АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Рипида
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 42
РИПИДЫ
В ЦЕРКВИ ПОТРЕБНЫ
ДЛЯ ТАИНСТВЕННЫХ ПРИЧИН
Иметь рипиды в Церкви повелевает и необходимость их при священнодействии, что изъясняет святой Иаков у Климента (в кн. 8, гл. 12) сими словами: «Два диакона с обеих сторон престола да держат рипиды, сделанные из тонких кож или павлиньих перьев, или из полотна, и да отгоняют ими малых летающих животных, дабы они не впали в чашу». И потому рипиды эти издревле и всегда были употребляемы в Церкви Греческой.
Впрочем, рипиды как веяла употребляются не для прогнания только летающих животных и не для прохлады, но и по превосходному таинственному значению. Иов у Фотия (в кн. 6, гл. 25) говорит: «Когда Господне Тело возлагается на освященной трапезе, тогда служащие диаконы должны с обеих сторон колебать над приносимыми там страшными Таинствами устроенные из перьев рипиды, во образ шестокрылатых Серафимов, и не должны допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего от видимых вещественных действий на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте».
Святой Герман, объяснивший многие таинственные предметы и действия, почитает рипиды и колебание оных приличными действию, совершаемому здесь священником. На вопрос: «Что сказать о божественных рипидах, которые держат в руках диаконы и которыми как бы в ужасе колеблют до самой молитвы Господней?», он отвечает: «Владыке Христу всегда соприсутствовали Небесные Силы, особенно же в ту ночь, в которую Он был предан. Они видели приведение Его к Каиафе, стояние перед человеком, лжесвидетельства, биение, заплевания, попирания ногами, поругание иудеев, облечение руками воинов в червленую одежду, терновый венец, поругательные коленопреклонения и все прочее, о чем повествует история божественных Евангелий, и, может быть, и другое, что по множеству подобных оскорблений не упомянуто, – видели это и, при каждом таком явлении недоумевая и поражаясь величием долготерпения, закрывали свои лица и отвращались, а потом, благоговея перед владычеством Господа, снова обращались к Нему, и это делали они до вознесения Его на Крест. Посему, когда Христос находился на самом месте распятия, Божественные Силы перестали ужасаться и дивиться».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 174) говорит: «И диаконам, поелику они изображают Серафимов [при поставлении] дается рипидион; рипидион же изображает крыла Ангелов, да и самых Херувимов и Серафимов; потому они и имеют на себе изображение Серафимов и носят образ их, сущих в законе, осеняющих кивот и т. н. святое святых. Ибо, если тогда были они в скинии, то тем более должно им быть здесь по явлении истины. И поистине, при этом присутствует множество Ангелов, как некоторые из Отцов наших видели множество их, наполняющих дом; да и сами находящиеся внутри святилищного алтаря имеют чин Ангелов. Но и образы божественных предметов не должны быть отметаемы, т. к. они руководят к первообразам».
§ 43
НА ЛИТУРГИИ
БЫВАЮТ ЧЕТЫРЕ ПЕСНИ
Четыре главных песни имеются ныне в Церкви, и все они употребляются в безкровном и страшном настоящем священнослужении, т. е. песнь ангельская, трисвятая, херувимская и победная. И хотя все вообще эти песни могут быть названы ангельскими, херувимскими, трисвятыми и победными, однако всякая из них носит собственное свое наименование.
Ангельскою называется та песнь, которая во время неизреченного Рождества Христова слышана была пастырями, когда множество Сил Небесных хвалили Бога и воспевали: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14). Эту песнь во время священной Литургии произносят тайно, не в слух всех, т. к. она была воспета на земле и слышана только стерегущими стражу ночную со стадом своим. О чем смотри сей части гл. 6, § 46.
Трисвятая песнь состоит в следующих словах: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»; приняв ее частию от Ангелов, частию от Давида, Церковь воспевает ее во время Литургии на малом входе в алтаре и на ликах, о чем также показано в своем месте.
Херувимская песнь, т. е. «Аллилуиа», поется во время великого входа при песни «Иже Херувимы…», равно как и при других, т. е. при «Вечери Твоея тайныя…» и при «Да молчит всяка плоть…», которые поют в указанное время.
Наконец, победная песнь называется так потому, что в ней славится Великий Бог, как Господь Саваоф, т. е. Господь Сил, и есть та самая, которую немолчными устами непрестанно со страхом и трепетом, по видению Исаии, взывали Сидящему на престоле славы Небесные Силы, и которая, как выше показано, есть: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».
К сим словам Церковь присоединила и земную песнь, которую воспевали еврейские отроки с вайями и ветвями воплощенному Слову Божию, т. е. – «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». Ибо т. к. единая Церковь составилась через Христа из Ангелов и человеков, то народ и поет песнь эту, заимствованную от Ангелов и человеков, показывая через то будущее прославление наше с Ангелами и настоящее единение с ними.
Мысль же этой победной песни такова: Свят Отец, Свят Сын, Свят Дух Святый – вот три Ипостаси; Господь Саваоф – вот единое Божество и единое Естество. Поэтому слово «свят» произносится трижды – для обозначения трех Ипостасей, а слово «Господь» однажды – ради единства Божества. Слова «исполнь небо и земля славы Твоея» – указывают на познание Трисвятого Божества, дарованное народам, по Божественному смотрению, через Ангелов и Апостолов Христовых, и исполнившее славы Его и горе, и на земле. «Славы Твоея» поется в означение того, что одна слава Пресвятой Троицы, одна сила и совет, и движение, и действие, и един Бог в Троице. «Осанна», т. е. подай спасение, или, как в Псалтири сказано, О, Господи, спаси же, о, Господи, поспеши же (Пс. 117, 25); ибо «осанн» значит «спасение», а «на» – «подай». «В вышних» – т. е. в Небесном Царствии с самими Божественными Ангелами.
Святой Симеон (в гл. 85, о храме) говорит: «После сего предстоит священнодействующий иерарх и воспевает божественные дела, и, за всех возблагодарив, соединяется с Архангелами и возглашает с ними победную песнь: „Свят, Свят, Свят“. Ее же возглашает и народ, показывая тем, что в будущем веке мы одинаково с Ангелами будем прославлять Бога и соединимся с ними».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | О внешнем облике священнослужителей |
1. Согласны ли Вы, что священный сан и монашеское звание обязывают своих обладателей всегда ходить в приличной им одежде?
2. Известно ли Вам, откуда возникла традиция отращивания бороды и волос у православных монахов и клириков?
3. Согласны ли Вы, что нежелание священника носить рясу вне храма и ношение бороды исключительно для проформы – признак модернизма?
4. Знаете ли Вы, что нельзя судить и укорять священнослужителей за нравственные недостатки, но, независимо от сана, необходимо обличать искажающих веру еретиков? |