и диакону, которые тогда изображают Иосифа и Никодима. При сем случае воздух означает плащаницу, а из прочих двух покровов – один означает сударий, которым обвита была глава Иисуса, а другой – погребальные пелены или саван. Кадильница, несомая диаконом перед Дарами, означает смирну и алой, которые куплены были погребателями, чтобы помазать Тело Умершего. Иисуса не погребли на месте Его распятия, но перенесли в вертоград и там положили в пещеры в новом Гробе.

 

ПРЕСВИТЕРЫ И ДИАКОНЫ

 

В воспоминание сего священник исходит со Святыми Дарами от предложения, как от Голгофы, северною стороною; перед ним несут лампады, а за ним идут сослужащие, которые образуют и предшествующих пророков и последовавших апостолов. При этом воспоминают слова разбойника, сказанные незадолго до смерти Спасителя: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42). Наконец, священник молится и о всех людях, говоря: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Согласно с сим и предстоящий народ, благоговея перед вынесенными Дарами, стоит, наклонившись с глубоким почтением, и с умилением воспоминает грехи свои, прося ради смерти Христовой отпущения их и взывая из глубины души, подобно разбойнику. Но т. к. Сей же Иисус некогда имеет опять прийти со славою судить живых и мертвых, то святитель Симеон Солунский это священнейшее перенесение Тела Христова, кроме погребения, таинственно уподобляет Страшному и Второму Пришествию Господа на землю. В гл. 76, о храме, он говорит: «Даронесение, т. е. торжественное перенесение Божественных Даров в сопровождении чтецов с лампадами, диаконов, иереев с священными сосудами означает Второе Пришествие Христа, Который некогда приидет со славою».

 

ОМОФОР ПРЕДНОСИТСЯ

 

Когда сему перенесению Даров дается значение Второго Пришествия Христова, тогда и предносимые во время входа перед Дарами омофор и воздух и диаконы, за омофором идущие, имеют значение соответственно обстоятельствам сего пришествия. Симеон Солунский в том же месте пишет: «Для того несут спереди и омофор, имеющий на себе крест, как знамение Креста, некогда имеющее явиться людям на Небеси, так же как Сам Иисус. За ним вслед идут диаконы, образующие чин ангелов, – и на это указывают рипиды, которые Дионисий называет крылами ангельскими».

 

СЗАДИ НЕСЕТСЯ ПОКРОВ

 

Потом идут несущие Божественные Дары, а за ними и все прочие сослужащие и наконец – тот, у которого на главе покров, означающий нагого и мертвого Иисуса. Когда обходят со Святыми Дарами храм, то воспоминают молитвы разбойника. Святитель Симеон в том же месте пишет: «Священнослужители, обойдя храм и помолясь о людях, при входе в алтарь молятся все об архиерее; при этом воспоминают не иную молитву, как только ту, которая о Царствии Божием. Все это внушает, что при конце мира, когда Спаситель явится и отделит злых, верные получат не иное наследие, но Царствие Божие. Царствие же Божие есть Сам Христос и познание Его Домостроительства». Тот же Святой Отец говорит, что сей великий вход означает не только Второе Пришествие Христа, но и погребение Его: «Вход сей означает Второе Пришествие Его и вместе и погребение, ибо мы, как сказано, только впоследствии узрим Его».

 

ДАРЫ СВЯТЫЕ
ПОЧИТАЮТСЯ ПОКЛОНЕНИЕМ

 

Святым Дарам, хотя еще и неосвященным, воздается на сем входе поклонение. Святитель Симеон в том же месте указывает: «Перед иереем все верные справедливо припадают: одни – прося молитв его и чтобы он воспомянул их в священнодействии, а другие – воздавая честь Божественным Дарам. Хотя еще они не освящены, но на предложении принесены Богу; там иерей молился о них и просил принять их в горний жертвенник. Хотя они и не совершены, но приготовлены к совершению и приношению Богу, и суть вместообразные Тела и Крови Господней. Если мы иконам воздаем честь и поклонение, то тем более должны оное воздавать Дарам, которые вместообразны, как сказал Василий Великий, и которые имеют преложиться в Тело и Кровь Христовы».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

     

 

ОПРОС ||
Церковное учение о браке

    


     1. Знаете ли Вы, что Православная Церковь признает нормой для христиан только единобрачие?
     да – 68%; нет – 32%

 

     2. Известно ли Вам, что повторный брак овдовевших лиц допускается Церковью лишь как снисхождение – во избежание плотских грехов?
     да – 82%; нет – 18%

 

     3. Знаете ли Вы, что от клирика и его жены канонические правила требуют абсолютного единобрачия?
     да – 84%; нет – 16%

 

     4. Согласны ли Вы, что пренебрежение этими правилами ведет к упадку нравственности в среде клира и мирян и дальнейшему отступлению от Православия?
     да – 100%


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник