ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«СОВЕСТЬ НАШИХ ДНЕЙ»

 

 


Фото на могиле владыки Иоанна

 

Погруженность в материальные проблемы и житейскую суету лишает нас духовного зрения и разума. Эту внутреннюю слепоту провоцирует и СМИ-пропаганда, ежедневно и ежечасно навязывающая свои критерии успеха, величия и достойного образа жизни. Поэтому многие люди, даже считающие себя христианами, почти уверены в том, что все необычное и исключительное может существовать только в некоем отрыве от нас, где-то «по ту сторону» телевизионного экрана, на абстрактных для обывателей аллеях звезд и экзотических островах.

И, если бы не эта ослепляющая привязанность к миру сему, мы бы понимали, что предлагаемый СМИ образ «героя нашего времени» – это обычный обман; что все эти «звезды ТВ» и «гиганты большой политики» на самом деле – жалкие и несчастные неудачники. А настоящие счастливцы и исполины духа – подвижники святой веры и благочестия – находятся среди нас. Благообразный старичок, живущий в соседнем дворе, может оказаться не экранной, а настоящей духовной звездой первой величины, сияющей во мгле надвигающейся апостасии.

Именно таким светилом на церковном небосклоне, которое еще совсем недавно озаряло землю своей праведной жизнью, а через свои писания и ныне продолжает указывать нам путь ко спасению и возрождению Святой Руси, был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). В этом году мы отмечаем 20-летие со дня его блаженной кончины.

 

Мысль о том, что истину нужно отстаивать даже ценой собственной жизни, проста и понятна, но крайне трудна для исполнения на деле. Святитель Филарет Черниговский в своей книге «Историческое учение об Отцах Церкви» говорит: «В ком недостает искренности по отношению к истине, кто не в состоянии жертвовать для истины ничем, тот, конечно, не замедлит оскорбить истину, когда или надобно терпеть скорбь за истину, или когда можно приобресть что-нибудь в пользу страстей». А Отцы Первого Вселенского Собора писали западным епископам: «Ни гонения, ни мучения, ни угрозы Императоров, ни жестокость правителей и никакое другое бедствие и насилие со стороны еретиков не могут отклонить нас от Православной веры, определенной на Никейском Соборе, коему следовать советуем вам и всем верующим».

Владыка Иоанн разделял эту святоотеческую позицию: абсолютно искренний в своем понимании цены истины, он действительно был готов положить за нее жизнь. Ничто не могло отклонить его от Православия – ни угрозы советских безбожных властей и кампании по «окончательному искоренению религии перед построением коммунизма», ни лукавые уловки и злобные козни экуменистов и обновленцев.

На первый взгляд митрополит Иоанн был тем упомянутым нами благообразным старичком, простым с виду, что вводило в заблуждение людей поверхностных. Но этого добродушного старца отличали несокрушимая сила воли, утвержденная духовным деланием, мужество, мудрость и высокая образованность. Так, в числе прочего Владыка имел ученую степень доктора церковной истории, что во многом определило содержание его трудов – анализ событий нашего прошлого. Зачастую современники Владыки видели в нем скорее церковного ученого, нежели мудрого пастыря, духоносного старца. Между тем в своих книгах и статьях митрополит Иоанн говорил не только о днях минувших, но и – открыто и правдиво – о настоящем и будущем. Кроме работ, составляющих исторический и публицистический корпуса, можно выделить труды духовно-апологетические – слова, проповеди, обращения и письма.

Итак, высокопреосвященнейший Иоанн – многогранная личность, сочетавшая духовный подвиг с высокой образованностью и даром слова. К 1990-м годам он стал настоящим духовным лидером патриотических кругов в тогда еще коммунистической России. Однако и постсоветская государственность подвергалась резкой критике митрополита. Он был глубоко убежден, что мерило правильности государственного устройства – его соответствие тысячелетним устоям Православия, а этому не отвечали ни СССР, ни постсоветская РФ. Подвижник считал, что наша страна должна вернуться на прежний исторический путь – к монархии, ибо это – «наилучший государственный строй из всех известных человечеству, строй, в котором Церковь находится под непосредственным покровительством государства. Только в православном Царстве возможна та „симфония властей“, о которой писали и церковные подвижники, и видные государственные деятели России».

Богословские, научные и политические взгляды митрополита выразились в ряде новых религиозно-исторических идей, получивших широкую известность. Хотя называть их «новыми» не совсем верно – скорее, Владыка с присущей ему мудростью и тщательностью разоблачил некоторые вековые мифы и вернул нашему народу историческую правду.

В частности, в книге «Самодержавие духа» архипастырь опроверг распространенное среди историков мнение о «жестокости» преподобного Иосифа Волоцкого и внес ясность в проблему оценки ереси жидовствующих.

Владыку нередко обвиняли (и продолжают до сих пор) в антисемитизме, хотя он не раз замечал, что все упреки в национальной нетерпимости и «черносотенстве» есть не что иное, как попытка заставить замолчать тех, кто пытается с христианских позиций разобраться в сложных вопросах межнациональных и межрелигиозных отношений. Митрополит пишет, что главная цель еврейства и жидовствующих (к которым он причислял и противников принципов Православия из этнически русских людей) – уничтожение веры Христовой: «Политика еврейской нации неоднократно носила черты заговоров, интриг, распространения ересей (ересь жидовствующих при Иосифе Волоцком), направленных на разрушение Русского государства. Самым ярким примером может служить февральский переворот 1917 года. Очевидно, и нынешнее положение в стране является продолжением той же политики разрушения».

Рассматривая упомянутую ересь с исторической точки зрения, Владыка подчеркивает, что ее приверженцы старались разрушить традиционный религиозный уклад христианских обществ. Он оценивает их идеологию как государственный заговор: «Краткий рассказ не позволяет передать всего драматизма этой истории. Но можно с уверенностью сказать, что в течение 34 лет, с момента рождения ереси и до ее разгрома в 1504 году, дальнейшая судьба России и само ее существование находились под вопросом. Дело в том, что ересь жидовствующих не была „обычной“ ересью. Она больше напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия». И именно этой сугубой опасностью, по мнению архипастыря, были обусловлены суровые меры в отношении еретиков.

 

 


Наследие архипастыря

 

В том же «Самодержавии духа» владыка Иоанн раскрывает правду и о первом русском Царе Иоанне Васильевиче IV, реабилитируя его доброе имя для нашего поколения. Опираясь на достоверные источники, он воссоздает правдивую картину царствования Иоанна Грозного. Вот как характеризуется Государь в книге: «Подвижнический характер имела вся личная жизнь Царя. Это ярче всего проявлялось в распорядке Александровской слободы. Шумную и суетную Москву Царь не любил, наезжая туда „не на великое время“. В Александровской слободе он все устроил так, как хотел, вырвавшись из церемонного и чинного порядка государевой жизни с его обязательным сложным этикетом и неизбежным лицемерием. Слобода, собственно, была монастырем в миру <…>. По благочестию в личной жизни с Грозным Царем может сравниться, пожалуй, лишь Царь Тишайший – Алексей Михайлович, проводивший в храме по пять часов в день и клавший ежедневно от тысячи до полутора тысяч земных поклонов с молитвой Иисусовой».

Митрополит Иоанн разоблачает и клеветнические легенды об убийстве Царем святителя Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского. «Нашлись и такие, – пишет он, – которым самоотверженная правдивость митрополита перед Царем грозила разоблачением и опалой. Среди них выделялись: Пимен, архиепископ Новгородский, мечтавший сам занять кафедру митрополита; Пафнутий, епископ Суздальский, и Филофей Рязанский. Душой заговора, направленного на разобщение святого Филиппа с Иоанном IV, стал государев духовник, благовещенский протопоп Евстафий, боявшийся потерять расположение и доверие Царя». В результате интриг этих людей святитель был смещен с кафедры, а затем убит; Царь же наложил на убийц опалу. Описанные предателем А. Курбским и масоном Н. Карамзиным подробности расправы опричника Малюты Скуратова со святым не научны, а фантастичны. «Малюта уже не застал святителя в живых», – отмечает владыка Иоанн.

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник