ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Сеяние на камне

Проект документа «Всеправославного собора»
«Отношения Православной Церкви с остальным

христианским миром» в свете святоотеческой традиции

 


Учредительная генеральная ассамблея ВСЦ, 1948 год

 

 

В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21–28 января с. г., на официальном сайте Московского Патриархата был опубликован Проект документа «Всеправославного собора» «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези 10–17 октября 2015 года. Документ достаточно объемный, и осуществить полный его анализ в рамках газетной публикации не представляется возможным. Однако рассмотреть отдельные положения Проекта в свете Церковного Предания и учения Святых Отцов необходимо.

 

Сегодняшняя небольшая статья посвящена сравнению методов экуменического диалога с апостольскими и святоотеческими правилами бесед с еретиками. Об этом говорится в пунктах с 11по 15.

Пункт 11 гласит: «Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий».

Сразу же отметим несогласие предлагаемого метода с православной святоотеческой практикой и традицией. Ни в житиях святых, ни в их творениях, ни в церковном законодательстве, ни в Слове Божием нет указаний на подобные методы. Напротив, говорится о совсем других правилах и принципах словопрений с еретиками и раскольниками. Например, святой апостол Павел предлагает следующие простые и всем понятные действия: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом: «Схваток, т. е. споров с еретиками, он [апостол] велит избегать, чтобы не трудиться напрасно, когда нет никакой пользы, потому что конец их ничтожен. Когда кто-нибудь развратился до такой степени, что ни за что не решается переменить своего мнения, то для чего тебе трудиться напрасно, рассыпая семя на камни, тогда как можно употреблять этот прекрасный труд для своих, беседуя с ними о милосердии и других добродетелях? Далее, почему [апостол] в другом месте говорит: „Не даст ли им Бог покаяния“ (2 Тим. 2, 25), а здесь: „Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден“? Там он говорит о людях, подающих надежду на исправление и только оказывающих сопротивление; а когда кто-нибудь [держится ереси] явно и открыто перед всеми, то для чего напрасно состязаться с ним, для чего бить воздух? Что значит: „будучи самоосужден“? Он не может сказать, что никто не говорил ему, никто не вразумлял его; и когда после увещания останется таким же, то он – „самоосужден“».

Экуменический метод, изложенный в пункте 11 Проекта соборного документа, отражает модернистские представления «православных» экуменистов и наглядно показывает, как не должно вести такие собеседования; он содержит в себе все пороки, на которые указывает Златоуст. Например, в науке тоже есть принцип «отложенного вопроса», но там решение откладывается до поры, до получения новых знаний или открытий. А на какие «открытия» в православной традиции рассчитывают модернисты? Это напрасный труд, от которого не будет никакой пользы. Если же сказать прямо, то предложенный метод – уловка, не побуждение к отказу от ереси, а затягивание времени. И паписты, и монофизиты, и протестанты, и все прочие еретики развратились до крайней степени и ни за что не согласятся переменить своего мнения. И потому итоги такой деятельности, все «диалоги» и их «методология» – не просто ничтожны, но душепагубны.

Посмотрим еще, как объясняет приведенные выше слова апостола блаженный Феофилакт Болгарский: «Как же Павел в другом месте говорит: „Не даст ли им Бог покаяние“ (2 Тим. 2, 25)? Там он говорил о людях, подающих надежду на исправление; а здесь говорит о неисправимом еретике, совершенно развращенном, который осужден сам собой, т. е. безответен. Ибо он не может сказать: никто не вразумил меня, никто не научил. Итак, если после увещания он упорствует в одном и том же, он сам осудил себя».

Блаженный Феофилакт полностью согласен со святителем Иоанном, однако акцентирует внимание на теме виновности самого еретика в его заблуждении. Экуменисты же тяжко согрешают, возлагая вину за «разделение церквей» на Святых Апостолов и Отцов и утверждая, что они якобы не имели любви. Но мы видим, что не угодники Божии повинны в отпадении еретиков от Церкви, а сами заблудшие, поскольку не послушали их доброго совета и упорствовали в ересях. Это относится и к нынешним последователям первых лжеучителей – современным папистам, протестантам, монофизитам и прочим «инославным».

Следующий, 12 пункт Проекта соборного документа по своему содержанию утопичен. «Очевидно, – пишут авторы, – что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви». Но это далеко не очевидно! Особенно когда дело касается «единства» с еретиками. Напротив, давно понятно, что экуменический диалог – это путь не в Церковь Христову, а в единую синагогу антихриста.

Документ не учитывает свободную волю людей и то, что Господь не может никого спасти насильно. А желают спасения, к сожалению, далеко не все. Некоторые люди откровенно служат лукавому, есть и скрытые его агенты, которые также сознательно поклоняются врагу рода человеческого; и таковых, к несчастью, множество среди тех же участников ассамблей экуменического «Всемирного совета церквей». Святитель Серафим Богучарский свидетельствовал: «На Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 году, и Лозаннской экуменической конференции в 1927 году 80% участников были членами масонской организации ИМКИ, руководимой <…> д-ром Джоном Моттом». Ясно, что члены сего антихристианского общества, скрывающие принадлежность к нему, не ищут спасения, не хотят каяться и вступать в Церковь Христову, но намеренно держатся заблуждений.

 


Экуменическая молитва перед подготовительным заседанием
накануне X Генеральной ассамблеи ВСЦ, 2012 год

 

Соответственно, цели этих деятелей не сходятся с указанными в Проекте. Они стремились и стремятся к созданию масонской лжецеркви. «Если экуменическое разложение будет идти и впредь такими же шагами, – пишет святитель Серафим, – то недалек тот день, когда вожди <…> Церкви приведут ее на радость врагов Православия к полному духовному единению с создавшимся на Западе религиозным единством, которое в лице экуменизма ставит своей задачею поглощение всех Поместных Православных Церквей и образование единой вселенской, только не Православной, а экуменической, т. е. еретической и масонской, „церкви“, в чем и состоит сущность экуменизма». При таком взгляде кажущаяся наивность авторов Проекта, невзвешенность их рассуждений приобретает иной, далеко небезобидный смысл.

Вполне закономерно, что пункт 14 расширяет полномочия Вселенского Патриарха в духе «восточного папизма»:  «Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании».

Окончание см. на стр. 5

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник